Цена имеет значение. Минстрой представил концепцию реформы системы ценообразования в строительстве


Цена имеет значение. Минстрой представил концепцию реформы системы ценообразования в строительстве

На прошлой неделе комиссия по выработке методологических рекомендаций и совершенствования нормативной базы в сфере технологического и ценового аудита Общественного совета при Минстрое России принципиально одобрила предложенный ведомством план реформы системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве.

На суд экспертов было представлено два документа: законопроект, которым вносятся поправки в Градостроительный кодекс РФ, а также концепция «400 дней», в которой поставлены цели и задачи реформы и пути их достижения. Со всеми подробностями, а также мнениями экспертов tybet.ru® предлагает ознакомиться в материале «Строительной газеты».

Представляя концепцию экспертам, заместитель главы ведомства Елена Сиэрра отметила, что министерство предлагает сообществу продуманную систему, которая должна работать в интересах государства и отрасли. Сегодня система ценообразования в строительстве представляет собой набор методик, многие из которых устарели, не имеют четкой иерархии, часто противоречивы как по методологии, так и по содержанию. Что это становится поводом для завышения расчетной стоимости строительства еще на этапе технико-экономического обоснования проекта.

«Старая система имела недостатки, но это не значит, что она не имела достоинств, – заявила Елена Сиэрра. – Минстрой России считает неэффективным полностью отказываться от старых наработок, которые зарекомендовали себя с положительной стороны. При этом необходимость построить новую, прозрачную, понятную и доступную систему ценообразования очевидна абсолютно для всех. Наш приоритет – достоверные источники информации и прозрачные принципы».

Елена Сиэрра особо подчеркнула, что никаких резких шагов, которые могли бы затруднить работу отрасли, не будет. Минстрой предлагает поэтапно переходить от индексно-базисного метода определения стартовой цены к более современному ресурсному методу. Замминистра напомнила, что впервые в истории новой России удалось сформировать государственное задание, которое обеспечит эффективное выполнение задач и прозрачный контроль за актуализацией и достоверностью сметных нормативов (индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ). В перспективе предстоит создать государственную информационную систему (ГИС) «Ценообразование», включающую в себя федеральный реестр сметных нормативов и информацию о стоимости основных строительных ресурсов. Этот процесс должен уложиться в заявленные 400 дней, и к концу 2017 года возможность пользоваться ГИС появится у проектировщиков. По оценкам Минстроя России, оценку и регулярный мониторинг должны будут проходить в конечном итоге десятки тысяч сметных нормативов.

Реализацию концепции планируется провести в три этапа, главный из которых приходится на 2016 год. «Основная задача – это реализовать первый этап информационной системы, в который войдет мониторинг строительных ресурсов, – отметил директор Департамента финансов Владимир Мешков, который представлял концепцию «400 дней» экспертам. – В 2017 году мы планируем внедрить кодификатор и классификатор во все сферы строительства, у нас уже начнет работать государственная информационная система».

Как отметили в ходе обсуждения эксперты, реформа, действительно, назрела. В строительстве используются десятки тысяч наименований различных материалов, конструкций и оборудования. Еще на этапе проектирования важно точно оценивать стоимость типовых капитальных объектов и конструкций – дорог, мостов и других объектов – особенно высокотехнологичных и тех, где применяются инновационные материалы. Актуальна в данных экономических реалиях и проблема ужесточения контроля над государственными расходами. Отрасль ждет новых методик и баз данных, которые станут инструментом для принятия обоснованных инвестиционных решений в области государственного капитального строительства. Комплекс разработанных экспертами и профессиональным сообществом мер позволит экономить значительные бюджетные средства, выделяемые на капстроительство. А созданный на базе ФАУ «ФЦЦС» центр компетенции Минстроя в области ценообразования должен стать экспертной, организационной, методической и технической площадкой реформы, на базе которой Минстрой сможет реализовать заявленный план в течение трех лет. На эти цели центру в рамках госзадания выделяется около 800 млн рублей ежегодно.

Как пояснил директор ФАУ «ФЦЦС» Сергей Фокин, в ценообразовании параллельно запускаются правовые процессы (внесение изменений в Градостроительный и Бюджетный кодексы РФ), методические (разработка и утверждение сметных нормативов, информационных ресурсов, финансово-экономическое обоснование планируемых затрат), технологические (актуализация и техническая инвентаризация сметных нормативов) и информационные (разработка и запуск ГИС). Планируется также повышение профессионального уровня экспертного сообщества, благодаря проведению аттестации экспертов по всем направлениям.

В экспертных оценках, которые прозвучали на заседании комиссии, звучало много предложений, которые в дальнейшем будут рассмотрены и учтены при конкретизации механизмов реализации концепции «400 дней». Общее мнение по результатам мероприятия высказал заместитель председателя Общественного совета при Минстрое России, сенатор Игорь Шпектор: «Важно, что в стране появилось профильное министерство, которое профессионально занимается данной темой. Результатом реформы станет создание на базе Минстроя Росси единого координационного центра, отвечающего за реализацию политики в сфере сметного нормирования и ценообразовании. Это необходимо и логично».

Мнения

Система нового уровня

Реформа призвана обеспечить достоверность и обоснованность стоимости строительства на различных этапах инвестиционно-строительного процесса

Необходимость совершенствования ценообразования сегодня очевидна для всех участников инвестиционно-строительной деятельности. Профессиональным сообществом неоднократно обсуждались острые вопросы, суть которых сводилась к единому мнению: надо решать не отдельные проблемы сметных нормативов, а реформировать систему ценообразования в целом.

Нужно признать, что современная система ценообразования в строительстве выходит за рамки подготовки сметной документации на этапе проектирования. В связи с этим совершенствование строительного ценообразования необходимо осуществить путем перехода к системе нового уровня – системе управления стоимостью строительства (строительный стоимостной инжиниринг), объединяющей в себе предварительную оценку инвестиционных затрат, сметное и контрактное ценообразование, формирование фактических затрат на строительство.

Реализация заявленных в концепции мероприятий призвана обеспечить достоверность и обоснованность стоимости строительства на различных этапах инвестиционно-строительного процесса, совершенствование государственной регуляторной среды, актуализацию методологической и нормативной базы строительного ценообразования, устранение коллизий между документами различных уровней и восполнение пробелов в подзаконном и нормативном регулировании ценообразования, повышение уровня профессионализма специалистов по ценообразованию в строительстве. Считаем, что формирование системы нормативно-правового обеспечения целесообразно начать с подготовки документа «сквозного» регулирования процессов ценообразования на всех этапах строительства, а продолжить – разработкой и утверждением федеральных стандартов определения стоимости.

Важнейшими новеллами реформы являются формирование открытой государственной информационной среды при условии ее наполнения актуальной информацией и результатами унифицированного мониторинга, создание коллегиального научно-экспертного органа по ценообразованию и активное вовлечение профессиональных сообществ в процесс реформирования системы.

Ольга Дидковская

Удобство для всех

Реформа позволит оценить уровень цен на ресурсы еще до готовности сметной документации

До кризиса, когда рынок недвижимости постоянно рос и регулировал сам себя ростом цен, необходимость реформирования ценообразования в строительной отрасли не стояла так остро, как сейчас. В условиях падения цен на недвижимость и дефицита капитала все проблемы инвестиционного планирования стали заметны. таким образом, отрасль сама сформировала запрос на реформирование.

Какие проблемы должна и поможет решить реформа ценообразования в строительстве? На этапе инвестиционного планирования и строительного проектирования появляется бизнес-план, экономические расчеты, обоснование капиталовложений. Бизнес-планы строятся по принципу окупаемости и возвращения денег с процентами. Как правило, решающим фактором для принятия инвестиционного решения является срок окупаемости проекта и внутренняя норма доходности – IRR (Internal Rate of Return). то есть, на этапе бизнес-планирования компания определяет, какой уровень затрат ожидается в проекте с учетом возврата капитала.

В большинстве случаев, чтобы показать высокую рентабельность проекта, его стоимость оценивается по нижней границе, например, в сто единиц, а на этапе строительного и расчетного проектирования уточненные затраты могут составить, например, 150% от нее по стоимости ресурсов сметных норм и расценок. Эта проблема существует в отрасли последние двадцать лет.

Именно решению этой проблемы и должна способствовать реформа ценообразования в строительстве, чтобы, в конечном счете, исследуя динамику изменения текущих рыночных цен на недвижимость и строительные работы, можно было бы формировать более точные укрупненные расценки на разные типы зданий и сооружений по отраслевому принципу. Это позволит оценить уровень рынка цен на стройматериалы, машины и механизмы, энергетику и трудовые ресурсы еще до готовности сметной документации, расчет которой может занять около года и выше (что неприемлемо в условиях инфляции). Система укрупненных показателей нужна для того, чтобы при принятии решений об инвестировании специалисты могли посчитатьсмету по текущим данным. Справочники укрупненных показателей строятся по отраслевому принципу так, чтобы подвергнуть типизации наибольшее количество строительных объектов. Например, в транспорте больше регулируется ценообразование федеральных трасс, дорог, мостов, тоннелей, в социальном строительстве – школ, больниц, медучреждений. таким образом, в результате реформы у нас появляется инструмент, позволяющий обеспечить более рачительное использование государственных капитальных вложений.

Юрий Воропаев

Желание ясности

Инвесторы ждут от реформы появления «прозрачных» и публичных компаний

Нас, инвестбанкиров, реформа ценообразования интересует, в основном, с одной точки зрения – создания условий для появления в инвестиционно-строительной отрасли «прозрачных», публичных компаний. Сейчас такие компании есть, но также в этом секторе трудится и множество непубличных компаний, которых серьезные инвестиционные компании и фонды не рассматривают в качестве партнеров и которых вообще нельзя допускать на рынок.

Сейчас система ценообразования запутана и «непрозрачна», и пока мне кажется, что формализовать 300 тысяч наименований сметных нормативов – это крайне сложная задача. Однако если, в конечном счете, компания хочет строить, в первую очередь, важно четкое раскрытие информации: пришли с государством работать, получаете государевы деньги – отвечайте за государевы деньги! А главное, данные должны быть в открытом доступе, как это делается с ежеквартальными отчетам эмитентов, чтобы любой мог их взять и увидеть.

То, о чем говорится в концепции реформы ценообразования в строительстве, разработанной Минстроем, – хорошо, но создание единой базы нормативов, запуск такой глобальной информационной системы – это гигантская работа. Если в итоге реформы повысится «прозрачность» и государства, и частных застройщиков, вот тогда можно будет говорить об оздоровлении инвестиционного климата в строительной отрасли.

Андрей Коблов

Мы не знаем всех ответов

Успех реформы будет зависеть от эффективной информационной инфраструктуры

Анонсированная Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации реформа ценообразования в строительстве вызывала широкое обсуждение в профессиональном сообществе. С одной стороны, действующая система имеет массу недостатков: «непрозрачность» самой разработки сметных нормативов; сложность управления ценой строительства в рыночной экономике; отсутствие нормативных актов, регламентирующих единый методологический подход в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве; несоответствие фактической цены при расчетах сметной стоимости работ при применении базисно-индексного метода и др. С другой стороны, если речь идет именно о реформе, грядут принципиальные системные изменения, что может вызвать определенные трудности в деятельности проектировщиков, строителей и держателей сметных баз в ближайшее время.

В связи с этим, конечно, придется искать компромиссы. Сегодня мы не знаем ответов на все вопросы, которые только предстоит обобщить формируемому при Минстрое экспертному совету в области ценообразования в строительстве. Переход от базисно-индексного метода к ресурсному требует тщательной проработки. Успех во многом будет зависеть и от создания эффективной информационной инфраструктуры реформы, в которой будут заложены новые организационные принципы формирования и применения сметных нормативов.

Отдельное внимание стоит уделить основной составляющей данной инфраструктуры – «Автоматизированной информационной системе ценообразования по отрасли «Строительство». Данная система должна интегрировать основные функциональные подсистемы системы ценообразования: классификатор строительных ресурсов, систему мониторинга строительных ресурсов, единую базу строительных норм, которая будет открыта всем пользователям страны.

Дмитрий Семернин

 
Автор: Юлия Павлова