Законодательство по энергосбережению в США, Европе и России. Различие в подходах к реализации (на примере рынка светопрозрачных конструкций). Часть I


Aлександр СПИРИДОНОВ   
Заведующий лабораторией «Энергосберегающие
технологии в строительстве» 
НИИ строительной физики РААСН,
Президент Ассоциации АПРОК,
Лауреат Премии Правительства РФ

Игорь ШУБИН
Директор НИИ строительной физики РААСН,
Профессор,
Лауреат Премии Правительства РФ

После принятия Федерального закона №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в декабре 2009 г., нескольких заседаний Государственного совета, посвященных этому вопросу, соответствующих Постановлений Правительства РФ в январе 2011 г. и начала реализации федеральных и региональных программ по энергосбережению, следует признать, что Россия, наконец, присоединилась к самому модному «мировому тренду» последних десятилетий – экономии энергии.

Дело очень важное и нужное! И – в перспективе – очень выгодное для всех. Но если уж, действительно, серьезно думать о снижении энергопотребления в России в целом и в строительной отрасли в частности – необходимо в первую очередь оценить, что получилось в странах Западной Европы, США, Японии, которые занялись энергосбережением с начала 70-х годов. И – следует заметить – не все получалось сразу. Однако, после ряда (неочевидных сначала) ошибок и «набитых шишек», сегодня и в США, и в Европе (особенно – в Германии) накоплен опыт реальной экономии энергии в строительстве и разработано новое законодательство, обеспечивающее приоритет компаниям и гражданам, использующим энергосберегающие технологии и решения. Давайте поговорим сначала о зарубежных достижениях и инициативах. Про отечественные перспективы поговорим в конце этой – достаточно дискуссионной, на наш взгляд, - статьи.

Если не принимать в расчет попыток ограничения потребления энергии после Второй Мировой войны, несовершенный – но первый! – британский закон, регламентирующий теплотехнические характеристики ограждающих конструкций зданий (1965 г.) и несколько вполне «шаманских заклинаний» съездов КПСС о необходимости снижения «удельных энергозатрат на единицу продукции», можно констатировать, что серьезно большинство стран задумалось об энергосбережении только в начале 70-х годов прошлого века.

Несколько условно современную историю энергосбережения можно разбить на 4 этапа – 1973 – 1991, 1991 – 2003, 2003 – 2008 и 2009 – по настоящее время. Мы остановимся более подробно на причинах каждого из указанных этапов и тех результатах, которые были получены с точки зрения энергосбережения чуть ниже. Здесь же хотелось бы отметить очевидное – основные усилия, направленные на экономию энергии, развитые государства, обделенные в значительной степени природными ресурсами, начинают предпринимать в периоды резкого роста цен на углеводородное сырье, которые, в свою очередь, связаны с обострением международной ситуации. Как правило, естественно, на Ближнем и Среднем Востоке.

Начало первого этапа современной истории энергосбережения (1973 – 1991 годы) связано с очередным арабо-израильским конфликтом, известным как «Война Судного Дня», нефтяным эмбарго, резким ростом цен на нефть и газ.

После натуральной паники из-за роста цен на бензин, многокилометровых очередей на бензоколонках в Европе и США, неконтролируемого роста стоимости электрической и тепловой энергии, а в ряде случаев - и с длительными перебоями их подачи, в большинстве развитых государств были приняты решения о разработке специальных программ по экономии энергии, выделении громадных бюджетных средств на проведение научно-исследовательских и конструкторских разработок использования нетрадиционных источников энергии, снижения энергопотребления в различных отраслях промышленности и, что стало самым главным (как выяснилось позже) на этом этапе – разработке законодательных инициатив, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов.

В этот период занимались практически всем – и солнечной энергетикой, и использованием энергии ветра, и тепловыми насосами (использованием энергии Земли), и биотопливом, активизировались работы по атомной энергетике, приливным и геотермальным электростанциям. И, собственно, технологиями энергосбережения.

К сожалению, большинство работ, начатых в те годы, показали недостаточную эффективность и длительную (иногда, просто запредельную) окупаемость из-за несовершенных материалов и технологий, имевшихся тогда в распоряжении специалистов. И, кроме того, цены на нефть очень быстро стали снижаться (что, кстати, привело и к краху экономики Советского Союза). Именно поэтому щедрые поначалу правительственные ассигнования на разработку альтернативных и нетрадиционных энергетических ресурсов к середине 80-х годов прошлого века были значительно сокращены.

В то же время, польза от этой «нефтяной встряски» была очень большой. Фактически было сломано традиционное мышление, основанное на использовании исключительно углеводородной энергетики, определены наиболее перспективные направления дальнейшей работы. Некоторые исследования продолжились и после прекращения государственного финансирования – частный бизнес понял дальнесрочную перспективность некоторых обнаруженных в те годы подходов и продолжил финансирование многих программ. И (как выяснилось в ближайшем будущем) опять оказался прав.

И все же, как уже указывалось выше, главным успехом стали многочисленные разработки энергетических законодательств, систем поощрений, субсидий и льгот тем организациям и гражданам, которые способствуют энергосбережению, и, наоборот, штрафов и других наказаний тем, кто это считает необязательным и «новой блажью». На этом этапе новые законы были, конечно, несовершенны и в дальнейшем не раз корректировались. Но, как говорил один из руководителей нашей страны – «Процесс пошел!».

И еще один очень важный результат был достигнут в то время. На основе всех исследований была разработана целостная идеология экономии энергии, было показано со всей очевидностью, что для успешного решения проблем энергосбережения необходим комплексный подход к нему – улучшение только одного какого-нибудь элемента не позволит кардинально снизить энергопотребление. А иногда, может привести и к дискредитации самой идеи энергосбережения. (В скобках заметим, кстати, что, на наш взгляд, таким примером может стать, к сожалению, массовая «кампания» по внедрению в нашей стране энергосберегающих источников света. Да, они без сомнения лучше, эффективнее, чем обычные лампы накаливания. Но они пока значительно дороже. И, кроме того, никто не посчитал еще, как «аукнется» замена ламп – они вносили значительную долю в энергобаланс зданий в зимний период. Да и без развитой системы утилизации вышедших из строя лампочек, мы можем сильно навредить окружающей среде).

Важным стало и создание крупных исследовательских центров в Европе и США, а также очень динамичных и мобильных команд специалистов, которые определили значительные успехи энергосбережения в последующие годы. В частности, в составе знаменитой Lawrence Berkeley National Laboratory был организован отдел по энергосбережению в строительстве, который и стал одним из «законодателей мод» в этой отрасли. Кстати, организовал его Артур Розенфельд (Arthur Rosenfeld), который совсем недавно был удостоен Международной премии «Глобальная энергия», являющейся своеобразной Нобелевской премией по энергетике.

Именно LBNL и некоторые европейские специалисты причастны к, пожалуй, единственному прорывному достижению 70-х - 80-х годов прошлого века в оконной отрасли – разработке промышленного производства магнетронного нанесения теплоотражающих покрытий на большеформатные листовые стекла. Теплоотражающие покрытия станут в 90-е годы основным и необходимым элементом энергосберегающих светопрозрачных конструкций.

Также в качестве одного из способов снижения энергетических затрат в зданиях, который в дальнейшем будет применяться во многих странах, стоит упомянуть инициативу правительств скандинавских стран, заменявших у граждан ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВА старые неэффективные окна на новые – со стеклопакетами и отдельным стеклом.

После начала знаменитой операции США против Ирака «Буря в пустыне» в 1991 году практически стартовал и новый энергетический кризис, а также второй этап истории энергосбережения. Стоимость нефти на некоторое время опять резко выросла, вновь возникла и потребность в новых способах экономии энергии.

Этот этап продолжался ориентировочно вплоть до 2003 года и отмечен значительно более интересными результатами с точки зрения внедрения новых энергосберегающих технологий.

Дело в том, что за 80-е годы был достигнут значительный прогресс в новых технологиях, определенных в качестве приоритетных на первом этапе. И эти наработки стали активно внедряться.

Именно в этот период стали широко использоваться тепловые насосы, ветровые генераторы оказались совершенно обыденным делом в Европе, Японии и США, появились современные и очень конкурентоспособные солнечные элементы, повсеместно взялись за строительство энергоэффективных зданий (так называемых «пассивных» домов и домов с нулевым потреблением энергии), впервые массово начали заниматься санацией зданий старой постройки для доведения их до современных требований по энергосбережению.

Практически мгновенно с возникновением нового энергетического кризиса в США появился первый в истории комплексный документ – Energy Act 1992 – определивший основные проблемы в энергосбережении и направления их решения. Очевидно, что такой объемный документ (несколько сотен страниц) не мог быть разработан в течение нескольких месяцев после того, как он действительно понадобился. По нашим сведениям, он разрабатывался ведущими американскими специалистами и Министерством энергетики США еще с середины 80-х годов прошлого века и – по счастливой случайности – в этом документе возникла срочная необходимость, когда он был практически готов.

Energy Act 1992 стал определяющим для развития новых технологий в области энергосбережения и использования альтернативных и нетрадиционных источников энергии больше, чем на 10 лет. Мы будем обращаться к заложенным в нем идеям еще не один раз. Здесь же отметим лишь некоторые моменты:

  • Конгрессом США были выделены на обеспечение энергосбережения, значительное снижение энергопотребления совершенно необозримые средства (миллиарды долларов США);  
  • впервые был сделан упор на создание действенной системы субсидий и льгот для потребителей, выполняющих требования по энергосбережению, на законодательном уровне;  
  • была запущена программа перспективных стандартов и других нормативов, направленных на экономию энергии во всех отраслях, включая, естественно, строительство и производство строительных материалов, основанная на так называемых «стандартах производительности», т.е. ориентированных на конечный результат – экономию энергии;  
  • были выделены очень большие средства на публичное продвижение программы энергосбережения и разъяснение ее целей потребителям;  
  • были определены первоочередные цели, обеспечение которых было подготовлено в 80-е годы, и внедрение их могло бы быть достаточно быстрым. Среди них были в частности:  
  • замена традиционных ламп накаливания на энергосберегающие;  
  • замена традиционных окон на светопрозрачные конструкции со стеклопакетами с теплоотражающими стеклами;  
  • внедрение новых типов холодильников с эффективными агрегатами;  
  • было признано необходимым повсеместное внедрение маркировки энергосберегающей продукции, указывающей потребителю ее реальные характеристики и ожидаемый уровень экономии энергии;  
  • был дан старт созданию ряда профессиональных объединений, которые должны стать проводниками государственной политики энергосбережения, создавать новые методы оценки материалов и конструкций – в том числе, National Fenestration Rating Council (Совет по оценке светопрозрачных конструкций). На организацию и работу этих ассоциаций были выделены государственные средства;  
  • были обозначены цели по разработке и строительству (с дальнейшим полномасштабным мониторингом результатов) пилотных проектов энергоэффективных зданий различного назначения в разных климатических регионах страны;  
  • были выделены средства на создание компьютерных методов оценки характеристик и эффективности различных конструкций.  

Через несколько лет после выхода американского документа в программе энергосбережения был сделан следующий важный шаг – на этот раз в Германии…  

Продолжение статьи «Законодательство по энергосбережению в США, Европе и России. Различие в подходах к реализации (на примере рынка светопрозрачных конструкций)» читайте на tybet.ru® завтра, 11/05/2011.

Благодарим авторов за предоставленную публикацию
.