«В 2011 году мы значительно расширим участок сложных ПВХ-конструкций и удвоим парк ламинационного оборудования». Интервью с генеральным директором компании «ХАМЕЛЕОН» Сергеем Космыниным


Сергей Александрович, в завершении года, хотим задать традиционный вопрос: каким 2010 год был для вашей компании? «Хамелеон» один из старейших и крупнейших представителей рынка переработки, и о том, как идут дела у компании, хотели бы узнать многие.

Кризис явно пошел на спад, по крайней мере, у нашей компании. Судя по активности потребителей, в других отраслях тоже. Весь 2010 год мы держались на уровне 2008-го, а, начиная с июля, еще и выросли на 10% относительно того же года.

Конечно, нам помогло то, что мы расширили продуктовую линейку. До 2009 года мы работали исключительно в среднем ценовом сегменте, то теперь мы закрыли весь спектр потребительских предпочтений – от окон эконом-класса до элитной продукции. Это было не легко, как и любому крупному предприятию, нам потребовалось время – но компания «ХАМЕЛЕОН» смогла наладить производство такой продукции.

На Ваш взгляд и из опыта компании последних лет, как рос рынок светопрозрачных конструкций?

Мы часть отрасли и вместе со всеми ощущали подъемы и падения. Пиковый 2006 год и кризисный 2009-й мы переживали, как все наши коллеги. И старались поступательно расти. Основные ресурсы в течение последних лет мы вкладывали в новейшее европейское оборудование и в людей, в их обучение. Если в 2005-м наши мощности позволяли производить порядка 20 тысяч квадратных метров светопрозрачных конструкций, то сейчас – 70 тысяч.

Если пять лет назад мы имели 6 офисов частных продаж и порядка 30 дилеров, то к 2011 году мы имеем 20 офисов и 170 дилеров практически во всех регионах России: от Геленджика до Южно-Сахалинска.

Загрузить в полном объеме такое производство, особенно сейчас, достаточно сложно. Как справляетесь?

Действительно, загрузить такое производство не просто. Но мы стараемся. Согласитесь, в России немного компаний, имеющих возможность изготовить и 40 тысяч окон в месяц, а затем их быстро смонтировать. Причем напоминаю, стеклопакеты мы изготавливаем тоже сами. Основная загрузка идет за счет дилерских и корпоративных заказов. А когда строительный бизнес начал буксовать, нам сильно помогла дифференциация рисков.

«ХАМЕЛЕОН» многопрофильная компания, и за счет этого в 2009 году нам удалось не только выжить, но и сохранить весь коллектив. Мы не сократили не одного работника и не срезали зарплаты.

На Ваш взгляд, каким должно быть современное производство окон, если компания претендует на самостоятельную долю рынка? Уровень оснащения, оборудование, оптимальная площадь?

Все зависит от целей владельцев. Если это «подсобное» хозяйство до 10 тысяч квадратных метров изделий в месяц – то вкладываться в сложное оборудование не имеет смысла. Вряд ли оно окупится. Но если планы грандиозные – необходимо высокоточное автоматическое современное оборудование.

И тут не обходимо помнить, что скупой платит дважды. Наши восточные друзья могут конкурировать с западными только по ценам – а по качеству нет. Так что наше производство оснащено только европейским оборудованием ведущих марок. Мы практически исключили ручной труд, все станки работают в единой специально разработанной программе.

Оптимальная площадь для производства тоже очень индивидуальна. Для нас это 15 тыс. кв. м без складских помещений.

«ХАМЕЛЕОН» работает, что не характерно для таких крупных производств, во всех сегментах рынка: частники, дилеры, корпорации. Какой из них для Вас наиболее интересный и перспективный?

Мы возвращаемся к вопросу о дифференциации рисков. Основной объем в течение года в среднем нам дают дилеры. Это примерно 50% заказов. На втором месте корпоративные заказчики – 30% и частные – около 20%.

Для всех, кто работает в бизнесе производства СПК не секрет, что самая большая маржа у частников, как и затраты на их привлечение, а у корпоративных заказов самая минимальная. Поэтому мы и делаем ставку на дилеров.

Но дилеры работают не всегда ровно. В зимний период доля строительных организаций резко возрастает. Так что именно работа по всем направлениям дает нам возможность не только работать без резких скачков, но и иметь привлекательные цены. Поэтому, какой сегмент более перспективен – каждый производитель решает для себя сам.

По вашим данным, как распределяется сегодняшний рынок между производителями конструкций из ПВХ?

Если говорить о европейской части России, по нашим оценкам, ни одна компания производителей окон из ПВХ не перекрывает 1% доли рынка. Так что конкуренция большая, и всем есть куда стремиться.

Что происходило с вашими отпускными ценами на продукцию в 2010 году?

В 2010 году все производители, и мы не исключение, несколько раз получали «письма счастья» от наших поставщиков. Причем от всех без исключения. Дорожало буквально всё.

ПВХ-профили всех марок подорожали на 10%, фурнитура – на 9%, и побило все рекорды стекло: +30% к 2009 году. Соответственно и наши цены росли. Но благодаря объемам наших закупок мы потеряли в меньшей мере, чем более мелкие производства.

Какой класс окон пользовался в этом году у ваших заказчиков наибольшим спросом: эконом, стандарт, премиум?

В производстве окон из ПВХ есть несколько вопросов, о которых производители никак не могут договориться.

Первый вопрос – в чем измерять объемы? Кто измеряет в «условных» окнах, кто в «стандартных», кто в квадратных метрах и т.д. – кто во что горазд. Поэтому чаще всего о возможностях конкурентов мы судим по оборудованию.

Так же и с вопросом об условных классах окон. Некоторые относят к эконом-классу окна, изготовленные из «китайского» ширпотреба, а КБЕ 70-й серии с турецкой фурнитурой уже считают элитой, а другие 4-камерный Gealan с немецкой фурнитурой считают эконом-классом. Так что, все относительно.

Мы относим к эконом-классу окна, изготовленные из 58-й серии КБЕ, и Novotex 70, оснащенные фурнитурой немецких фирм Siegenia AUBI или GU. Таких окон мы изготавливаем, по многочисленным заявкам дилеров, порядка 55% от общего объема.

На втором месте идут окна среднего ценового сегмента – порядка 40%. Это продукция производится из КБЕ 70-й серии и Gealan S8000 IQ с фурнитурой тех же производителей.

Ну, а «элиты», которой не бывает много, иначе это уже не элита – 5%. Такую продукцию мы изготавливаем из Gealan S8000 IQ plus, окрашенных, ламинированных профилей.

Я думаю, что у основных наших конкурентов цифры примерно те же.

Расскажите, пожалуйста, о вашей сертификации. Всем известно, что в «ХАМЕЛЕОНЕ» этот вопрос поставлен серьезно.

Затратная часть, но необходимая. Так как мы даем пятилетний срок гарантии на окна и монтаж, мы сами заинтересованы в качестве. И обязательным условием для себя считаем и полный пакет документов, и проведение периодических испытаний свой продукции.

Современные заказчики знают законы и требуют соответственного к себе отношения. Причем не только корпоративные, но и частные. Поэтому мы всегда стремимся соответствовать запросам, соблюдать и совершенствовать качество. Сейчас проходят сертификацию наши трехкамерные стеклопакеты, изготовленные по сложной формуле и собранные из разных видов стекол. Так захотел заказчик, а заказчик всегда прав.

В 2010-м помотали нервы изменения, внесенные в Градостроительный кодекс РФ. Сначала надо вступать – вступили, затем изменение списков работ – вступать не надо, но заказчики требуют Свидетельство о вступлении в СРО, и т.д. Постоянные новые требования к составу и образованию сотрудников, к страхованию работ... Но мы смогли все это преодолеть и получили разрешение на все виды работ по списку 2010 года, которые даже косвенно касаются монтажа всех видов СПК.

Ваши прогнозы и пожелания на 2011 год.

В общем, по рынку +10% к этому году. Для себя мы поставили планку +15%.

Наш расчет больше касается дилеров. В 2010 году многие производители, державшиеся из последних сил, все-таки стали закрываться. За счет повышения стоимости электроэнергии, аренды, бензина и других затратных частей бизнеса рентабельность мелких производств упадет еще больше. Абсолютно понятно, что дешевле и выгодней заказать окна на стороне и самим смонтировать, чем содержать производственные мощности. Также мы рассчитываем на рост продаж за счет внедрения нового оборудования.

В 2011 году мы значительно расширим участок сложных конструкций из ПВХ, увеличиваем в два раза парк ламинационного оборудования. Это должно привести к значительному сокращению сроков изготовления таких конструкций и, соответственно, как мы рассчитываем, к увеличению заказов. У нас уже заключены договора на следующий год на несколько корпоративных объектов остекления. Так что, я уверен, все будет хорошо.

Без оптимизма и веры в себя в бизнесе делать нечего!

Желаю в новом году всем нашим партнерам и коллегам успехов и процветания в нашем не легком деле.


Справка о компании

Компания «ХАМЕЛЕОН» – многопрофильное предприятие, основанное в 1990 году. Основное направление деятельности – производство светопрозрачных конструкций.
Завод компании расположен в подмосковном городе Климовске на территории более 12 гектаров. Производство занимает площадь свыше 45 тыс. кв. м.
ООО «ХАМЕЛЕОН» – один из крупных производителей светопрозрачных конструкций. Производственные мощности компании позволяют выпускать более 70 тыс. кв. метров изделий в месяц.

При перепечатке информации обязательна активная ссылка на www.tybet.ru


romz, декабря 22, 2010 4:29 pm
Вадим, Марина, Алла и тем кого не знаю из сотрудников Тибет.ру
Спасибо Вам!
очень интересные и полезные интервью, так держать!
Буланова, декабря 23, 2010 7:05 am
+1
Присоединяюсь. Формат интервью всегда очень интересен. Молодцы, что стали это делать.
Буланова, декабря 25, 2010 8:23 pm
Хотела уточнить: в первом абзаце сравнение 2010 с 2008 годом - это намеренное сравнение или опечатка, и г-н Космынин сравнивает все-таки 2010 с 2009?
Алла Проворова, декабря 27, 2010 11:58 am
Наталья, размещаю ответ компании «ХАМЕЛЕОН»:

«Нет, это не опечатка. Мы с полностью провальным для всей отрасли 2009 годом не сравниваем ничего. Увеличение произошло, в основной своей массе, за счет привлечения новых дилеров».