Другой рынок окон. Интервью tybet.ru с директором Премии «Оконная компания года», Суднициной Мариной


Осенью 2016 года стартовал второй сезон российской профессиональной Премии индустрии светопрозрачных конструкций «Оконная компания года», организуемой интернет-порталом tybet.ru.

О том, как будет проходить конкурс в этом году, мы поговорили с директором проекта Мариной Суднициной

Другой рынок окон. Интервью tybet.ru с директором Премии «Оконная компания года», Суднициной Мариной Другой рынок окон. Интервью tybet.ru с директором Премии «Оконная компания года», Суднициной Мариной

Марина, почему Вы делаете этот проект?

Рынок светопрозрачных конструкций – большая индустрия, у каждого –  свой участок работы. Так сложилось, что за 16 лет tybet.ru стал самой крупной  коммуникационной площадкой отрасли. За эти годы мы организовали сами и поддержали много других партнерских проектов. Изучать, анализировать, создавать контент, организовывать, привлекать аудиторию, продвигать, налаживать связи в проекте «Оконная компания года» для нас также естественно, как и все, что мы делали до этого.  

До окон я работала в крупном исследовательском агентстве и делала похожий проект странового масштаба, и теперь много где бываю, интересуюсь, общаюсь с организаторами и заказчиками. Точно знаю, без идеи, события, информационного повода продвигать что-либо просто невозможно. Потребитель перенасыщен информацией, за его внимание необходимо бороться.

На нашем рынке ситуация известна – 7 лет кризиса подряд. В отличие от 90-х окна перестали быть модной темой. По разным причинам внимание, что хуже, доверие потребителей ощутимо потеряно. Создавалось не много стимулирующих мероприятий, позитивных новостей и проектов. Отрасль, к сожалению, не смогла договориться о программе продвижения привлекательного бренда «окно». Честно говоря, писать о кризисе,  проблемах, демпинге и корпоративах стало утомительным. Поэтому мы нашли другие темы, другой созидательный формат для продвижения рынка, на котором работаем. Так в 2015 году появилась Премия «Оконная компания года». «Другой взгляд на окна» стало не просто слоганом проекта, а его прямым назначением: видеть и показывать новые важные вещи, стремиться к большему, делать по-другому.

Для нас самих проект стал отображением собственного внутреннего роста, реализацией возможности приносить потребителям пользу. Премию «Оконная компания года» мы делаем потому что, как отраслевики реально хотим другого, культурного, более благополучного рынка.

Но кризис еще не пройден, в отрасли много проблем. Насколько удачное время Вы выбрали для реализации проекта? 

Для нас, как организаторов время сложное, но для проекта – самое время. На оконном рынке происходит серьезная перестройка – и структурная и психологическая. Текущий момент интересен тем, что меняется и обновляется вся рыночная эко-система, а это значит, что следующие 10 или больше лет будут другими, не теми, что раньше. Будут работать другие модели, другая психология и другие компании... Почему и какие – заслуживает внимания и изучения.

За 20 предыдущих лет в отрасли сложились свои традиции, связи, роли и стереотипы, на которых строились все внутренние отношения, устойчивость. Было примерно так:  если компания много лет на рынке, у всех на слуху, «в тусовке», значит она: а) «лидер», эталон и прекрасна во всем; б) перспективна и навсегда. Поэтому  со стороны партнеров или поставщиков всегда могла рассчитывать на специальные условия, товарный кредит, рекламную и другую поддержку. Независимо от того, есть ли долгая стратегия или нет. Сегодня же становится ясно, что многие компании-лидеры, родом из «90-х» накопили проблемы, усталость, у учредителей случился синдром выгорания. Вчерашние лидеры выбывают, и представление о перспективности компании без доказательств оборачивается разочарованием. У поставщиков за прошлый год заметно сократилась клиентская база, вложения не оправдались. Накопленный негатив передается по цепочке…

Второй год подряд, в рамках Премии, мы активно общаемся с большим количеством видных оконных компаний и руководителей. Интересуемся их видением рынка, новыми проектами, планами на развитие. По сути, каждый звонок в фирму или встреча – соцопрос, исследование, в котором, как минимум, понимаем настрой, культурный код. Далеко не всегда они соответствуют нашему исходному представлению. Часто выясняется: у «лидера» нет новых проектов, нет новых задач, нет ресурсов, нет настроения и, честно сказать, культура тоже так себе.

Зато растут и выходят на видные позиции другие компании, у которых все это есть. Не все они из Москвы, и не из традиционной «тусовки», пока не очень известны, но делают невероятные вещи. Они открытые, системные, с амбициями, настроенные на уровень, на клиентов, на качественный рост и перспективу. Не боятся экспериментировать, искать новые ниши, вкладывать деньги и, в отличие от усредненного рынка, зарабатывают! И если кто-то из них еще не бренды, то, как показывает практика, 8-10 лет достаточно, чтобы ими стать, и будущее за ними.

Именно такие компании нам интересно находить и поддерживать на площадке. В нашей концепции Премия позволяет отслеживать и понимать, кто именно и за счет чего развивается, кому принадлежит завтра. Я думаю, что ставка на такие компании и их поддержка – это то, что нужно рынку не потом, а сейчас.

Устойчивое мнение, если речь идет о Премии, значит о раздаче медалей, нарядном «ивенте». Решаются ли ваши задачи проведением церемонии? И так ли для отрасли важно взглянуть на своих героев? 

В России формат премий чаще всего так и воспринимается. Ментальность, наверное, такая. За рубежом премии – это уважаемая история. Люди и бизнес относятся к себе иначе: «Мы достойны лучшего».

Наш проект точно не про «медальки», иначе не пришлось бы столько работать над системой организации конкурсной части. Церемония всего лишь яркий эпизод,  финальный аккорд. Ей предшествует длительная организаторская работа с участниками рынка, с экспертами, со СМИ. Номинанты готовят свои конкурсные презентации. Жюри изучает и оценивает проекты. Это слаженный механизм, без которого задачи проекта не решаются.

Что позволяет делать проект в коммуникациях с внешней аудиторией?

Во-первых, позиционировать оконный рынок, ставить его в ряд с другими потребительскими отраслями, заслуживающими внимания общества. Если на автомобилях везут и едут, посредством мобильной связи общаются, в заведениях проводят досуг, то свет, воздух и тепло в жилищах людей на 80% обеспечивается именно окнами и оконной индустрией. Премия «Оконная компания года» – актуальный информационный повод для потребителей, чтобы задуматься о своем доме и качестве жизни в нем. Узнать из компетентного источника, из средств массовой информации, благодаря чему и кому достойное качество возможно.

Во-вторых, до сих пор в СМИ много страшных историй об обманутых заказчиках, о судебных исках к оконным производителям, о выпадении детей из окон и пр. Без внятной разъяснительной кампании (не рекламы!) в тех же СМИ страдает репутация всего рынка. Если обобщить, подозревается каждый, это неприятно. Наша пресс-служба проводит информационную кампанию, что не весь рынок – мошенники  и разъясняет разницу между профессионалами и «гаражом».

В-третьих потребителя долго приучали к низкой цене. В результате, правде в глаза, кроме скидок, ему мало, что еще интересно. И если говорить о новых современных продуктах и решениях, не так уж много известно. Часто я сама сталкиваюсь с вопросом от знакомых: «Какие окна лучше? На что обращать внимание и где заказать?». Потому что людям нужна не реклама, а рекомендация, отзыв от тех, кому доверяют. Профессиональная премия и есть такой «лайк», рекомендация от нас и компетентных независимых экспертов, которых мы привлекаем в проект.

И еще, без лишней патетики, «Оконная компания года» – единственная в России Премия, где понимают и ценят профессию «оконщик». На нашей площадке не оцениваются вперемешку продукты питания, гигиенические средства, бытовая химия и др. Конкурс разработан с учетом специфики оконного рынка, поэтому доверие к информации о победителях конкурса со временем будет только расти.

Сложные задачи. Это всегда считалось прерогативой ассоциаций. Вы перенимаете инициативу? Вам это под силу?

Ничего ни у кого мы не перенимаем, наоборот, в силу собственных возможностей оказываем союзническую поддержку. Мы пригласили в проект и успешно сотрудничаем со всеми, кто понял и разделяет ценность проекта. Надеемся, со временем единомышленников и поддержки станет больше.

Что касается усилий, мы очень много работаем. С точки зрения организации, как я  уже сказала, Премия – сложный проект: документация, работа с участниками, с экспертами, с партнерами, с контентом и СМИ, с госорганами, со спонсорами, реклама, организация церемонии и т.д. Все это требует сил, времени и денег. У нас небольшая команда, поэтому, где это нужно, привлекаем подрядчиков.

А финансирование?

Старт проекта, как авторы идеи и организаторы финансировали мы, при поддержке спонсоров, компаний: PILKINGTON, WINKHAUS, SIEGENIA, IVAPER. Генеральным спонсором первого сезона стал tybet.ru.

Второй и последующие сезоны будут проводиться на регистрационные взносы самих участников Премии, разумеется, при дополнительной спонсорской поддержке. В этом году с нами вновь WINKHAUS, SIEGENIA, IVAPER и поддержка DECEUNINCK. Переговоры с другими компаниями не завершены и проходят также в позитивном ключе.

Тем не менее, считаем, что «Оконная компания года» – площадка для оконщиков, конкурс должен быть объективным, поэтому Премия не должна проводиться за чей-то заинтересованный влиятельный счет. Наличие у площадки спонсоров – это смысловое партнерство и солидарность с идеей проекта. Спонсорские взносы позволяют проводить событие на высоком уровне. На формат, повестку и оценку в конкурсе спонсоры не влияют и в Жюри не входят. Это прописано в договорах. Мы благодарны им за поддержку нашей позиции.

Продолжение интервью.

Руководитель пресс-службы
«Оконная компания года» Лилия Калашникова