Фасадный рынок России: итоги года


Что ждет фасадный рынок в 2011 году: продолжение спада, стагнация или рост? По информации портала фасадного рынка www.fasad-rus.ru посткризисное развитие рынка будет происходить разнонаправлено. Его динамику в 2011 году будут определять несколько тенденций.

Современный фасадный рынок состоит из трех основных сегментов: светопрозрачные (стеклянные) фасады, навесные вентилируемые фасады (НВФ) и так называемые «мокрые» фасады.  Каждый из этих видов фасадов имеет свои уникальные качества и неоспоримые достоинства благодаря которым современная архитектура наших городов не перестает радовать горожан незабываемыми формами и силуэтами. 

Сильное воздействие на динамику рынка светопрозрачных и вентилируемых фасадов оказало введение в начале 2010 года заградительных импортных пошлин на металлопродукцию. В связи с этим, даже несмотря на резкий спад в строительной индустрии, многие отечественные производители алюминиевого профиля в 2010 году работали в условиях максимальной загрузки мощностей. Происходило импортозамещение продукции некогда популярных западных брендов. В результате доля отечественной продукции в этом сегменте составила более 80%. По данным портала fasad-rus.ru рост рынка алюминиевых профильных систем составил около 20-25% и в 2011 году он продолжится при условии оживления строительного рынка. Если учесть, что этот сегмент «упал» в 2009 году примерно на 37%, то выход из кризисной ситуации налицо. Однако необходимо понимать, что рост рынка алюминиевых профильных систем обеспечил не только и, возможно, не столько строительный, сколько смежные сегменты потребляющие алюминиевые профили, например автомобильный.

Рынок навесных вентилируемых фасадов (НВФ) в предкризисные годы рос более интенсивно, чем сегмент светопрозрачных фасадов. В 2007 г. потребление НВФ выросло на 29%, а в 2008 – на 21%. Этот рост был обусловлен практичностью, высокой теплозащитой и меньшей, по сравнению со светопрозрачными фасадами, стоимостью. Сложным годом для рынка стал кризисный 2009 г. По мнению экспертов, падение в 2009 г. составило 34%. 

Больше половины рынка НВФ по прежнему занимает импортная продукция. Последнее время заметно возрос импорт из Китая, хотя качество китайской продукции не всегда, мягко говоря, соответствует необходимым требованиям. Но аргумент низкой цены в условиях кризиса остается решающим. В связи с этим импортозамещение в этом сегменте слабое. Тем не менее многие российские производители алюминиевых композитных панелей, самого популярного облицовочного материала для НВФ, в 2010 году начали увеличивать выпуск продукции. По мнению экспертов этот сегмент полностью восстановится  в 2011-2012 гг. 

Отечественные производители алюминиевых композитных панелей (АКП) не имеют больших возможностей по увеличению выпуска продукции за счет освоения смежных ниш, так как два других сегмента, в которых используются АКП – рекламный рынок и рынок внутренней отделки помещений также серьезно пострадали от кризиса.

Решающую роль в восстановлении фасадного рынка в 2011 году будет играть оживление строительного рынка России. От того насколько интенсивно будет восстанавливаться нежилое строительство будет зависеть ситуация на рынке светопрозрачных фасадов. Рынок НВФ будет зависеть как от нежилого, так и жилого строительства. А динамика рынка «мокрых» фасадов в основном будет зависеть от роста жилого и индивидуального строительства.

Портал фасадного рынка fasad-rus.ru