«Непрофессиональные решения правовых споров – это путь к потере бизнеса». Интервью tybet.ru с юристом адвокатского бюро «Система защиты» Максимом Картузовым


«Непрофессиональные решения правовых споров – это путь к потере бизнеса».   Интервью tybet.ru с юристом адвокатского бюро «Система защиты» Максимом Картузовым

Мы все чаще слышим о судебных делах оконных компаний, о громких проигрышах и больших суммах взыскания, помимо той, которая указана в договоре. В текущем  интервью tybet.ru мы поговорим с юристом адвокатского бюро «Система защиты» Максимом Картузовым о судебной практике, потребительском экстремизме и о том, как бороться честным предпринимателям с нападками клиентов.

Ваше адвокатское бюро профессионально занимается защитой бизнеса, расскажите о ней, как вы пришли к такой специализации?

– Адвокатское бюро «Система защиты» было создано в 2007 году. Уже более 10 лет мы представляем интересы юридических и физических лиц в разных судебных процессах по правовым спорам. Мы активно развиваем новые юридические направления нашей деятельности, отдавая приоритет защите бизнеса в условиях становления российской правовой системы: споры, возникающие из корпоративных отношений, арбитражные споры,  уголовно-правовая защита бизнеса. Только комплексное юридическое сопровождение деятельности любой организации – залог успеха при проблемах с налоговыми и правоохранительными органами, недовольными потребителями и недобросовестными контрагентами. И в данном случае нельзя оставлять ни одну из сторон незащищенной, поскольку непрофессиональные решения правовых споров – это путь к потере бизнеса. 

В нашу работу при этом входят многие аспекты защиты деятельности организации, в том числе и консультации по трудовому, договорному, налоговому праву. Мы можем помочь организовать деятельность юридического лица «с нуля», подготовить документы для налоговой и банка. Мы участвуем в различных судебных процессах, формируем правовую позицию, строим грамотную доказательную базу, анализируя уже имеющийся объем документов у наших доверителей, помогаем в обжаловании вынесенных решений, представляем интересы юридических лиц на стадии исполнительного производства. Даже самому грамотному штатному юристу компании, который не имеет судебной практики, сложно оперативно оказать помощь при разрешении судебного спора.

В последнее время все чаще мы читаем новости про недобросовестных заказчиков окон. Так ли актуальна эта тема для оконного бизнеса в настоящее время?

– Если обратить свое внимание на общую судебную практику, то можно привести пример, что в 2012 году общее число поданных исковых заявлений по гражданским делам в РФ было примерно 10 306 000, а в 2016 году принято к производству гражданских дел 16 894 000.* Основываясь на данных показателях, можем сделать очевидный вывод: граждане привыкают отстаивать свои интересы в судах, и оконная отрасль тому не исключение. К тому же законодательство о защите прав потребителей является одним из наиболее регламентированных и широко применяемых в настоящее время судами, в результате чего сложилось ошибочное мнение, что потребитель всегда прав и, как следствие, готов злоупотреблять своими правами.

В оконном бизнесе, как в любой другой сфере деятельности, выявить при первоначальном обращении недобросовестного клиента сложно, тем более, если он сделает заказ на большую сумму. Все проблемы начинаются после подписания договоров, спецификаций и актов выполненных работ. Количество споров в оконной отрасли с каждым годом растет, и знаем мы это не понаслышке. К нам чаще стали обращаться оконные компании, которые просят помочь не только на досудебной и судебной стадии, но и разработать заранее четкую юридическую документацию для работы. Это очень важно, поскольку это реальный механизм защиты при любом споре, который может возникнуть в дальнейшем.

Почему еще 10-15 лет назад таких процессов в суде не было? В чем, по-вашему, корни потребительского экстремизма?

– Раньше люди меньше обращались в суды и все вопросы пытались урегулировать с Исполнителем по договору на словах. А сейчас граждане привыкают к судам, их не  пугают сроки рассмотрения дела, затраты на предварительной стадии (услуги представителя, оплата экспертизы), надеясь не только вернуть потраченные деньги, но и получить компенсацию в виде штрафов, пеней и других неустоек. 

Мы знаем высказывание «Клиент всегда прав», но, к сожалению, в реальности это не всегда так. Дело в том, что Закон РФ о защите прав потребителей дает большие возможности для потребителей, но и сами Исполнители делают грубейшие ошибки, которые дают возможность потребителям бороться с ними на законных основаниях. Корни потребительского экстремизма заложены, в том числе и в неграмотном ведении и организации бизнеса, правовой документации, прежде всего, поскольку невозможно выиграть судебный спор, если все документы составлены некачественно и никак не защищают юридическое лицо.

«Непрофессиональные решения правовых споров – это путь к потере бизнеса». Интервью tybet.ru с юристом адвокатского бюро «Система защиты» Максимом Картузовым

Обычно оконщики стараются защитить себя своими силами, не привлекая профессионалов. С чем это связано и что вы посоветуете тем, кто рассчитывает только на свои силы?

– Надо понимать, что оконный бизнес – это в большей степени малый бизнес, который старается все вопросы, связанные со своей деятельностью, решать самостоятельно, не привлекая экспертов, специалистов и внешних консультантов.  К сожалению, как показывает практика, это не всегда увенчивается успехом. Предпринимательство – это риск, и собственник бизнеса всегда обязан минимизировать риски. Будь то гражданские, административные или уголовные риски.  

Кто чаще всего страдает от потребителей в оконной отрасли? Это дилеры. Дилер – это малое предприятие, которое имеет штат до 10 человек, и все вопросы и проблемы решает самостоятельно. Не стоит забывать, что все проблемы, которые у нас появляются в будущем, возникают из-за некачественной проработки ситуации в настоящий момент. На практике мы убедились, что продавцы окон в 90% случаев работают по договору, который скачали в интернете. Но ведь часто бывает, что оконная конструкция нестандартная, эксплуатация которой отличается от обычного окна; потребитель слышит ГОСТ и просит, чтоб в договоре было прописано ГОСТ, а что такое ГОСТ на самом деле и везде ли его можно применить никто не пытается объяснить клиенту.

Мы советуем всем оконным компаниям, производителям или дилерам, начинать работу с грамотного составления правовой документации. Мы часто слышим маркетинг, продажи, а то, что маркетинг может нарушать закон о Рекламе и Управление Федеральной антимонопольной службы может привлечь юридическое лицо к административной ответственности, мало кто знает. Мы всегда советуем нашим Доверителям начинать с проработки юридической документации (договор подряда, поставки окон, услуги по монтажу, спецификация, гарантийный талон и т.д.) все это является основой, чтобы в будущем не было проблем. Менеджеров по продажам необходимо обучать, как правильно заключать договоры, рассказывая о тонкостях и сложностях при их оформлении.

В чем особенности защиты именно оконного бизнеса, в чем специфика?

«Непрофессиональные решения правовых споров – это путь к потере бизнеса». Интервью tybet.ru с юристом адвокатского бюро «Система защиты» Максимом Картузовым – В оконной отрасли, как и в любом другом виде деятельности, рано или поздно могут возникнуть проблемы. Для того чтобы их избежать, необходимо заранее к ним подготовиться. Если предприниматель будет делать это самостоятельно в целях экономии бюджета, то ему некогда будет работать. Защита оконного бизнеса заключается в его специфике. Мы проанализировали не только собственный опыт, но и огромную юридическую практику, где привлекались оконные компании. Если мы говорим о спорах между юридическими лицами, взыскании задолженности, банкротствах, то тут никаких специальных познаний не надо, кроме юридических, но в сфере оконного бизнеса юридические знания должны идти бок о бок с  грамотно выстроенным технологическим процессом.

Важно, не только защитить себя по факту возникших проблем, но и подготовиться к ним заранее. Что вы посоветуете в качестве основных превентивных мер?

– Нашим клиентам мы советуем начинать с анализа действующих юридических документов (трудовой договор, договор поставки, договор монтажа, гарантийный талон оконных конструкций и т.д.). Каждый из этих документов несет определенные риски для собственника бизнеса, ему необходимо знать все тонкости и нюансы.

Мы разработали семинарское занятие «Юридическое сопровождение оконных компаний» (дилеров и производителей), на котором разбираем все нюансы, связанные с гражданскими рисками (взыскание ущерба, некачественное оказание услуг и т.д.), рассказываем о привлечении к административной ответственности оконных компаний, ну и конечно, упоминаем об уголовно-правовой защите бизнеса. Всегда стоит начинать с договорных отношений. Четкая разработка документов защищает собственника компании – необходимо помнить об этом.

Если уж дошло дело до судебных тяжб, в чем особенности доказывания в спорах с покупателями по закону о защите прав потребителей?

– Споры о защите прав потребителей бывают разные, полное неисполнение обязательств, Исполнитель не успевает выполнить взятые на себя обязательства по срокам, но чаще всего потребитель предъявляет иски с требованием компенсаций за некачественный товар и услуги по монтажу. На прошлой неделе у нас закончилось дело в одном из районных судов   г. Москвы. К нам обратился дилер, на которого спустя полтора года после монтажа оконных конструкций подали в суд за лопнувший стеклопакет: грамотно поставленные вопросы перед судебным экспертом и четко выстроенные пояснения в суде помогли признать требования необоснованными, и в удовлетворении иска было отказано.

При формировании правовой позиции в суде важно оценивать свои слабые и сильные стороны. Если потребитель обосновано обращается в суд, то лучше попытаться урегулировать спор на досудебной стадии, поскольку это убережет от пятидесятипроцентного штрафа за отказ от досудебного урегулирования.

Благодарим за интервью.

*Данные судебной статистики судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации.