Итоги года 2020. Интервью tybet.ru с генеральным директором VEKA Rus Андреем Таранушичем


Итоги года 2020. Интервью tybet.ru с генеральным директором VEKA Rus Андреем Таранушичем

Текущий год выдался стрессовым для многих отраслей и компаний. Как преодолевали его вызовы на рынке СПК, в чём увидели перспективы и возможности для развития бизнеса – своим опытом делится генеральный директор VEKA Rus Андрей Таранушич в интервью tybet.ru.

Андрей Витальевич, недавно немецкий экономический журнал Wirtschaftswoche в своём рейтинге подтвердил мировое лидерство VEKA среди немецких экструзионных компаний. Было ли это неожиданным для Вас?

– Скорее нет, потому что мы и так видим результаты нашей работы. И самой высокой оценкой для нас является не лидерство в рейтинге, но успех наших партнёров во всем мире и в России. Быть частью команды мирового лидера – приятно, но и предполагает большую ответственность.

Какое слово (цензурное ☺) лучше всего подходит для описания того, что было на рынке в 2020 году?

– Возможно, у кого-то дела, действительно, обстояли так, что цензура ему сейчас просто необходима. Но в целом я бы не стал драматизировать ситуацию, которая, на самом деле, была двоякой. С одной стороны, и бизнес, и граждане оказались в сложных условиях, потому что возможностей для роста и развития по объективным причинам стало меньше, а ограничений – больше. С другой стороны, запертые в своих квартирах и домах люди вынужденным образом обратили внимание на то пространство, в котором они проводили время, и занялись его обустройством и облагораживанием, что привело в росту спроса на товары для строительства и ремонта – в том числе на окна.

Понятно, что «у всех всё было по-разному», и к новым обстоятельствам все приспосабливались по-своему. Какие «коронавирусные вводные» были самыми неприятными, сложными лично для Вас?

– В принципе, всё было в рамках рабочих моментов. Но если выделять, то я бы отметил неопределённость, неоднозначность, возможность интерпретировать административные меры «сверху» в очень широком диапазоне. Если вспоминать, как развивалась ситуация, то начинался год очень динамично. На первые известия из Китая большинство из нас реагировали спокойно, втайне надеясь, что вирус остановится далеко от российских границ. Но случилось иначе, и мы оказались вовлечены в пандемийную орбиту наравне со всеми другими странами.

VEKA Rus хорошо подготовилась к работе в новых условиях, ведь у нашего головного предприятия много дочерних производственных компаний за рубежом, и мы могли изучить их опыт. Главным событием, повлиявшим на принятие управленческих решений, стало объявление о введении нерабочих дней. У таких дней нет чётко определенного статуса, а потому было непонятно, как их толковать, что можно было делать, и чего делать было нельзя. И самое главное – нам нужно было продолжать работу, ведь наши партнёры не останавливались и выполняли работы по остеклению, в том числе и медицинских, и социальных объектов, и мы не могли оставить их без профиля. Никого не могли, не имели права оставить. И мы с этой задачей справились.

Итоги года 2020. Интервью tybet.ru с генеральным директором VEKA Rus Андреем Таранушичем
Фото: VEKA продолжает сотрудничество с Антарктической экспедицией

Как изменились цены на ПВХ-профиль и ПВХ-окна в 2020 году?

– Цены были волатильными, и главная причина этой волатильности – беспрецедентный рост цен на ПВХ. С одной стороны, мы наблюдаем сокращение мирового потребления (что, казалось бы, должно было означать снижение цен), с другой – снижение курса рубля и рост экспорта, что наоборот, способствует изменению цены в большую сторону. Сейчас цены на ПВХ находятся на своём историческом максимуме, и если вирус будет постепенно отпускать экономику, то этот тренд на подорожание с высокой вероятностью будет продолжен.

Вы одна из немногих компаний, которой удалось отработать 2020 год в плюсе, как говорят немцы – «с чёрными цифрами». За счёт чего?

– В плюс помогла выйти слаженная работа всех подразделений и сотрудников, активный маркетинг, поддержка сбыта инновационных продуктов (VEKA Spectral), развитие цифровых сервисов (WinDoplan). Несмотря на ограничения, в 2020 году мы активно работали с архитекторами и застройщиками.

У Вас нет ощущения, что работа на российском оконном рынке скоро закончится?

– Недавно мы с помощью Яндекс проводили исследование, посвящённые рынку и потребительскому поведению. Так вот, почти 25% всех опрошенных имеют прямое намерение приобрести окно в ближайшие три года. Больше 30% не имеют сформированного намерения, но сохраняют интерес к категории, который может при благоприятном раскладе превратиться в действие. Так что спрос есть, даже если мы говорим только о частном клиенте, где VEKA особенно сильна. А ведь есть еще и объектное строительство, где VEKA также предлагает партнерам очень эффективные конкурентные механизмы. Экономика работает, и деньги у потребителей есть. Не так много, как хотелось бы, но, пока человек живёт на земле, он будет сеять хлеб и строить дом, это наша природа.

Итоги года 2020. Интервью tybet.ru с генеральным директором VEKA Rus Андреем Таранушичем
Фото: Рынок и перспективы. VEKA и Yandex провели совместное исследование поведения российских потребителей

Вирус нарушил трансграничное движение товаров, людей, технологий. Стали ли вы ощущать дефицит, и удалось ли сохранить ритмичность поставок?

– Если мы говорим о бизнесе VEKA, то никакого дефицита нет. В циклах и механике поставок также никаких существенных изменений не произошло. VEKA – международная компания, обладающая не только богатым опытом, но и очень большими возможностями с точки зрения обеспечения своей безопасности и безопасности своих партнёров.

Стали ли Вы видеть и оценивать какие-то вещи иначе? Что думаете по поводу «новых отраслевых экосистем»?

– Многое из того, что раньше казалось очевидным, стало видеться по-другому, более ценным. Здоровье и безопасность, возможность свободно выйти на улицу, сходить в гости, сесть в самолёт и слетать в другую страну или даже в другой город. Посетить выставку, кино, театр, не думая об этих – безусловно важных – полутора метрах социальной дистанции.

Сместилась шкала ценностей и у наших сотрудников. VEKA и без того имеет репутацию ответственного работодателя, но особенно люди оценили нашу поддержку сейчас, во время эпидемии. Ощутимо сильнее стало чувство команды, взаимной ответственности, ощущение того, что никто, кроме нас, не удержит наш бизнес на плаву.

Что касается «экосистем», под которыми, очевидно, понимаются различные объединения и коалиции, то я считаю, что любое объединение сил и ресурсов имеет смысл, если его целью является не удовлетворение собственного честолюбия, но что-то полезное и значимое для рынка. У VEKA много проектов, которые мы реализуем с игроками из смежных областей – производителями и поставщиками фурнитуры, стекла, других комплектующих. Очень важно расти здесь не только с точки зрения вовлечения новых отраслевых партнёров в коммуникацию, но и осваивать новые формы работы с экспертными аудиториями, например, с архитекторами.

Итоги года 2020. Интервью tybet.ru с генеральным директором VEKA Rus Андреем Таранушичем
Фото: Важным направлением в 2020 стало расширение работы с профессиональным сообществом, архитекторами и проектировщиками

О чём придётся забыть?

– О том, что «всё будет как всегда». О надежде на возможность создать «тихую гавань» в своей отдельно взятой компании и пересидеть неприятности в тихом месте. Ушёл в прошлое и линейный подход к коммуникации. Новый потребитель тоже становится очень разнородным, его поведение зависит от гораздо большего количества факторов, чем ранее, он гораздо больше времени проводит online.

Что изменилось в продажах? Какие-то появились новые перспективные ниши, сегменты, инструменты продаж?

– Продажи окон стали более сложными, потому что количество каналов, по которым производитель доносит свой продукт до потребителя (а также информацию об этом продукте), резко выросло. Раньше были оконные компании со своей розницей, дилеры и реклама в газете бесплатных объявлений. Сегодня это шоурумы, стационарные и мобильные, множество сайтов, группы в социальных сетях, мессенджеры, полки в гипермаркетах DIY и проектные зоны на площадях торговых центров. Разумеется, во всех форматах VEKA присутствует, задействуя все точки контакта потребителя с брендом на траектории потребительского выбора.

Что-то поменялось в продуктовой линейке 2020-2021?

– Развивались все линейки, но наибольшую динамику показали решения, используемые преимущественно в индивидуальном, малоэтажном строительстве. Тренд выражен скорее не в приоритетном развитии какого-то одного направления или их группы, но в том, что рынок, вкусы и запросы потребителя становятся всё более разнородными, специфическими, индивидуальными. Очень хорошо развиваются продукты с инновационной поверхностью VEKA Spectral (в нашем ассортименте уже 11 цветов), системы панорамного остекления VEKASLIDE, всё большей популярностью пользуются системы для производства входных дверей.

Итоги года 2020. Интервью tybet.ru с генеральным директором VEKA Rus Андреем Таранушичем
Фото: Настоящим открытием 2020 года стали профили с поверхностью VEKA Spectral

Каким этот год был для VEKA Rus?

– Хорошим продуктивным годом, в котором мы многому научились. Речь идёт не только о цифровых коммуникационных инструментах и удалённой работе, но и о перестройке многих привычных процессов. Вирус оказался для нас хорошим, хотя и непростым стресс-тестом, который стимулировал работу вне привычной зоны комфорта.

Какой опыт стал в этом году для Вас самым ценным?

– У всех проблем есть одного общее свойство, их можно решить, если действовать сообща командой единомышленников.

Как будет работать VEKA Rus в 2021 году?

– Ещё лучше, чем в 2020-м, используя максимум имеющихся у нас возможностей для того, чтобы наши партнеры были впереди конкурентов. Пока трудно прогнозировать что-то конкретное, скажу лишь, что у нас есть несколько планов и стратегий в зависимости от того, как будет развиваться ситуация.

Каким будет рынок СПК ближайших лет, на что ориентироваться?

– Прежде всего – он будет, что само по себе важно. Каким именно он будет, во многом зависит от макроэкономической ситуации, платежеспособного спроса, привлечённых частных и государственных инвестиций. Ориентироваться надо на то, что выигрывать сегодня будут не те, кому повезло, но те, кто свою работу делает последовательно и профессионально. Для нас главное – это успешный бизнес наших партнёров, а не цифры в отчётах, работа не на объём, но на результат. Наш общий результат и есть наш общий успех.

Благодарим за интервью.

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru