С «зеленым» взглядом на стройку. Интервью со специалистом в области «зеленых» строительных технологий, председателем совета ассоциации «GreenСтрой», Дмитрием Березуцким


С «зеленым» взглядом на стройку. Интервью со специалистом в области «зеленых» строительных технологий, председателем совета ассоциации «GreenСтрой», Дмитрием Березуцким

Сегодня tybet.ru® публикует интервью для газеты «СПб ведомости» с Дмитрием Березуцким – специалистом в области «зеленых» строительных технологий, председателем совета ассоциации «GreenСтрой», которая объединяет ведущих производителей материалов и систем, применяемых в технологиях экологического строительства, о том как сегодня развивается экологическое строительство.


Дмитрий Юрьевич, когда мы говорим о «зеленом» строительстве, что имеется в виду и какая нам от него польза?

– У такого строительства несколько целей. Во-первых, эффективное использование ресурсов на протяжении всего жизненного цикла здания – энергии, воды, тепла и других. Во-вторых, сокращение отходов, выбросов CO2 и прочих негативных воздействий на окружающую среду. А также создание условий для комфортной и здоровой жизни или повышение эффективности сотрудников, если мы говорим об офисных зданиях. При этом уровень развития экостроительства напрямую зависит от достижений науки и технологий и в немалой степени от того, насколько общество вообще осознает экологические принципы. У нас часто думают, что экологическое строительство это то ли озеленение территории вокруг, то ли хорошие деревянные материалы. Но на самом деле это комплексный подход ко всем подобным критериям. Если придерживаться их, то строительство будет гораздо меньше влиять на окружающую среду, чем традиционный подход. К примеру, несколько лет назад в городе Болохово Тульской области по программе Фонда ЖКХ мы начали строительство 17-квартирного энергоэффективного дома. Инициаторами были «Роснано», наша ассоциация и ряд других организаций. Одна из основных технологий, которую мы там применили, – легкие стальные тонкостенные конструкции, утеплители из вторичного сырья... В итоге в десять раз был снижен вес конструкций при той же надежности и характеристиках. Соответственно, понадобилось в десять раз меньше перевозок. Как следствие – меньше выбросов СО2. Кроме того, мы использовали всевозможные системы фильтрации воды и воздуха, энергосберегающее стекло, солнечные панели... 

Это пока единичные примеры?

– Еще 3-4 года назад такие объекты и в самом деле были единичными – как правило, речь шла о каких-то зарубежных центрах, когда иностранная компания хотела работать только в экологическом здании. А сегодня идет рост в геометрической прогрессии, многие такие здания находятся на стадии сертификации. Мы видим большое будущее для экологического строительства не только за счет повышения коммерциализации «зеленых» зданий, но и за счет реальной экономии ресурсов, экономии на жизненном цикле, улучшения здоровья людей. 

Энергосбережение в домах одно из главных направлений такого строительства?

– Да, это один из основных трендов. Если мы возьмем Европу, то там существует классификация зданий в зависимости от их уровня энергопотребления. Это старые здания, которые были построены до 1970-х годов и требуют для отопления около 300 кВт-ч/м2 в год. Есть относительно новые, которые появились до 2000 года и потребляют в два раза меньше энергии, чем старые. И уже есть дома нулевого энергетического баланса – им нужно не более 15 кВт-ч/м2 в год, при этом инженерно они оснащены так, чтобы потреблять выработанную ими самими энергию. Появились «активные» здания, которые с помощью солнечных батарей, грунтовых теплообменников и другого оборудования вырабатывают больше энергии, чем потребляют. В 2009 году страны Евросоюза приняли директиву энергетических показателей в строительстве, согласно которой к 2020 году все новые здания (имеется в виду государственное строительство) должны быть близки к нулевому энергетическому балансу. Как классифицируются такие дома? Это объекты, которые получают энергию из сети и отдают обратно в течение года такое же количество, какое взяли. Есть здания, которые не используют энергию, ведущую к выбросам СО2, или в течение года компенсируют используемую энергию ископаемого топлива за счет производства достаточного количества «чистой энергии». И, скорее всего, к 2020 году мы увидим, что Европа будет массово строить дома, которые производят энергии столько же, сколько потребляют. 

А у нас есть достижения в этом плане?

– В целом в мире таких домов немного – не более сотни зданий имеют подтверждающий сертификат. Но все же мы отстаем, в России пока таких объектов нет. Хотя я считаю, что именно за такими зданиями будущее. Если у нас солнечная энергетика еще в 10 раз подешевеет, то солнечные батареи найдут применение в строительстве, и наши окна и фасады будут генерировать энергию. В нынешнем году мы в рамках нашей ассоциации собираемся сделать пилотный проект – построить здание и пройти сертификацию на нулевой энергетический баланс, чтобы понимать, как это считается в мире. При этом применить российские технологии и материалы. 

Сейчас нередко застройщики делают упор на то, что их здание экологичное. Но здесь как с продуктами: модная сегодня приставка «эко» нередко рассчитана на слепое доверие покупателя. Как тут разобраться?

– Для этого существуют стандарты «зеленого» строительства и сертификаты для зданий – признанные как в мире, так и у нас. В 2009 году в России начали появляться первые объекты, сертифицированные по «зеленым» стандартам. А в 2011 году Национальное объединение строителей разработало стандарт «Зеленое строительство». Это рейтинговая система устойчивости среды обитания, которая учитывает разные критерии: от применения альтернативной энергии до экологии внутренней среды. За основу брали опыт развитых стран – немецкий стандарт DGNB, американский LEED и британский BREEAM. По сути, стандарты – это рейтинговые системы. Когда мы оцениваем здание, каждое из направлений имеет определенный рейтинг. В совокупности они показывают, насколько здание «зеленое».

Экологическое строительство учитывает массу критериев. Рассмотрим для примера BREEAM. Если мы возьмем раздел, посвященный здоровью населения, то учитывается вид из окна, естественное освещение, акустические характеристики, тепловой комфорт, качество воздуха в помещениях или насколько вода из крана соответствует стандартам качества. За каждый пункт дается определенное количество баллов, из которых потом складывается качество сертификата построенного здания. По стандарту, нужно, чтобы обязательно в пределах 500 метров от дома был общественный транспорт или имелось подтверждение от муниципалитета, что он там появится после строительства. Учитывается повторное использование материалов здания, важно, чтобы были ответственные источники поставки материалов. Смотрят, насколько загрязняется земля при строительстве, как строительная площадка воздействует на экологию. А если компания не докажет, где и как перерабатывались отходы, она вообще этот документ вряд ли получит. 

А что мешает развитию российского рынка высокотехнологичных стройматериалов?

– Я бы заострил внимание на отсутствии экономической выгоды внедрения инноваций для участников строительного проекта. Это главный барьер. Сегодня у нас нет необходимой нормативной базы, которая бы в том числе стимулировала производство нанотехнологичных стройматериалов. В итоге производитель сталкивается с высокими капитальными расходами при освоении «зеленых» технологий. При этом жизнь не заставляет конечных потребителей серьезно задуматься о той же энергоэффективности их квартир и домов: хотя тарифы и повысились, они все равно остаются дотационными. 

Строительство становится все более экологичным – это именно тенденция или речь скорее идет о пилотных проектах, которых просто становится больше?

– Я бы не сказал, что это пилотные проекты, потому что в мире уж точно миллиарды квадратных метров сертифицированы по экостандартам. Если четыре года назад в России было одно такое здание, то сейчас – уже более ста. Это прогресс. 

А в чем основная мотивация застройщиков использовать «зеленые» технологии и получать сертификаты?

– Экологические сертификаты повышают капитализацию здания. Безусловно, стоимость такого дома, его аренда выше, чем здания без сертификации. Именно это сегодня способствует появлению новых объектов, сертифицированных по стандартам экологического строительства. При этом, когда говорят о зеленых зданиях, у людей возникает обманчивое впечатление, что их строительство обойдется дороже. Нет, не дороже, если подходить к нему комплексно, сокращать сроки работ и объем материалов, применять местные материалы и ресурсосберегающие решения. И будет меньше затрат на перевозку, меньше трудоемкость. Когда сертифицированное здание такого же архитектурного вида на 40% дешевле не «зеленого» дома – это уже реальные примеры. 


Юлия Дальская