Российский рынок ПВХ. Рынок для сильных


Российский рынок ПВХ меняет структуру поставок в связи с появлением нового большого производства поливинилхлорида на территории России. Отечественное сырье поможет переработчикам избежать больших потерь на курсовой разнице, которая неизбежна при закупках за рубежом. Однако часть компонентов все же придется привозить по импорту. В условиях снижения потребления производителям готовых изделий придется оптимизировать затраты и искать новые пути сбыта.

«Индустрия ПВХ обогнала тенденции к импортозамещению как на общероссийском, так и на отраслевом уровне. Открывшийся «РусВинил» должен снять сырьевую зависимость от импорта на рынке ПВХ, где все теперь было бы совсем благополучно, если бы не сокращение потребления готовой продукции», – заявил на конференции «ПВХ. Итоги года 2014» генеральный директор компании CREON Energy Санджар Тургунов. Каким образом пережили этот год, что ждать от будущего, как справиться с падением спроса и не впасть в ценовые войны пишет портал rcc.ru.

Рынок ПВХ можно назвать одним из самых благополучных. История его бурного роста пришлась на «тучные нулевые». Потребители в эти годы наконец-то смогли оценить все преимущества пластиков в строительстве, отделке, инженерных коммуникациях. В частности, пластиковые окна приобрели такую популярность, что стали визитной карточкой ПВХ. Даже кризис 2008 -2009 гг. был быстро преодолен: в 2010 г. отрасль с легкостью превысила уровень докризисных объемов потребления. Однако к 2011 г. рынок пришел к насыщению, началась стагнация, а затем медленный спад. В 2013 г. емкость рынка ПВХ снизилась на 4%, составив около 1 млн т, в январе-сентябре 2014 г. отрасль демонстрировала снижение на 4.7% по сравнению с тем же периодом 2013 г., сообщила в ходе конференции директор департамента аналитики INVENTRA Лола Огрель. Тем не менее, рынок заслуживает положительной оценки.

Запуск «РусВинила» мощностью 300 тыс. т суспензионного и 30 тыс. т эмульсионного поливинилхлорида практически полностью закрыл потребности российских переработчиков в базовых марках ПВХ-С, которые применяются в наиболее массовом сегменте – производстве профильно-погонажных изделий.

«Начали с наработки марки ПВХ с константой 67, – сообщил Павел Родионов, директор по продажам и маркетингу «РусВинила». – Далее пошла наработка 63-й и 71-й марки». К весне значительную часть объемов может составить 67-я марка, используемая для экструзии профильно-погонажных изделий. Остальные объемы распределятся между ПВХ с константой 57, 63 и 71.

Надо сказать, что появление новых объемов отечественного материала пришлось как нельзя кстати в условиях резкого подорожания валюты. Если до недавнего времени около 40% ПВХ приходило по импорту, то сложно представить, как бы переработчики решали вопрос сырья при нынешней курсовой разнице. Уже в 2013 г. импортеры отказывались от американского ПВХ, переходя на китайский. Но даже он становится все менее доступным и востребованным, особенно не в сезон. Это касается суспензионного ПВХ, дефицит же отечественного эмульсионного ПВХ по-прежнему сохранится. «РусВинил», даже работая на полную мощность, будет покрывать только 30% потребностей в эмульсионной смоле, поскольку его мощности составляют 30 тыс. т, а потребности внутреннего рынка – около 100 тыс. т. Поэтому импорт сохраняется, причем почти весь приходит из Европы.

Не обойтись без поставок из-за рубежа и специфических марок ПВХ, которые в России не выпускаются. Их объем потребления оценивается на уровне 40-45 тыс. т/год. Они используются для производства пластизолей, а в дальнейшем линолеума и обоев.

Различные добавки для ПВХ – стабилизаторы, модификаторы тоже остаются в структуре импорта. И здесь вновь внимание на Китай. Как точно подметил независимый эксперт Георгий Барсамян, еще пару лет назад трудно было представить, что кто-то будет воспринимать китайскую продукцию всерьез. Но сегодня экономика затрат и улучшающееся качество добавок из Поднебесной диктуют свои правила игры. Китайские добавки уже способны потеснить своих «старших братьев» из Европы, хотя и европейцы стараются держаться на российском рынке, в основном за счет применения на локализованных в России европейских заводах.

Так что говорить об абсолютной независимости от импортного сырья в отрасли пока не приходится. Но уже то, что сделано – большой шаг вперед.

Российские производители и рады бы расширить марочный ассортимент, но для многих редких марок просто еще не создан рынок, чтобы их производство было рентабельным, и не вся компонентная база имеется в наличии. «Российские производители ПВХ не готовы к полному импортозамещению», – заявил на конференции Александр Селезнев, главный химик «Саянскхимпласт». Причиной импортозависимости отрасли представитель предприятия назвал отсутствие в России производства реагентов для полимеризации винилхлорида. Нехватка компонентов, в том числе, влияет на ограниченность марочного ассортимента.

Он также отметил характерную особенность российских заводов ПВХ. Каждый работает как с технологией создания жестких марок, так и производства мягких марок ПВХ, хотя кто-то более преуспевает в первом варианте, а кто-то втором. В то же время европейский опыт, по словам Александра Селезнева, доказал целесообразность специализации.

Что в принципе касается расширения ассортимента, то, наверное, по мере роста рыночных ниш у российских производителей будут появляться новые марки.

Так «Башкирская содовая компания», выпускающая на сегодняшний день четыре марки ПВХ в объеме 220 тыс. т, готова к производству новых марок по заказам клиентов. Как рассказал заместитель генерального директора Наиль Шамсутдинов, на сегодня 45% продукции – это 67-я марка, 30% – 63-я, 15% – 58-я, 10% – 70-я. «На следующий год планируем увеличить производство товарного ПВХ до 230 тыс. т, на 10 тыс. т увеличим производство 70-й марки», – отметил он.

«Относительно других марок ПВХ мы готовы рассмотреть предложения от коллег. Объем минимально от 5 тонн. Насчет целесообразности такого производства – у нас есть возможность это делать. У нас есть и большие реакторы, и маленькие, и нам самим это интересно», – подчеркнул Наиль Шамсутдинов.

Волгоградский «Каустик» тоже развивает ассортимент. «Мы выпускаем 80-ю марку ПВХ, можем делать и 75-ю марку, но потребления особого в стране пока нет. Поэтому ждем, приходите. Что касается торговой политики, то мы идем в общем тренде по отрасли», – рассказал, в свою очередь, Леонид Камуз, начальник управления маркетинга ОАО «Каустик».

Вообще тенденция даже среди трейдеров – переход на работу с российским материалом. Лев Этинзон, коммерческий директор «Торговой химической компании», в частности, отметил: «Мы на протяжении 3-4 лет возили импортный ПВХ для кабельных пластикатов, и уже года два этим не занимаемся. Та маржа, которая сегодня возникает при поставках импортного ПВХ, не позволяет нам осуществлять эти поставки. Причина – суммарные затраты на импорт (пошлины, логистика, кредиты, складские, курсовая разница)».

«Центрополимер», успешно снабжавший российских переработчиков зарубежным ПВХ, планирует оставаться на рынке как за счет работы с импортом, так и за счет взаимодействия с сырьевыми заводами РФ. «Сегодня вроде бы есть баланс российского производства – российского потребления, но есть большой сезонный спрос, и импорт все равно потребуется. Кроме того, при текущей кредитной нагрузке производителям нет смысла хранить сырье на складе по 3-4 месяца. Себестоимость такого товара будет возрастать и через четыре месяца превысит стоимость ПВХ из Китая. Поэтому заводы должны отдавать сырье с большим дисконтом либо трейдерам, либо непосредственно переработчикам», – уверен директор компании Алексей Завьялов. Посредническая миссия трейдеров, готовых платить, будет востребована, особенно при том дефиците денежных ресурсов, который уже наблюдается.

При этом Китай, по его мнению, будет оставаться на рынке в той или иной степени. В некоторые регионы он доходит довольно быстро, затраты на доставку не столь большие, и после стабилизации валют он свою нишу найдет.

В принципе Китай вообще сложно сбросить со счетов, учитывая, какие производственные мощности по ПВХ он наращивает. Как рассказала Мария Смирнова, представитель ChemOrbis в России и СНГ, в Китае идет чрезмерное инвестирование в проекты по производству ПВХ на основе ацетилена. Планируемые мощности составляют около 5 млн т. Не смотря на то, что в Китае избыток мощностей, он является также одним из крупных импортеров ПВХ. В 2013 г. импорт составил 759 тыс. т ПВХ. Мария Смирнова отметила, что сейчас происходит неуклонное снижение китайского импорта, но не из-за сокращения спроса на ПВХ, а за счет роста внутреннего потенциала. Китай переходит от нетто-импортера к нетто-экспортеру, причем экспорт в основном направлен в Индию и Россию.

Что касается российской переработки, то, как видно из общих показателей емкости рынка РФ, она снижается. Например, в лучшие годы семь компаний, входящих в Союз производителей полимерных профилей для светопрозрачных конструкций (СППП), которые являются лидерами по объёмам экструзии ПВХ-профиля, перерабатывали до 500 тыс. т ПВХ, сегодня – около 300 тыс. т, сообщил Сергей Русин, генеральный директор СППП.

Тем не менее, 2014 г. крупнейшие профильщики планируют пройти без падений. И «Декенинк», и «Монблан», и «Рехау» сохраняют объемы производства 2013 г., о чем они рассказали в ходе круглого стола конференции.

Эксперты ожидают, что грядущий год будет сложным. 

Генеральный директор ИЦ «Современные Строительные конструкции» Николай Гаврилов-Кремичев более оптимистичен, но и, по его мнению, снижение рынка неизбежно, примерно около 5%, при сохранении нынешних условий.

Однако будет на оконном рынке и оживление, когда подойдет время массовой замены уже установленных ПВХ-конструкций, срок службы которых определяется 8-12-ю годами.

В последние месяцы спрос на недвижимость, который влияет и на ситуацию в сегменте отделочных материалов, демонстрирует устойчивый рост. Сегодня высокая покупательская активность вызвана нестабильной ситуацией в экономике страны, когда во избежание обесценивания сбережений граждане предпочитают вкладывать свои накопленные средства в приобретение квартир. Именно эти тенденции сейчас поддерживают рынок недвижимости. Однако спрогнозировать уровень платежеспособности населения и устойчивости рынка жилья в будущем затруднительно, отметила в ходе конференции Ольга Муратова, директор по маркетингу BV Development. Изменения основных показателей рынка недвижимости произойдут не ранее первой половины 2015 г.

Если не будет активного роста строительства коммерческих объектов, то например это негативно скажется на рынке кровельных ПВХ-мембран. По данным Дмитрия Хохлова, члена правления Национального кровельного союза, доля этих материалов и так невелика, всего 10% от общего объема кровельных материалов. И основной рост может идти только за счет индустриальных объектов.

Наиболее перспективными сегментами переработки аналитики видят такие направления, где в условиях подорожавшей валюты целесообразно проводить импортозамещение. В частности, в связи с возможным ростом отечественного производства продуктов питания, сельхозпродукции импульс к наращиванию объемов могут получить упаковочные пленки ПВХ, на 80% импортируемые из-за рубежа.

В целом отрасли предрекают непростой год. Продолжится тенденция слияний, поглощений, мелкие производители будут уходить. Но выживут сильнейшие, способные оптимизировать сырьевой вопрос, решить проблемы сбыта и предложить рынку что-то новое. Как отмечает Санджар Тургунов: «На рынке ПВХ наступают сложные, крайне неопределенные времена, одновременно несущие новые риски и возможности. Чтобы преуспеть, компаниям в первую очередь необходимо следить за оборотными средствами и выстраивать работу с банками».