«В настоящих условиях консолидация бизнеса – необратимый процесс». Интервью tybet.ru с топ-менеджерами компаний оконного рынка Санкт-Петербурга


«В настоящих условиях консолидация бизнеса – необратимый процесс». Интервью tybet.ru с топ-менеджерами компаний оконного рынка Санкт-Петербурга

Одной из примет текущего времени на российском оконном рынке является консолидация за счет слияний и поглощений. В мае 2017 года сразу три компании из Санкт-Петербурга – «Квалитет», «Окна Века» и «Окна Петербурга» – заявили  об альянсе и союзнических отношениях. О том, что означает «питерский союз оконщиков», и о том, что мотивирует, по сути, бывших конкурентов, решать стратегические задачи сообща, в интервью tybet.ru рассказали генеральные директора компаний-основателей Сергей Мухин («Квалитет»), Денис Богачев («Окна Века») и Даниэль Паредес («Окна Петербурга»).

Когда и с какой целью был основан ваш союз?

– Союз основан тремя компаниями в январе 2017 года.  Во главе угла объединения стоят две цели: экономическая и социальная.

Экономическая цель союза – повысить  эффективность работы всех трех компаний. Это вполне достижимая задача, не имеющая ограничений во времени, в связи с тем, что каждая компания уникальна и отличается друг от друга. Объединившись в союз, мы открыли двери для обмена компетенциями и знаниями между смежными подразделениями наших отделов, тем самым решив классическую проблему закрытости оконного рынка. При этом сегодняшний рынок настолько стремительно меняет правила игры, что процесс улучшений должен быть непрерывен. Совместная работа наших служб дает реальное преимущество участникам союза, делая их более эффективными во многих областях.

Социальная цель союза – это повышение стандарта качественного окна, совместная разъяснительная работа для конечного потребителя. Задача сложная для одной компании и вполне посильная нашему союзу. Необходимо начинать развенчивать мифы, что «все окна одинаковые» и «чем дешевле, тем лучше».

Что послужило мотивом для объединения?

– С 2008 года  рынок светопрозрачных конструкций сокращается. А ценность окна  в глазах потребителя оконным сообществом до сих пор не создана. В погоне за объёмом многие компании избрали тактику удешевления СПК любой ценой. Последствия такой стратегии всегда одни и те же: небольшие производственные компании переходят в разряд дилеров, средние компании либо разоряются, либо переходят в разряд мелких. Репутация пластикового окна, как качественного продукта, стремительно падает.

Сегодня только ленивый не говорит про автоматизацию, искусство продаж и качественные окна. Однако мало кто что-либо делает реальное в своей нише. Как следствие такой стратегии, каждый год мы наблюдаем  увеличение количества обращений, связанных с ремонтом СПК. Ничего не делать в такой ситуации дальше мы не могли, да и может, не имели права, просто по той причине, что для каждого из нас во главе наших бизнесов не стоит получение прибыли, как главная цель, а создание ценности для окружающих нас людей. А прибыль, несомненно, будет, если ты вкладываешь свое сердце в дело своей жизни. Искренняя любовь к своему делу явилась главным ингредиентом для основы нашего союза.

Имеет ли ваше объединение какой-либо юридический статус?

– Нет, не имеет. На данном этапе мы не видим в этом необходимости. Для того чтобы достигать своих целей, нам юридический статус не нужен. Сегодня мы работаем в формате добровольного сотрудничества. Нами движут не бумажные обязательства, а искреннее желание продолжать производить качественное окно, а не идти по пути удешевления.

По какому принципу формировался состав организации?

– Принцип очень простой. Наш союз - это альянс компаний, которые хотят делать надёжные окна, работают в одном сегменте рынка и имеют единое мнение по отношению к «дешевому» окну. Но самое главное, мы говорим о том, что двери союза открыты. Если кто-то думает так же, как мы и готов к совместной работе, то союз продолжит формирование своего состава.

Стоит ли рассматривать данный шаг в сторону слияния компаний и брендов?

– Всё может быть. Сегодняшние реалии заставляют нас быть в постоянном тонусе, каждый день ходить на работу и, что самое интересное, – реально работать. Мы все время движемся вперёд, развиваемся и адаптируемся. Если на каком-то этапе слияние будет естественным звеном эволюции нашего бизнеса, то мы будем думать об этом.

Уверен, что появление на Северо-Западе нового эффективного производителя, который будет ориентирован не на загрузку своих линий, а на изготовление качественного окна, пойдёт на пользу всему рынку. В то же время, каждый из наших брендов сам по себе успешен. И мы будем работать над дальнейшим развитием брендов, но уже не поодиночке, а объединяя наши знания и ресурсы.

Какой будет политика вашего объединения в отношении прежних партнеров и клиентов?

– Естественно, что став участниками союза, помимо приобретения, мы потеряли в самостоятельности. Теперь мы начали принимать коллегиально решения, и это касается, в том числе на выборе наших партнеров-поставщиков. Наша стратегия работать с поставщиками, разделяющими наши цели. Скажу честно, что не всем по идее пришелся наш союз, так как некоторые видят в нем угрозу для своих интересов. Но это вполне нормально, должно немного пройти времени, чтобы участники рынка поняли, что консолидация бизнеса – процесс необратимый в настоящих условиях.

И если пожертвовать собственными амбициями в угоду делу своей жизни, то выбор становится очевиден. Пропагандируя и производя на трех наших предприятиях окна высокого качества, выиграют и клиенты, которые сегодня полностью дезинформированы рынком в вопросе качественного окна. У них появляется дополнительный выбор и возможность более рационально принять решение.

Каких результатов вы ожидаете от данной инициативы?

– Формула 1+1=3. Вот чего мы ждём от нашей инициативы. И это правило синергии поможет нам в решении каждой задачи, которую мы будем ставить перед собой. Но, если более конкретно, то, как уже было отмечено выше, мы не хотим идти по пути удешевления окна в ущерб качеству. Возможность производить качественное окно, формировать на рынке имидж качественного окна – это то, что к чему мы стремимся. Оптимизация бизнес процессов – это ещё одно важное направление. Мы работаем над повышением эффективности наших производств. И много чего мы уже не ожидаем, а достигли.

Какие планы будете реализовывать в ближайшее время?

– Первые шаги, которые делает союз в этом году, это внутренняя стандартизация комплектующих для изготовления окон, определение ценовой стратегии, создание открытых, доверительных отношений на уровне наших руководителей.