«БФК-Экструзия»: мы ожидаем влияния частного клиента на рынке


Тема Сибири, как интересного и привлекательного, по многим показателям, региона, для оконного рынка в феврале является почти традиционной. tybet.ru®, на страницах портала, уже неоднократно поднимал сибирскую тему, но картина была бы не полной без рассказа о себе и своем рынке представителей оконного бизнеса Западной Сибири. 

Предлагаем вашему вниманию интервью с ключевыми менеджерами компании «БФК-Экструзия» - Олегом Руденко, Вячеславом Ступиным, Алексеем Жеребцовым.

tybet.ru®: для холдинга  «БФК-Экструзия» Сибирь – вотчина и, практически, 100% свой рынок. Никто кроме вас лучше не расскажет о текущем положении дел на сибирском рынке оконного производства. Как, на ваш взгляд, выглядел рынок в 2010 году?

Отвечает Олег Руденко, руководитель коммерческого департамента ООО «БФК-Экструзия»:

Позволю себе не согласиться с тем, что сибирский рынок для холдинга «БФК» – это на 100% свой рынок. На мой взгляд, как только компания начинает считать что-то на 100% своим, то, как правило, очень быстро это «что-то» теряет. При этом далеко не всегда она приобретает взамен что-то более стоящее. Сибирский рынок для нас, с точки зрения поведения конечных покупателей, реакции поставщиков на изменения в стране, действия и бездействия наших конкурентов, во многом остается неизвестным. Этот, казалось бы, свой рынок зачастую преподносит сюрпризы - и хорошие, и плохие. Поэтому, изучая далекие от Западной Сибири рынки, компании нашего холдинга не менее внимательно наблюдают за тем, что происходит рядом.

В 2010 году я бы выделил следующие, на мой взгляд, основные направления движения спроса:

    1. Такого количества ремонтов Россия не наблюдала с начала 90-х годов. Естественно, что объектом ремонта были и окна. 

Количество же заказов на окна для новостроек оказалось невелико: по сравнению с предкризисными годами оно сократилось более чем в 2 раза.

    2. 2010 год стал годом диктата розничного потребителя, который начал уделять больше внимания качеству самих конструкций, материалов и прочих сервисных услуг. Спрос сместился в сторону выбора надежных профильных систем, более качественных стеклопакетов, и, более качественным услугам монтажа и отделки. Клиента перестали устраивать копеечные цены за низкопробный продукт. 

    3. Третьей тенденцией стал запуск в некоторых регионах программ санации административных зданий муниципалитета и зданий в собственности субъектов РФ. В Новосибирской области это были школы, которые «подогрели» рынок и, в определенный момент, серьезно загрузили мощности оконных производителей и поставщиков комплектующих. Сейчас это направление еще не достаточно активно, но в нем есть скрытый потенциал.

    4. Также отмечу значительный рост доли малоэтажного строительства за счет активности частников, домохозяйств и, как следствие, рост заказов на светопрозрачные конструкции. Приобрели популярность окна для дачи. Если в 2009 году люди сознательно не улучшали свой быт на загородных участках, то некоторая стабилизация и выход из кризиса в 2010 году позволили им это сделать. Причем, в этом сегменте был востребован именно качественный продукт, по функциональным и эстетическим свойствам, превосходящий тот, что устанавливается в «многоэтажках».

Так выглядел спрос. А как же менялось предложение?

    1. Значительно выиграли те компании, которые оказались готовы работать с частником напрямую. Удовлетворяя возросшие запросы потребителей, они имели возможность получить больше дохода. А если продукция и услуги оконных компаний еще и соответствовали запрашиваемому качеству, то они выигрывали вдвойне, потому что их рекомендовали больше других. 

    2. Если компания в кризисный период отказалась от всего, на ее взгляд, лишнего, перешла на низкофункциональные профильные системы и некачественные отделочные материалы, то она проиграла. На новом цикле подъема рынка конкуренты её, скорее всего, обойдут.

    3. Также, не сильно выиграли компании, работавшие только через дилеров. В кризисный период многие дилерские компании, не видя перспектив, ушли с рынка. Их доля во много раз превышает долю, обанкротившихся и ушедших оконных производств. 

    4. Много потеряли те, кто видел своими основными потребителями только строительные организации, доля которых, также значительно сократилась. Им несколько помогла санация административных объектов, однако сформировать устойчивый объем спроса они не в состоянии и сегодня.

Таким образом, свои позиции сохранили компании с системным подходом к рынку, способные предоставить качественный и дифференцированный продукт.

Относительно цен: подорожание ПВХ, стекла, металла в 2010 году привело к подорожанию, как комплектующих, так и готовых оконных конструкций.

Начало 2011 года также показывает незначительный, но уверенный рост цен.

tybet.ru®: Если говорить о препятствиях, возникающих последние несколько лет перед представителями оконного бизнеса – финансовый кризис, повышение цен на сырье, увеличение пошлин и т.д. Какой из них Вы бы назвали самым критичным?

Такие препятствия, как отсутствие денег в банковской системе, повышение пошлин, рост цен на сырье, комплектующие… не являются основными факторами, приводящими компанию к гибели. Проблемы одинаковы для всех в отрасли. Серьезно подорвать силы компании и выбросить ее из рынка может то, что происходит внутри: как она справляется с негативными внешними факторами, насколько крепко за нее держатся поставщики, насколько лояльны и аккуратны в своих платежах дебиторы, насколько ее партнеры выдерживают взятые на себя обязательства. Всё это – правила, культура, люди… формируется в момент ее выхода на рынок и когда создается окружение. 

Если компания настроена на долгосрочное сотрудничество и видит для себя перспективы, она изначально выстраивает комфортные отношения с поставщиками, клиентами и потребителями. Если она берет на себя непомерные обязательства, как перед контрагентами, так и перед сотрудниками, которые не в состоянии выполнить, долгосрочных перспектив у нее нет. Поэтому, мое убеждение, что в кризисных условиях, которые, повторюсь, одинаковы для всех, силу имеют те компании, которые вкладываются в образование своих сотрудников, формируют командный дух и единство целей. Они в любых условиях в состоянии сориентироваться, выбрать правильную стратегию и, тактически, ее реализовать.

Особенно критичным препятствием, возникающим в последнее время перед представителями оконного бизнеса, является отсутствие внятных целей, как следствие, отсутствие команды, низкая техническая и управленческая грамотность, непонимание, что происходит вокруг, слабый маркетинг. Это губит компании не только на оконном рынке.

tybet.ru®: Как начался 2011 год для «БФК-Экструзия»? Как оцениваете текущий спрос на свою продукцию? Какой коррекции ожидаете в наступившем году?

2011 год для нас начался без ожидаемых морозов. Это заметно оживило спрос в январе. В этом году январские продажи были больше, чем в прошлом, надеемся на дальнейший позитив от всего предстоящего года.

2010 год показал отсутствие готовности к возникшему спросу на оконные комплектующие. Теперь все подстраховываются, и объемы производства планируют с запасом. Хотя, большинство наших клиентов выражает сдержанный оптимизм в отношении спроса в 2011 году.

Цены на основное сырье для экструзионного производства - суспензию ПВХ - выросли за первые 2 месяца 2011 года до больших значений, чем в пик сезона 2010. Рост будет продолжаться и дальше, а в сезон цены на ПВХ будут особенно высокими.

Ожидание еще большего повышения цен уже сейчас заставляет вкладываться или в сырье или в готовую продукцию. Опыт подсказывает, что спустя какое-то время, возможна и обратная тенденция – деньги нужно будет отдавать, и при отсутствии высокого спроса, многие будут реализовывать свои активы по ценам, ниже рыночных. Такая ситуация уже наблюдалась на рынках стекла, металла и ПВХ.

Мы ожидаем, что усиление влияния частника и возобновление строительства нового жилья в 2011 году, приведет к росту оконного рынка и сейчас, и в последующие годы.

tybet.ru®: На каком ПВХ-сырье работаете вы? Как отразилась история с пошлинами на ваших отпускных ценах? И каково ваше отношение к китайскому ПВХ? 

Отвечает Ступин Вячеслав, начальник производства компании ООО «БФК-Экструзия»:

Мы работаем на саянской смоле коэф-64 (СИ-64), производитель ОАО «Саянскхимпласт».
Хотя мы не пользуемся ввозной смолой, повышение пошлин на ввозимый ПВХ прошлого года, конечно, отразилось и на нас - ОАО «Саянскхимпласт» корректирует свою цену согласно рыночным предложениям. Поэтому, нам также пришлось поднимать отпускные цены на продукцию.

По поводу китайской смолы. По моему мнению, из-за низкого качества китайская смола должна стоить на 10% дешевле, чем российская с учетом доставки и таможни. Но и избытка предложения по китайской смоле тоже нет, его очень мало. Китай переживает рост экономики, и ПВХ не хватает им самим, поэтому на экспорт, в том числе, в Россию идет незначительный объем.

tybet.ru®: Лейтмотивом прошлого года также было энергосбережение в строительстве и в производстве строительных материалов. Как эта тема поддерживается в вашем регионе? Как вы подходите к энергосбережению в своем производстве?

  Модернизировать и разом заменить существующее оборудование нельзя, но мы, однозначно, при выборе нового оборудования учитываем его энергопотребление. Свидетельство тому - контракты, подписанные нами с ведущими немецкими производителями оборудования, которые уже давно поставили принцип энергосбережения на первое место.
   

tybet.ru®: «БФК-Экструзия» активно присутствует на рынке пограничного с Сибирью Казахстана. Как Вы оцениваете появление Таможенного союза, и как новые правила отражаются на вашей деятельности?

Отвечает Жеребцов Алексей, начальник отдела продаж компании ООО «БФК-Экструзия»:

Появление Таможенного союза с Казахстаном на деятельность нашей компании в регионе существенно не повлияло. Это объясняется тем, что наши отношения с клиентами из Казахстана были хорошо выстроены и до появления союза. Тем не менее, упростилась система оформления документов, что позволило нашей компании отказаться от услуг таможенных брокеров и сэкономить финансовый ресурс компании. Клиенты, в свою очередь, получают быстрее продукцию. Оптимизация процесса оформления документов позволила менеджерам тратить больше времени на выстраивание взаимоотношений с клиентами из соседней Республики. Вот этот момент улучшил условия для дальнейшего плодотворного сотрудничества.

   
 
www.bfk-ext.ru


sepa, февраля 28, 2011 2:40 pm
неплохой материал, читается легко, без пафоса.
Сергей Ельников, марта 1, 2011 8:48 am
Спрос сместился в сторону выбора надежных профильных систем, более качественных стеклопакетов, и, более качественным услугам монтажа и отделки. Клиента перестали устраивать копеечные цены за низкопробный продукт.

Спасибо "БФК-Экструзия" за интересный материал. А высказывание Олега Руденко относительно смещения спроса хочется перечитывать прямо-таки без конца  ;)
SMYK, марта 1, 2011 10:17 am
Спасибо коллегам из Сибири за интересный рассказ с анализом ситуации!
На мой взгляд, не хватает цифр по региону, данных об успехах самой комании и её планов.
Vadim Kaznovsky, марта 5, 2011 10:18 am
Ну, с цифрами "проблемы" почти у всех ведущих компаний. Во всем мире принято хвалиться своими оборотом, прибылью, долей на рынке, выплаченными налогами и т.п. А у нас еще не до росли...

Кстати, вы можете приобрести подробнейшие отчеты со всеми необходимыми цифрами по сходной цене у наших коллег :)