Сергей Мерзляков: «Было бы амбициозно заявлять, что мы через два года будем строить ПВХ-600»


Сергей Мерзляков: «Было бы амбициозно заявлять, что мы через два года будем строить ПВХ-600»

tybet.ru® публикует выдержки из интервью с генеральным директором Торгового дома «Башхим» Сергеем Мерзляковым, в котором он рассказывает о переоценке проекта ПВХ-600 и причинах временной сбалансированности российского рынка поливинилхлорида. Полную версию интервью читайте на портале информационно-аналитического центра «Рупек».

Сергей Владимирович, Ваше назначение на пост генерального директора Торгового дома «Башхим» стало неожиданностью для некоторых участников рынка. Когда Вам было сделано соответствующее предложение и почему Вы согласились?

– Давайте начнем с того, что ООО ТД «Башхим» – это структура временного характера. Не секрет, что управляющая компания «Башхим», которая существовала при Надежде Ивановне Пинигиной, была переконфигурирована. В апреле 2014 года было принято решение, что ТД «Башхим» будет координировать продажи продукции, выпускаемой предприятиями «Башкирской Химии». А в ноябре-декабре того же года было решено, что ОАО «Башхим» перестанет существовать в качестве управляющей компании.

Меня пригласили, чтобы переконфигурировать группу компаний из формата, который уже изжил себя. Акционеры предложили мне возглавить «Башкирскую Химию», куда помимо Торгового дома входят «Башкирская содовая компания» (БСК), «Транснефтехим» и ряд других активов, управляемых совместно с партнерами. Это и стало причиной моего согласия. Предложение возглавить только Торговый дом не вызвало бы у меня большого интереса.

И сейчас мы находимся на стадии образования нового формата, в котором мы будем существовать как группа компаний «Башхим», с учетом интересов всех акционеров, к числу которых относится Республика Башкортостан. В БСК, центральном предприятии «Башкирской Химии», республика владеет 38%-м пакетом акций. Мы тоже должны учитывать это в нашей работе.

А в чем цель этой переконфигурации? Это чисто управленческий вопрос?

– Да, сами активы не изменились, стратегические цели развития предприятий остались прежними. Поставлена задача по повышению эффективности работы. Необходимо привести все в соответствие с современными системами управления активами. Необходимо стать более ликвидными, более конкурентоспособными как группа компаний.

Какие коррективы Вы планируете внести в ранее утвержденную стратегию развития компании? Будете ли Вы ориентироваться на большие проекты, требующие серьезных инвестиций, или же предпочтете сконцентрироваться на локальных изменениях, но в каждом из сегментов?

– Почему обязательно «или»? Безусловно, основное в нашем продуктовом портфеле – это поливинилхлорид и кальцинированная сода. Они приносят большую часть выручки, поэтому бизнес концентрируется на них.

Было бы амбициозно сейчас заявлять, что мы через два года будем строить ПВХ-600. Конечно, этого не будет. Нужно понимать, что ситуация на рынке изменилась, другими стали условия доступа к финансированию. По сегодняшним оценкам, такие серьезные капвложения просто не окупятся.

Кроме того, для реализации крупного проекта по ПВХ мы не имеем доступа к необходимому количеству этилена – и это серьезная проблема. Рассчитывать на увеличение объема поставок в будущем, с одновременным снижением его стоимости, или на строительство собственного пиролиза затруднительно.

То есть проект ПВХ-600 заморожен? Или же перенесен на более поздний срок?

– Каждая хронологически новая оценка проекта ПВХ-600 показывает, что его инвестиционная привлекательность снижается. Стартовая и текущая величины отличаются. Я бы не стал утверждать, что мы исключили этот проект из нашей стратегии развития, но то, что отложили по времени, – это однозначно.

Сейчас мы движемся по пути органичного роста. Данная стратегия позволяет максимально эффективно использовать существующие мощности. В настоящее время производство ПВХ работает при полной загрузке – 240 тыс. тонн в год. У нас выпускаются все основные марки поливинилхлорида, и этого вполне достаточно для покрытия текущих потребностей рынка.

Давайте поговорим о рынке. Сегмент ПВХ находится явно не в фазе роста, имеет место сжатие спроса. С чем Вы связываете такие тенденции?

– С точки зрения производства, в 2015 году рынок пришел в баланс за счет того, что не все производители смогли загрузить свои мощности на 100%. К примеру, «Саянскхимпласт» испытывал проблемы из-за сокращения поставок этилена со стороны «Ангарского завода полимеров». У «РусВинила», как недавно запущенного предприятия, были технологические сложности. Поэтому рынок оставался в балансе, а летом даже испытывал дефицит. В итоге потребители ПВХ были вынуждены закупать большое количество импортной продукции.

В дальнейшем мы не прогнозируем дефицита благодаря тому, что «РусВинил» вышел на плановую производительность, а «Каустик» перенес ремонт на весну. Кроме того, сезон высокого потребления ПВХ заканчивается. Поэтому есть основания полагать, что рынок придет в сбалансированное состояние, возможен даже небольшой профицит.

Если говорить о потреблении ПВХ, то спрос, конечно же, снизился. Необходимо учитывать, что рынок ПВХ-конструкций находится в прямой зависимости от строительного рынка, поэтому вслед за ним он пошел вниз. В различных сегментах потребление ПВХ сократилось на 15-30% относительно прошлого года. В 2016 году возможно падение еще на 10% и более.

Это падение уже начало отражаться на продажах «Башхима»?

– Мы не получили негативного эффекта в плане спроса на ПВХ за счет того, что объемы производства не соответствовали возможностям предприятий.

Я думаю, что в разрезе нескольких лет не стоит говорить о масштабном сокращении спроса со стороны переработчиков. Поливинилхлорид объективно является самым дешевым полимером и, например, в трубном сегменте он сможет составить достойную конкуренцию полиэтилену...