Сколько стоит дом построить: Минстрой создаст электронную базу цен строительного рынка. Интервью с Михаилом Менем


Сколько стоит дом построить: Минстрой создаст электронную базу цен строительного рынка. Интервью с Михаилом Менем

Строительный рынок ждут перемены. В первую очередь это касается системы образования цен, которая в последнее время не раз становилась мишенью для критики не только со стороны экспертов, но и аудиторов Счетной палаты. О деталях будущей реформы в интервью «Российской газете» рассказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень.

Минстрой подготовил пакет поправок в Градостроительный кодекс. В чем суть инициатив ведомства?

– Речь идет о создании механизма, который позволит максимально достоверно, прозрачно и объективно просчитывать предельную стартовую стоимость строительства того или иного объекта. Новый механизм будет ориентирован, прежде всего, на заказчиков объектов, возводящихся с привлечением бюджетных средств.

Для них использование этого инструмента будет обязательным. Но коммерческим компаниям и обычным гражданам, которые, к примеру, собираются строить дом на своем участке и хотят проверить достоверность своих расчетов, она, безусловно, тоже будет полезна.

Сегодня правила формирования цены в строительной отрасли есть. Они работали все эти годы, но, так как были приняты еще в конце прошлого столетия, в какой-то момент перестали отвечать современным реалиям, в том числе экономическим.

В условиях, когда экономика росла равномерно, стоимость ресурсов менялась без каких-либо ценовых скачков, действующий базисно-индексный метод ценообразования в строительстве позволял производить корректные расчеты. Но уже в 2008 году, когда цены на одни стройматериалы резко выросли, а на другие остались на прежнем уровне, расчет стоимости строительства через этот метод стал терять свою актуальность. Сейчас эта проблема обострилась.

Как будет работать новый механизм?

– Мы планируем создать единую электронную государственную систему ценообразования в строительстве – сокращенно ГИС ЦС. В нее будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, стоимости технических и трудовых ресурсов по всей стране, но с учетом территориальной специфики. В каких-то крупных регионах, возможно, будет несколько ценовых зон. А в целом по стране – около 150.

На все без исключения элементы выполняемой при строительстве работы, в разрезе трудозатрат рабочих, применяемых стройматериалов и техники, будут сформированы ценовые нормы. А уже на их основе можно будет рассчитать показатели сметной стоимости строительства в целом. Но, еще раз подчеркну – это будет только стартовая цена. Потом будет два этапа: прохождение процедуры определения достоверности стоимости в экспертизе, после которого цена, как правило, снижается процентов на двадцать. И второй, главный этап – уже сама конкурсная процедура, где потенциальные претенденты на генподряд называют свою стоимость, отталкиваясь от собственных возможностей. И либо выигрывают, либо проигрывают соответствующий аукцион или конкурс. То есть говорить о том, что минстрой вводит какую-то госцену стройки, не корректно. Данные, погруженные в ГИС, не будут применяться для прямых расчетов с подрядчиком.

Откуда в систему будут поступать сведения о ценах на стройматериалы?

– Мы собираемся организовать мониторинг цен производителей. Ежеквартально данные планируется обновлять. Это серьезный большой объем работы. Ведь помимо прямых производителей стройматериалов в России есть компании, для которых это направление не является профильным. В целом, получается около шести тысяч организаций. Нам предстоит охватить их все.

А если кто-то откажется предоставлять данные о ценах?

– Если эти организации хотят участвовать в строительстве, поставляя свои материалы, они будут предоставлять данные о ценах.

Мы, кстати, уже провели пилотный мониторинг в одном из крупных регионов. Собрали совещание с основными производителями, объяснили, для чего это надо, услышали их вопросы и получили информацию в течение шести дней. Думаю, и в других регионах с этим проблем не будет. Для оповещения о новой системе мы также планируем использовать влияние недавно созданной Ассоциации производителей стройматериалов.

Как собираетесь контролировать, не завышают ли производители цены?

– Если где-то будут скачки, это будет видно сразу, ведь информация будет поступать не из одного источника. Кроме того, есть Федеральная налоговая служба, которая сможет заходить в систему ГИС ЦС и проверять, какая стоимость стройматериалов закладывается в налогооблагаемую базу. Поэтому производителям будет просто не выгодно предоставлять недостоверную информацию.

По импортным стройматериалам тоже будет проводиться мониторинг?

– Импортных стройматериалов на наших стройках сегодня не больше 10-12 процентов. Но они тоже будут учитываться. Информацию об их поставках в Россию будет давать Федеральная таможенная служба. Стоимость же будет формироваться с учетом логистики, то есть доставки до той или иной ценовой зоны.

Когда реально заработает новая система?

– Наши контролирующие органы подталкивают нас к тому, чтобы все было сделано как можно быстрее, но мы считаем, что в этом вопросе спешка очень опасна. Это серьезная реформа, она скорее эволюционная, чем революционная и может потребовать переходных периодов.

Мы ставим перед собой задачу, чтобы в 2018 году расходы из бюджетов всех уровней на капитальное строительство определялись уже с учетом новой системы ценообразования.

Во сколько обойдется создание ГИС ЦС?

– Уже завершается формирование затрат на создание системы – не все торги завершены, по некоторым еще не подведены итоги. Кроме того, впереди серьезная работа по госзаданию на 2017 год. Но в любом случае затраты, которые необходимы для развития этого проекта, несопоставимы с той оптимизацией, которую мы получим в результате.

Насколько снизится стоимость строительства после перехода на новый формат ценообразования?

– Минстрой сейчас проводит целый ряд мероприятий по совершенствованию системы технического нормирования, что, безусловно, приведет к оптимальным техническим решениям и соответственно оптимизации затрат на строительство. Еще одним инструментом, который обеспечит снижение затрат в строительстве, станет использование проектов повторного применения (типовые проекты) с учетом их экономической эффективности. Все это в комплексе значительно оптимизирует затраты на строительство, предельная стартовая стоимость будет более объективной и достоверной.

В Счетной палате полагают, что действующие сейчас сметные нормативы в строительстве непрозрачны и завышены, что ведет к необоснованному расходованию бюджетных средств. Согласны ли с этим в минстрое?

– Собственно потому и запущена реформа ценообразования, чтобы расходование бюджетных средств было обоснованно, а формирование сметных нормативов было прозрачным. Но еще раз подчеркну, что создаваемая система лишь определяет стартовую цену перед конкурсными процедурами. И как раз претензии Счетной палаты чаше всего касались объектов, по которым не осуществлялась заключительная процедура – торги, определяющие окончательную цену контракта.

Ценообразование – это сложная сфера, создание профильного министерства позволило глубоко заняться ее анализом и теперь уже реформированием. Да, действующая система устаревшая и непрозрачная. И здесь наши выводы совпали с выводами Счетной палаты, за что мы ей очень благодарны. Соответствующие кадровые решения по руководству ФАУ «ФЦЦС» (Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов». – Прим. ред.) уже приняты, сейчас там работает новая команда.

Но истерики в этом вопросе ни к чему. Нужна методическая целенаправленная работа по наведению порядка, по изменению действующей системы. Чем мы сейчас и занимаемся.

Что сегодня можно сказать о качестве строительства в России?

– Минстрой разрабатывает и актуализирует требования к строительству, которые позволяют сегодня строить качественно. Подчеркну, что наши строители владеют всеми современными технологиями, чего еще не было 10-15 лет назад. Безусловно, на местах за качеством стройки необходимо следить дополнительно, надзорных органов достаточно. Если говорить о жилье, то в рыночных условиях застройщикам экономить на качестве невыгодно, потребитель просто не будет покупать такие квартиры или дома. Особого внимания от региональных и муниципальных властей мы требуем в части расселения аварийного жилья, здесь контроль должен быть особый, и к этой работе мы также привлекаем общественные организации.

В последнее время озвучивались предложения уйти от обязательных требований к обеспечению безопасности зданий и сооружений, чтобы снизить административную нагрузку на бизнес. Как вы на это смотрите?

– С этим, конечно, нельзя согласиться. Вспомните происшествия с упавшими лифтами. В свое время было принято решение убрать требование о том, что лифты должны обслуживать специализированные организации. Результат не заставил себя ждать. Сейчас ведется работа по исправлению этой ситуации.

Обязательность соблюдения требований к обеспечению безопасности зданий и сооружений необходимо сохранить и развивать. Некоторые наши соседи по СНГ попытались отказаться от требований, но в результате там стали появляться дома, похожие на Пизанскую башню, людей приходится переселять в новое жилье.

У нас преимущественное положение, поскольку мы эти требования сохранили. Но сейчас они оформлены лишь через постановление правительства, а должен быть закон. Наши партнеры по Таможенному союзу – Белоруссия, Казахстан, очень ждут от нас этого решения, чтобы скопировать и использовать у себя подобную практику. В этой области мы создаем единую нормативную и методологическую базу для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а нашу организацию ФАУ «ФЦС» (Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве». – Прим. ред.) предложено сделать базовой по техрегулированию в странах СНГ.

Темпы ввода жилья

Счет на десятки миллионов

По прогнозам минстроя, которые опираются на информацию регионов, в этом году объемы ввода жилья составят около 76 миллионов квадратных метров жилья. Возможно, чуть больше, но вряд ли удастся достигнуть рекордных показателей 2014-2015 годов, когда соответственно было введено 84 и 85 миллиона квадратных метров жилья, полагает Михаил Мень. «С другой стороны, мы видим по результатам первых четырех месяцев достаточно неплохой подъем по ипотеке. Конкретно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – рост почти на 50 процентов. Во многом, конечно, это связано с первыми двумя месяцами. В январе и феврале люди не понимали, будет ли продлена государственная программа по субсидированию ипотечной ставки под 12 процентов. Поэтому спешили брать ипотеку. Хотя и март, и апрель тоже были неплохими. Это дает основание надеяться, что и по итогам года результат будет удовлетворительным», – отмечает министр.

Сколько стоит дом построить: Минстрой создаст электронную базу цен строительного рынка. Интервью с Михаилом Менем

Юлия Кривошапко
«Российская газета» – Федеральный выпуск №6996 (128)


Владимир Пригожин, июня 28, 2016 11:55 pm
Если говорить о жилье, то в рыночных условиях застройщикам экономить на качестве невыгодно, потребитель просто не будет покупать такие квартиры или дома.
Интересно, сам министр верит этой своей сказке?
Он что, не знает, что жильё реально жильцу по закону не сдаётся?
И потребитель не покупает жильё, а участвует в долевом строительстве, то есть владеет им задолго до того, как оно появилось. Однако документы на право собственности он получает только через год после заселения. И ужасно счастлив, что его не обманули, как многих других дольщиков!
Но зато, как красиво говорит: "рыночные условия", "потребитель не будет покупать"... Зашёл бы разок в квартиру в сопровождении строительных экспертов, да послушал их. Только у него уже готов ответ: "Это не к нам,а к застройщику"....
sepa, июня 29, 2016 12:51 pm
В Петербурге есть некая инициатива по "Импортозамещению и локализации в строительстве". Там призывают за гонорар производителей вносить себя в новые увядшие "Желтые страницы импортозамещения".

Кто пользуется сейчас Жёлтыми страницами? Никто. Бизнес увял. Но совок пытается его возродить.