Международный форум оконщиков. Лиссабон (Португалия)


Интервью одного из организаторов юбилейного для группы компаний «СТиС» 5-го Международного форума производителей светопрозрачных конструкций – Феликса Бегунова, руководителя департамента маркетинга ГК «СТиС»

– Феликс, каковы Ваши первые впечатления от начала Форума?

С огромным трудом, подчас не веря в реальность происходящего, нам удалось собрать и провести наш Форум. В первую очередь, спасибо нашим гостям и клиентам, у которых было желание встретиться и пообщаться.

Спонсоров мы собирали буквально до последнего дня, некоторые компании, давшие предварительное согласие в прошлом году, в этом пытались поменять формат своего участия ввиду ухудшения финансовой ситуации. Это, кстати, было хорошо видно на «Мосбилде» – многие ведущие компании имели более чем скромные стенды. Однако желание наших клиентов провести Форум преодолело все препоны.

Мы изначально планировали собрать около 40 компаний, т.е. примерно 100 человек. По сложившейся практике мы приглашали всех, но половина обычно по каким-то причинам отказывалась. В прошлом году участвовало 36 компаний, включая спонсоров, а приглашали мы около 50–60 фирм. В этом году была неожиданно высокая заинтересованность гостей, и последний квартал прошлого года и первый квартал 2009 оказались сложными, все пытались получить по максимуму информации. Благодаря этому, плюс сложившемуся имиджу и нашей активной позиции по привлечению новых участников, «явка» была беспрецедентная – из всех приглашенных согласились приехать почти 80%!

Более того, мы поменяли формат встречи. Если раньше мы приглашали только владельцев фирм и генеральных директоров, то в этом году решили пригласить топовых коммерсантов – директоров по маркетингу и продажам, а также других управленцев компаний высшего звена. Именно для них мы подготовили серию тренингов, ориентированных на продажи.

– Кто проводил эти тренинги?

Провела тренинги компания «Пинта Лаб Лтд.», в лице ее основателя Радмило Лукича – субъективно он один из лучших на сегодняшний момент в России, его знает, пожалуй, вся «оконная» общественность.

– Расскажите подробнее, как проходил Форум?

Если вернуться к самому началу, то казалось, что с точки зрения организации, все будет очень сложно. Форум собрал почти 150 человек – гостей, представителей спонсоров, в том числе присоединившихся со второго дня производителей алюминиевых конструкций. Компания «Гардиан», генеральный спонсор нашего Форума, организовывала для фасадных компаний программу с посещением своего завода в Люксембурге: соответственно они присоединились к нам в Португалии только 5 апреля. Теперь представьте себе группу в 120–150 человек, которую надо вывезти с выставки «Мосбилд» и глубокой ночью доставить в аэропорт Домодедово...

– «Потери» по дороге были?

Практически нет – в основном либо по болезни, либо по семейным обстоятельствам. Все остальные благополучно добрались. К сожалению, прямых рейсов в Португалию не было, поэтому мы летели двумя рейсами через Цюрих и через Мюнхен. Рейс через Цюрих был с короткой пересадкой минут на 40. Летевшим через Германию повезло меньше но, слава Богу, некоторое количество немецких колбасок и пива скрасили нам более чем четырехчасовое пребывание в Мюнхене в ожидании рейса в Лиссабон. Все с достоинством выдержали испытание и с хорошим настроением прибыли на место сбора в аэропорту португальской столицы: «потерь» уже не было.

Первый день у нас начался с приятного шока. Во-первых, из холодной Москвы мы перенеслись практически в лето, а во-вторых, дизайнерский отель был очень оригинального стиля – только черно-белого цвета, везде приглушенный свет, деловая обстановка. Для перестройки участников на деловую атмосферу первых семинарных заседаний это был оптимальный вариант.

Первый день мы провели, оценивая внешний вид Лиссабона и улавливая краски первых впечатлений. С одной стороны, город не очень старый, его перестроили совсем недавно, с другой – постоянный серпантин. И если считается, что Москва стоит на семи холмах, то у нас это не холмы, а, по сравнению с Лиссабоном, просто плато.

В первый же день мы устроили небольшую автобусную экскурсию по городу и для ряда счастливчиков, прилетевших раньше, – дегустацию вин в Институте портвейна в центре города. А вечером, всем составом, уютно разместившись не теплоходе, мы совершили расслабляющую экскурсию по реке, по ходу знакомясь с местной кухней и напитками.

Решив задачу первого дня – мы дали людям возможность расслабиться и отдохнуть после многочасового перелета и настроиться на активную деловую программу предстоящего первого рабочего дня Форума. На руку нам сыграла и разница во времени – 3 часа.

Второй день начался с приветственной речи Дмитрия Сулина – председателя совета директоров группы компаний «СТиС», после чего Александр Судовых, наш генеральный директор, представил всех спонсоров и гостей, предоставляя им 5–10 минут для персонального приветствия собравшихся.

Чтобы управлять большой и «разношерстной» аудиторией, организовать продуктивный обмен мнениями и дать возможность высказаться всем желающим, мы разделили гостей на 4 равные группы и дали возможность нашим официальным спонсорам – компаниям Aluplast, profine Rus, Siegenia-Aubi и Roto Frank – выступить в отдельных аудиториях, где они заранее подготовились, и каждый ждал свою группу. Раз в час мы менялись аудиториями, давая возможность выступить и выслушать всех.

Спонсоры по-разному организовали свои презентации. Пожалуй, больше всех отличилась компания Siegenia-Aubi, которая буквально за несколько минут напомнила всем участникам, чем она занимается, а потом сразу задала вопрос аудитории – что же конкретно ждут потребители в условиях кризиса, – приглашая всех к активному диалогу. Конечно, такой подход способствовал наибольшему оживлению всех присутствующих, и их презентация была одной из самых запоминающихся. Немаловажную роль в обсуждении сыграл Ханс Диль, который принимал в обсуждении всех вопросов самое живое участие.

Несмотря на попытки спонсоров рассказать об особенностях продукта, практически всегда, на середине презентации, она перерастала в оживленную дискуссию между участниками на предмет самых острых вопросов, которые волнуют сейчас всех и каждого: какие возможны изменения, как будет развиваться рынок, какие замечены тенденции.

Очень жаль, что «компании с названиями из трех или менее букв» не поддержали идею проведения Форума. К ним, основным продавцам и дистрибуторам фурнитуры и комплектующих, было адресовано немало вопросов. Надеюсь, что наши спонсоры донесут до компаний-поставщиков основные моменты обсуждений.

На этом главном событии деловая программа второго дня форума закончилась. Мы опять разбились на несколько групп и тремя автобусами, с флагами, логотипами нанесли очередной визит достопримечательностям города.

– Какие еще вопросы вызывали наибольший интерес при обсуждении?

В каждой аудитории были свои вопросы. Например, на презентации profine Rus настрой задала краткая презентация всех участников. Каждый из гостей мог, представив свою компанию, сразу задать наиболее волнующие его вопросы, что настраивало аудиторию на деловой лад. В качестве антикризисной меры profine Rus предложил облегченный вариант элитного профиля «Трокаль» для объектного остекления. Такой нетрадиционный подход вызвал живейшее обсуждение, которое для заинтересованных сторон продолжалось ближайшие несколько дней. От profine Rus присутствовали Эмма Райнбольд и Александр Грачев.

В нашей группе «первую скрипку» играли такие мега-личности, как Андрей Юркин, компания «Окна-Дилл», Вадим Родионов компания «Техкомплект» и Юрий Выдманов, компания «Оконный континент». Под их предводительством разворачивались основные баталии и обсуждения.

Компания Roto Frank привела интересные данные по анализу недавно прошедших опросов о выборе окон потребителями европейских стран, которых уже затронули кризисные явления. Насколько можно их использовать в наших условиях осталось не очень ясно. Кроме того, прозвучало несколько конкретных советов по преодолению растущего влияния на рынок фурнитуры в России «неевропейских» систем.

В завершение подведения итогов по первым двум дням хочу обратить внимание на важный, существенный, с моей точки зрения, момент. «СТиС», как организатор, не стал отвлекать на себя внимание, и мы не стали делать никаких продуктовых и рекламных презентаций или же обобщать положение дел на рынке стеклопакетов.

Мы сознательно не стали этого делать, чтобы не навязывать свое мнение и дать возможность всем пообщаться, высказав свое мнение.

Вечером мы побывали в королевском дворце, где состоялся великолепный ужин – в палатах, достойных наших гостей. Добавлю, что местный колорит полностью захватил всех участников и гостей, и мы получили большое удовольствие от завершающегося первого рабочего дня Форума и пребывания в столице Португалии Лиссабоне.

За это вечер отдельное спасибо хочется сказать нашим партнерам в Португалии, организовывавшим культурную программу.