Кузьма Стеклов. Оконная история в лицах (44)


пред.   след.

Всем, кто ездил в командировки, известен этот закон (пожалуй, его совершенно необходимо внести в новое издание знаменитых «Законов Мерфи» под названием «Наблюдение Кузьмы Стеклова») – «Выданные бухгалтерией родного предприятия деньги кончаются значительно раньше, чем завершается поездка».

В советские годы банковские карточки, которые имеются сегодня и у каждого продавца семечек, еще не были так популярны. Поэтому, когда «командировочные» деньги кончались в незнакомом городе, приходилось ждать переводов или от родных, или от родного института (вот это у нас получалось чрезвычайно редко, к сожалению). Один мой институтский приятель, когда заканчивалась стипендия, бомбардировал домашних стихотворными телеграммами – типа «Милые родители, денег не дадите ли?» – до тех пор, пока его отец, обладавший, вероятно, отменным литературным вкусом, не прекращал поток подобных бессмысленных вирш единственным доступным ему способом – пересылкой денег.

Во время нашей первой поездки в Душанбе (а мы поехали в этот город всего на две недели) мы оказались банкротами уже на пятый день. И все благодаря тому, что было довольно жарко, а единственный в то время бар с кондиционером, где мы и спасались от непривычного зноя, был непомерно дорогим. Вот на шестой день – в субботу – вопрос дальнейшего выживания и ежедневного пропитания и встал во весь рост.

Конечно, мы могли принять, как говорят сегодня, «непопулярное решение», пойти на улицу и стать в некотором роде профессиональными нищими – таких можно увидеть сегодня на каждом углу.

Но – мы твердо решили, что кандидатам технических наук не пристало стоять и подвывать подобно Кисе Воробьянинову: «Мсье, же не манж па сис жур» (что на плохом гимназическом французском означает: «Господа, я не ел шесть дней»). Да и не знают, наверняка, таджики французский язык!

И мы решили посмотреть, что творится на главном рынке города Душанбе – поверь, читатель, это было «стратегическое решение» (опять приходится прибегать к «новоязу»!) для нашей дальнейшей судьбы.

Отправились мы туда в субботу, самый базарный день. Думаю, что не все знают, что такое «базарный день» в Средней Азии. Извини, если я буду пытаться рассказать тебе то, что ты уже видел.

В эти дни главный рынок среднеазиатского города становится средоточием всей местной жизни. В обычные дни – это просто центр этой жизни. Почувствуй, как говорится, разницу! Я, кстати, совершенно ее не понимаю – для меня в любой день недели, в каждом городе ясно – для того, чтобы понять местных жителей, нужно первым делом идти на базар...

Среднеазиатский базар отличается от тех, что я видел на Кавказе и в России. Отличается многим – богатством предлагаемых фруктов (более благоприятный климат все-таки), традициями (если ты не будешь торговаться, сочтут невежливым и глупым – что значительно важнее), присутствием огромного числа потрясающе нищих людей (нигде подобного не видел раньше).

Последнее и поразило нас больше всего.

Представь, читатель, пыльную площадь перед главным входом на рынок в жаркий день, которая практически вся покрыта грязными покрывалами (Я не специалист, поэтому не могу ручаться, что среди «покрывал» не было раритетных заношенных персидских ковров.) На этих покрывалах сидят, скрестив ноги в очень вонючих чувяках и давно нестиранных ватных халатах, дряхлые усохшие таджики. Солнце все прожигает насквозь, а они сидят так целый день (а может, и неделю?), жуют нас и харкают зеленой жижей на площадь и на тех прохожих, которые не успели увернуться (или которым все равно).

Нас – это какая-то среднеазиатская разновидность листьев коки, якобы тонизирующая местное население. Приглядевшись, мы обнаружили, что все старики продают невообразимую фигню – согнутые ржавые гвозди, ржавые же замки, ключи от которых были потеряны еще их родителями, гнилые фрукты и овощи...

Слово «продают» я, вероятно, употребил неверно – ни разу не видел, чтобы кто-нибудь что-нибудь у них купил. Они так просто живут – общаются, молятся, просят подаяние. Жуткая картина! Но, если спроецировать ее на центральную часть России, у наших пенсионеров нет и такой отдушины для общения. Поэтому они – в отличие от своих ровесников в Таджикистане – и пьют по-черному. Общения не хватает!

Ходили-ходили мы по базару, есть захотелось еще больше (правда, какие-то куски нам перепадали – попробовать нужно и можно было все!). И через некоторое время – к тому моменту мы совсем расплавились с непривычки на солнышке – в наши головы пришла (так нам показалось) очень светлая идея. А именно – что можно продать из принадлежавшего институту оборудования и как, соответственно, выжить в этой незнакомой стране.

Дело в том, что мы уже успели оборудовать всякой разной солнцезащитой помещения, где проводили «великие» научные эксперименты. И кое-что осталось... В частности металлизированная полупрозрачная лавсановая пленка. Обратно мы ее все равно тащить не собирались – вот и решили попробовать заработать.

Мы обратили внимание на то, что машины рыночных торговцев стоят на самом солнцепеке и, естественно, прогреваются за день почти до кипения воды в радиаторах. Поэтому тем вечером в прохладном гостиничном номере мы нарезали десяток полотен этой пленки по три метра каждый и решили, что «толкнемь» их таджикским автовладельцам «в легкую». Да и цену установили льготную – 10 рубликов – всего-то как за одну большую дыню.

С самого утра мы опять поехали на рынок и попытались обеспечить себе хоть какое-то благосостояние на оставшиеся дни. Мы-то думали, что свои сто рублей мы заработаем за полчаса и пойдем в кондиционированную прохладу любимого бара. Но – не тут-то было! Не знали мы тогда того, что сегодня знает каждый младший маркетолог из самой захудалой фирмы. Для того чтобы продать новый товар на неизведанном рынке необходимо вложить значительные средства в рекламу.

Так как средств у нас не было совсем, мы брали свое активностью и убедительным рассказом о преимуществах нашего предложения. Уж чего мы только не обещали! И что, если они оклеят свою машину нашей пленкой, совсем потеть не будут. И что водка не нагреется. И что пленка из «самой Америки». И что их «копейка» будет блестеть на солнце так, что блондинки под нее просто кидаться станут. И многое другое. Единственное, что мы договорились не обещать, – это проведение самих работ по нанесению пленки на стекло.

Должен честно сказать – мы как-то раз попробовали сделать это еще в Москве и уже тогда поняли, что руки у нас не из того места, наверное, растут. Хотя – с увлечением и восхищением наблюдали за тем, как настоящие профессионалы делают выкройки и выточки, разводят специальный мыльный раствор и очень быстро превращают машину в «конфетку».

То есть, теорию мы знали очень хорошо – ее-то мы и пытались вместе с пленкой «втюхать» доверчивым аборигенам.

Мы изначально договорились, что ста рублей нам должно хватить и это будет одноразовая торговая операция. Очень не хотелось попадать «под раздачу» клиента, который в соответствии с нашими объяснениями попытался бы «украсить» свое авто...

Очень долго у нас ничего не получалось. Первые пару часов мы – как говорят сегодня – вырабатывали стратегию продаж и совершенствовали (с учетом особенностей местного покупательского контингента) тексты и содержание презентаций нашего замечательного товара, а также проводили тренинг будущих «счастливых» владельцев.

Ничего не помогало до часов четырех дня – а мы потеряли к тому моменту уже литры пота! И только тогда, когда мы хотели все бросить к чертовой матери и голодать, качество нашей кампании продаж перешло в количество – мы смогли за двадцать минут заработать тридцать рублей.

А еще через пять минут мы – это можно утверждать совершенно без преувеличений – сорвали банк!

(Читатель, поверь – только недавно я сообразил, что тогда мы буквально цитировали «подвиги» Энди Таккера и Джефа Питерса. Вот, что нужно, на мой взгляд, давать читать абитуриентам многочисленных курсов по производству российских МВА – Master Business Administration. Не помнишь – открой еще раз «Трест, который лопнул» великого О’Генри. Получишь огромное удовольствие!)

Нас отвел в сторону очень толстый таджик с полным ртом золотых зубов (обе этих характеристики говорят в Средней Азии о непомерном богатстве) и предложил купить остальные семь кусков пленки за пятьдесят рублей – то есть, со скидкой в тридцать процентов. С трудом удержавшись от слов «Бери даром!», мы договорились на пятьдесят пять рублей, которые тут же и получили (это всего двадцатипроцентная скидка).

Мысленно перекрестившись, мы собрались уже уходить, но «клиент» пригласил нас обмыть сделку. Мы согласились, конечно, – очень кушать хотелось.

Оказалось, что этот абориген ходил за нами последние два часа и слушал. Идея ему очень понравилась, и он решил немного заработать на продаже соплеменникам уникального товара. Мы поддакивали ему и мечтали побыстрее сбежать – место было грязное и без кондиционера, вонючее, а водка – теплая. Но тут наш новый знакомый сделал нам предложение, от которого мы не смогли отказаться.

(Продолжение читайте 8 апреля.)

пред.   след.


Алла Проворова, апреля 1, 2010 4:50 pm
Уважаемые посетители tybet.ru!
Доводим до вашего сведения, что на нашем стенде L-503 в павильоне № 3 на выставке MosBuild\WindowBuild 2010
вы можете получить УНИКАЛЬНОЕ – первое, и пока единственное, издание книги
КУЗЬМЫ СТЕКЛОВА «ОКОННАЯ ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ».