«Завод РОТО в Ногинске соответствует ведущим европейским стандартам». Интервью tybet.ru с Виктором Мелиховым, генеральным директором ООО «РОТО ФРАНК»
1 октября 2018 года празднует 10-летие завод лидера российского рынка фурнитуры для окон и дверей «РОТО ФРАНК» в Ногинске. В преддверии юбилея генеральный директор компании Виктор Мелихов в интервью tybet.ru рассказал о российском предприятии и его производственном потенциале, продуктовой линейке бренда и дебюте новой системы фурнитуры, ситуации на оконном рынке и последствиях роста цен на сырьё, перспективах отрасли в целом и компании «РОТО ФРАНК» в частности.
В 2018 году завод «РОТО ФРАНК» в Ногинске отмечает 10-летие. Расскажите о своём предприятии: чего удалось достичь за эти годы?
– Решение о строительстве завода в России отражает стратегию компании «РОТО ФРАНК» на российском рынке. В тот момент, когда это решение принималось, на рынке ощущался дефицит производственных мощностей. Эта потребность сложилась, исходя из положительной динамики рынка в 2005-2008 гг. Кроме того, завод был призван сократить сроки поставок, сохранив при этом их высокое качество. Это одна из приоритетных задач для РОТО. Располагая собственным производством полного цикла и логистическим терминалом, мы обеспечиваем оперативные и бесперебойные поставки с качеством сервиса на уровне 98-99 процентов. Я думаю, что такой уровень обслуживания по достоинству оценивают и наши партнеры, и наши клиенты в регионах.
На сегодняшний момент текущие производственные мощности полностью удовлетворяют потребностям российского рынка. Более того, часть производимой в Ногинске продукции успешно экспортируется в европейские страны. Этот факт прекрасно иллюстрирует уровень качества производства. Заводы РОТО во всех странах работают в рамках единых стандартов и на основе единой системы управления качеством. Производственные подразделения РОТО сертифицированы в соответствии со стандартом DIN ISO 14024.
Успешная 10-летняя практика работы завода не натолкнула на мысль построить ещё одно предприятие в стране?
– Дальнейшее развитие производственных мощностей должно происходить в соответствии с динамикой оборота и потребностями рынка. К сожалению, в последние годы мы наблюдаем как количественное, так и качественное падение рынка. При этом позиция РОТО в вопросах качества продукции, ее технологичности бескомпромиссна: качество – краеугольный камень производственной философии РОТО. Инвестиции должны быть оправданы, целесообразны и экономически обоснованы. На сегодняшний день потребности в открытии еще одного предприятия в России у нас нет.
Какие «умные» технологии используете на заводе в Ногинске?
– Как и в любом другом подразделении РОТО, у нас на производстве происходит процесс постоянного улучшения. Мы внедрили на заводе технологии бережливого производства, технологии 5S – современные разработки, которые позволяют нам быть эффективнее на каждом этапе производства и продаж. Технологии, которые мы применяем в Ногинске, соответствуют ведущим европейским и мировым стандартам. Требования к качеству процессов и качеству продукции идентичны во всех подразделениях компании по всему миру. И они очень высоки.
В этом году у компании ещё один юбилей – уже 20 лет РОТО является членом Российско-Германской Внешнеторговой палаты. В чём Вы видите миссию компании в сфере укрепления деловых отношений между странами?
– Действительно, 2018-ый стал для нас годом юбилеев. В августе мы принимали коллег из Российско-Германской Внешнеторговой палаты у нас на заводе в Ногинске. Все члены этой организации очень активны, и РОТО – не исключение. Основные наши взаимодействия нацелены на развитие компаний, на привлечение и осуществление инвестиций. Мы рассматриваем предложения коллег из Российско-Германской Внешнеторговой палаты о возможностях расширения бизнеса, различные юридические и экономические вопросы.
Это своего рода бизнес-клуб, который очень активен во взаимодействиях друг с другом и в плане обмена информацией, и в плане обмена опытом между компаниями, в том числе культурном и спортивном. К примеру, между немецкими компаниями-членами Российско-Германской Внешнеторговой палаты регулярно проводится футбольный турнир. В феврале 2018 г. команда РОТО заняла третье место на этом турнире.
Не секрет, консолидация рынка набирает обороты. Что, на ваш взгляд, может дать иммунитет оконной компании?
– Тема консолидации все чаще обсуждается в нашей отрасли. Это объективный процесс. Количество оконных компаний уменьшается. Крупные компании становятся еще крупнее. Однако значение имеет не только размер компании. Важно, насколько эффективно работает та или иная компания. Я имею в виду внутренние процессы компании, в том числе финансовые, логистические, производственные. С моей точки зрения, именно эффективность является базой для создания иммунитета компании вне зависимости от ее масштаба.
Как за 10 лет изменились переработчики фурнитуры РОТО? Что ждут от поставщика фурнитуры?
– Я не могу сказать, что наши клиенты изменились кардинально. В то же время, эффективные компании постоянно совершенствуются, работают над улучшением своих процессов. В этом смысле переработчики фурнитуры РОТО, многие из которых в том числе являются ведущими компаниями не только в регионах, но и в целом в России, демонстрируют позитивную динамику. И это обстоятельство, безусловно, радует нас, потому что в успехе наших клиентов есть часть, которая напрямую связана с нашим взаимодействием.
Ввод фурнитуры Roto NX – это долгожданное событие на нашем рынке. Почему руководство «РОТО ФРАНК» приняло решение включить Россию в список стран, где данная фурнитура будет введена в первую очередь?
– Появление Roto NX – это действительно долгожданное событие, причем не только на нашем рынке, но и на рынках других стран. Этот продукт предназначен для сбыта на всех территориях присутствия группы компаний РОТО. Фурнитура Roto NX отражает архитектурные и строительные тенденции последних лет, которые повлекли за собой повышение требований к конструктивным особенностям светопрозрачных конструкций и, как следствие, к возможностям и характеристикам фурнитуры, как одного из важнейших элементов окна. С этой точки зрения, Roto NX является новой вехой в развитии поворотно-откидной фурнитуры.
Если говорить об очередности ввода нового продукта на рынок, то это решение не принимается исключительно централизованно. Это результат тесного взаимодействия подразделений компании с головным офисом, а также с производством. Россия вошла в число стран, где планируется системный ввод новой фурнитуры. Это связано с высоким объемом сбыта в России, а также с особым вниманием компании именно к сегменту поворотно-откидной фурнитуры. Мы считаем, что инновационные продукты должны быть представлены в России в первую очередь. Именно инновационные продукты дают возможность клиентам РОТО отличаться на рынке, быть на шаг впереди, опережая тренды.
Как рынок принял новый продукт? Что показал дебют Roto NX? Каковы первые отзывы клиентов?
– Первая презентация фурнитуры Roto NX состоялась в марте текущего года в рамках выставки Fensterbau Frontale в Нюрнберге. В 2018 году стенд РОТО посетило в 3,5 раза больше представителей российских компаний, чем на предыдущей выставке двумя годами ранее. Это напрямую связано с презентацией Roto NX. Мы увидели неподдельный и живой интерес гостей на стенде РОТО к новому продукту, и мы благодарны всем нашим коллегам, кто нас посетил.
Мы уже имели возможность протестировать Roto NX совместно с пилотными клиентами и производителями основных профильных систем. Первые испытания показывают, что новый продукт отличается высоким качеством и открывает целый ряд новых возможностей для наших клиентов. По всем испытаниям мы получили абсолютно позитивные отзывы. Первые продажи фурнитуры Roto NX начнутся уже в конце 2018 года.
Как компании удаётся сохранять стабильность на нестабильном российском рынке? Более того, постоянно вводить новые продукты.
– Правильно выбранная стратегия, тесное взаимодействие с партнерами и клиентами – это, с нашей точки зрения, залог долгосрочной стабильности и успеха компании. Разработка и внедрение нового продукта – это ответ на требования рынка. Мы думаем в первую очередь о наших клиентах – производителях окон. Им сегодня как никогда нужны инструменты, чтобы выделиться на рынке. С этой точки зрения фурнитура Roto NX позволит им работать в высоком качественном и ценовом сегменте, обеспечит им соответствующую маржинальность и даст возможность отстроиться от конкурентов.
Цены на сырьё неуклонно растут, а значит, требуются новые инструменты оптимизации производственных и логистических процессов. Что планируете делать в данном аспекте? И каковы Ваши прогнозы относительно динамики стоимости фурнитуры?
– Если говорить об оптимизации производственных и логистических процессов, то это перманентная задача для РОТО. Мы постоянно работаем над тем, чтобы работать более эффективно. К сожалению, на сырьевом рынке мы видим возрастающий тренд. До какого-то времени компания способна компенсировать растущую материальную себестоимость за счет внутренних ресурсов. Однако в определенный момент повышение цен неизбежно.
Речь идет не только о стоимости фурнитуры, но и других комплектующих окна. В итоге происходит формирование объективно верной цены на окно как готовое изделие. Цены, которая позволяла бы оконным компаниям генерировать прибыль. В этом году мы наблюдали повышение цен на окна производителями. Ситуация, с моей точки зрения, достаточно объективная.
К сожалению, многие российские оконные компании оперируют ценой, как одним из главных аргументов продаж. Как себя чувствуют поставщики фурнитуры на фоне этой тенденции? Идут на поводу у рынка или пытаются «вразумить» его?
– Цена, действительно, один из главных, но далеко не первый критерий при принятии заказчиком решения о покупке. Разговору о цене предшествует обсуждение целого ряда других важных аспектов. И ведущим в этом разговоре с заказчиком должен быть, конечно, продавец окна.
Окно само по себе – это не готовый продукт. К нему прилагается серьезный сервисный пакет: грамотная консультация на начальном этапе продажи, работа по расчету заказа, финальный этап продаж, монтаж, сдача объекта заказчику. Вне зависимости от того, частный ли это клиент или строительная компания, заказчик всегда требует высочайшего качества. Для производителя окон качество состоит из качества непосредственно окна и из качества услуг, которые он оказывает заказчику.
Полагаю, что довольный клиент – это цель любой компании. Если заказчик понимает, из чего складывается цена продукта, понимает уровень качества продукта и сервиса, то он будет готов принять цену, которую ему предлагает поставщик.
Какие сегменты наиболее перспективны в России для РОТО (по материалу, по конструкции, по объектам)?
– Компания РОТО является системным поставщиком решений для своих клиентов. Эти решения подкрепляются широкой продуктовой линейкой, начиная от поворотно-откидной фурнитуры, заканчивая самыми сложными техническими решениями. Все продукты наши клиенты могут получить из одних рук. Поэтому для нас не существует неинтересных и неперспективных сегментов на рынке окон из ПВХ, алюминия и дерева.
Объективно поворотная и поворотно-откидная фурнитура – это доминирующий продукт с точки зрения количественных показателей. В то же время в последние два года отчетливо видна тенденция увеличения продаж в сегменте нестандартной фурнитуры. Это решения для входных групп, сдвижные системы Roto Patio Alversa. Положительную динамику демонстрирует сегмент фурнитуры для алюминиевых конструкций. Это говорит нам о том, что на рынке есть спрос на качественный высокомаржинальный и высокофункциональный продукт.
Назовите наиболее эффективные регионы с точки зрения потребления фурнитуры бренда. Какие рынки планируете осваивать?
– Мы анализируем нашу работу и наши результаты во всех регионах России и других странах нашего присутствия. Безусловный лидер по объемам продаж – Центральный регион: Москва и ряд близлежащих областей. Отличные результаты показывает также Санкт-Петербург и Северо-Западный регион. Остальные регионы страны развиваются по-разному: это зависит от общей экономической ситуации. Наши планы по развитию распространяются на все без исключения регионы. В тех регионах, где наши результаты не соответствуют нашим ожиданиям, мы будем прилагать особые усилия для нашего продвижения и развития вместе с нашими партнерами и клиентами.
Благодарим за интервью. Желаем долголетия и процветания предприятию в Ногинске, а всем сотрудникам и клиентам «РОТО ФРАНК» дальнейших успехов!
Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии гиперссылки на tybet.ru