«Открытый настежь бизнес»: рынок пластиковых окон в Рязани


Термин «динамическое равновесие», который сейчас определяет состояние рязанского рынка пластиковых окон, — минимум о двух концах, как та палка. Рынок способен качнуться как в сторону стагнации, так и в направлении оздоровления. Среди крупнейших игроков преобладают осторожно-оптимистические настроения, говорится в обзорном материале информационного агентства «МедиаРязань», от 20 мая.

Пластиковые окна давно перестали быть товаром для избранных и уже не первый год занимают львиную долю рынка остекления. Конечно, по-прежнему большинство рязанцев приобретают сравнительно дешевые окна экономкласса, но в нашем городе проявляются предпосылки к вытеснению «узких» систем. Последние два года нарастает спрос на окна сегмента «выше среднего» и эксклюзивные решения. Производители «стекла», держащие руку на пульсе потребителя, внедряют инновационные разработки. Так, активно продвигаются на рынок разнообразные спецстекла, начиная от самоочищающихся и заканчивая экзотическими антибактериальными и светодиодными.

Волновая практика

Продавцы и производители светопрозрачных конструкций солидарны в оценке фронта работ на вторичном рынке жилья: в областном центре пластиковыми окнами не охвачены еще 40% домов. Те частные лица, кто имел желание и возможность «в пластике прорубить окно», давно это сделал. Некоторые исхитрились уже и пластиковые окна поменять, хотя те прослужили всего 6-8 лет.

Директор по развитию компании «Велес» Ярослав Кулешов считает такое поведение потребителей вполне обоснованным:

— За эти годы прошли две волны новых технологий, выросли стандарты качества у производителей профилей, стеклопакетов, расходников и монтажников. Да и запросы клиентов повысились, а их требования для нас — те же самые ГОСТы. Требовательность заказчиков позволяет производителям повышать качество работы, что благотворно влияет на рынок. Кстати, замечено, что чем более безответственно ведет себя фирма — производитель или продавец, тем сложнее ей выжить.

Сейчас меняют изделия в основном частные клиенты. По опыту компаний-продавцов, чаще всего заменяются новые пластиковые окна экономкласса в новостройках. Ведь большинство застройщиков ставят оконную продукцию попроще, то есть подешевле. А такая неспособна обеспечить должную теплозащиту и шумоизоляцию, да и качество установки редко устраивает потребителей.

Хотя загородные дома держат не очень большую долю в потреблении, зато этот сектор видится наиболее стабильным. Здесь люди деньги не экономят и покупают добротные окна с энергосберегающими стеклами и многокамерной системой. Кроме того, владельцы коттеджей нечасто пользуются кредитными средствами для покупки окон, поэтому не зависят от состояния банков и их требований при выдаче кредита.

Первыми пластиковые окна приобретали преимущественно корпоративные заказчики. Заявленный срок службы изделий составлял 25-30 лет, но поскольку качество монтажа, используемых материалов и комплектующих в то время были весьма низкими, время годности уже истекает. Пока владельцы заинтересованы в том, чтобы «отработать» «пластик» до конца, поэтому его массовая замена на новые окна корпоративными заказчиками начнется лет через десять.

В среднем по Рязани сейчас достигнут паритет: половина заказчиков — юридические лица, половина — частники. Буквально два года назад физлица первенствовали, но благодаря некоторому оживлению строительства и росту госзаказа пластиковые окна стали более востребованы корпоративными клиентами.

— В 2011-2012 годах значительно выросло количество заказов за счет государственных закупок, — подчеркивает директор ТД «Ваши окна» Михаил Волков. — Существенная поддержка рынку была оказана программами по модернизации системы здравоохранения и образования, в рамках действия которых в Рязани и области проводился капитальный ремонт школ, детских садов, лечебных учреждений.

Напомним, что рассматриваемому рынку свойственна сезонность: продажи начинаются с наступлением тепла и к холодам падают до зимнего уровня.

— Судя по темпам остекления, в начале 2013 года на рынке наблюдалась стагнация, — утверждает директор ООО «Виктория» Аркадий Томилин. — Все крупные рязанские производства (которых насчитывается в регионе не более семи) заявляют, что за январь — апрель текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года они изготовили гораздо меньше продукции. Объясняется такое положение дел, скорее всего, тем, что нынешняя зима затянулась, и многие потенциальные заказчики решили отложить остекление на более теплое время. И действительно, после майских праздников наблюдается явное оживление рынка. В нашей компании за четыре месяца мы отмечаем небольшой спад по частным клиентам, но считаем это отложенным спросом, потому что чувствуем интерес с их стороны. По общим показателям у нас рост 35-40%, о чем можно судить по сделанной продукции и подписанным корпоративным договорам.

Повторяет кривую спроса на продукцию число игроков: весной-летом регистрируются новые организации и ЧП, а к Новому году их количество уменьшается пропорционально понижению температуры воздуха. Давно работающим в Рязани организациям активно не по душе эти демпингующие «однодневки». Причем портят рынок новички не только войной цен, но и тем, что, получив прибыль, быстро закрываются и фактически не несут ответственности за выполнение гарантийных обязательств перед покупателями. Последние подсознательно или сознательно переносят свой гнев на всех игроков рынка, чем подрывается доверие к добросовестным компаниям-оконщикам. Конечно, не все дебютанты умышленно обманывают покупателей, часто они просто-напросто не рассчитывают свои силы.

Рязанский профиль

Структура местного рынка пластиковых окон несложна: с одной стороны, производители, с другой – дилеры, закупающие у них продукцию и самостоятельно устанавливающие светопрозрачные конструкции. Оконный рынок не стоит на месте: здесь постоянно происходит перераспределение ролей — появляются и уходят новые игроки, возникают и сдаются в аренду мелкие производства. Такую динамику вызывает высочайшая конкуренция и падающий спрос.

— Строительство в Рязани идет не теми высокими темпами, которые 5-6 лет назад предполагались, а ведь многие производства пластиковых окон открывались под эти объемы, — отмечает Михаил Волков.

В результате, маржа на рынке заметно снизилась.

— Раньше с «окна-двушки», у которой одна створка поворотно-откидная, а другая поворотная, фирмы брали 3000 рублей прибыли (без учета монтажа), а сейчас всего 1500 рублей, — поясняет директор фирмы «ОтделКа» Виталий Гордеев. 

— Когда новички понимают, что на нашем рынке «долгие» деньги и очень маленькая маржа и поэтому только давно находящиеся в этом бизнесе могут зарабатывать, то уходят искать себя в более понятный им прибыльный бизнес, — рассуждает Аркадий Томилин.

Стремясь выжить, многие мелкие игроки рынка стремятся максимально удешевить продукцию. Но, как известно, чудес не бывает, и чем-то приходится жертвовать. В данном случае — качеством.

— Крупные компании способны предлагать разнообразные условия, используя свои высокие объемы производства, — продолжает Аркадий Томилин. — Небольшие производители уменьшают цену конечной продукции за счет снижения ее качественных характеристик. «Экономят» на фурнитуре, выбирая более дешевую турецких, китайских и российских предприятий; используют не той толщины и не того сечения армировку, которая придает жесткость конструкции. Наконец, «снижают издержки», принимая на работу неквалифицированный персонал.

Фурнитура — весьма существенная деталь конструкции из ПВХ-профиля. Это не только ручки, петли, замки. Фурнитура в пластиковых изделиях — сложный механизм запирания, включающий в себя более ста деталей. От надежности и качества фурнитуры зависит срок службы всего изделия.

— Самое главное в окне — это фурнитура, — резюмирует Виталий Гордеев. — Когда она качественная, то и прижим хороший, и регулируется она легко. Естественно, за качество нужно платить, зато окно будет служить верой и правдой не менее 10-15 лет.

Демпинг и оздоровление

— Серьезной проблемой рязанского рынка последних лет было то, что с назначением нового мэра Москвы Сергея Собянина вплоть до прошлого года в столице действовал мораторий на застройку города, — считает Михаил Волков. — Тогда многие разрешения на строительство были аннулированы, и, соответственно, большое число оконных компаний, которые ориентировались на поставку продукции в Москву и где остался лишь спрос в частном секторе, пошли в близлежащие регионы. Таким образом, весь потенциал оконных компаний, расположенных вокруг столицы и работающих на нее, хлынул в соседние области, в том числе Рязанскую.

Сейчас большинство столичных застройщиков разрешения получили, и теперь в 2013-2014 годах Москва вновь будет потреблять окна в тех объемах, которые требовались несколько лет назад, и в целом рынок должен восстановиться если не в этом, то в следующем году. Важное влияние на состояние рынка также оказывают госзаказы по программам модернизации. Настораживает тот факт, что за первые четыре месяца 2013 года они существенно снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Аркадий Томилин ожидает от рынка повышения конкуренции (в основном, за счет демпинга), а также его укрупнения:

— Все чаще будут закрываться мелкие компании с объемом выхода продукции меньше 1000 кв. м в месяц. Многие мелкие производства будут переходить в разряд дилеров — брать готовые изделия по более интересным ценам.

Мнение эксперта

Аркадий Томилин, директор ООО «Виктория»
— За последние пять лет цена конечных изделий практически не изменилась, несмотря на то, что дорожали сырье, автомобильное топливо... На фоне роста конкуренции многим компаниям пришлось «подвинуться» за счет своей прибыли.

Михаил Волков, директор ТД «Ваши окна»
— На рынке оконных конструкций наблюдаются сезонные изменения цены на материалы. Так, стекло в конце года дешевеет, с мая-июня — дорожает. Но эти колебания можно считать несущественными в цене конечного продукта.

Ярослав Кулешов, директор по развитию компании «Велес»
— Заметен рост потребительской культуры на рынке оконных конструкций. Заказчики с опытом установки окон на дешевые варианты уже не соглашаются. Кроме этого, такие люди обладают информацией о профилях, стеклопакеты, как должен происходить монтаж и т.д.


Олег Швейкин
«МедиаРязань»