Смотрите, как прошел. Цитаты и фото 11-го Международного форума производителей светопрозрачных конструкций


11-й Международный Форум производителей светопрозрачных конструкций, прошедший 1-2 марта в германском Франкфурте-на-Майне, отразил полную гамму настроений участников индустрии в 2015 году – пока все неплохо, хуже будет, но это не навсегда. В какой степени отразится новый экономический кризис на отрасли СПК и что ему противопоставить, как оказалось, оконщикам известно.

Текст: Судницина Марина, tybet.ru
Фото: Сулин Антон, SP Glass

Обо всем по порядку

Организатором 11-го, уже давно своего имени Форума, выступила ГК STiS. Повестка встречи и известное умение STiS делать Форум оконщиков хорошо, сказались и на количестве участников, и на степени интереса к событию. Площадку посетило более 80 человек – топ-менеджеров и учредителей федеральных и региональных компаний, среди которых: «Оконный континент», «БиМакс», «ИВАПЕР», «САЗИ», «Окна Аттик», WinDoors, «Московские окна», «Горница», «Русокон», «Интер окна», «Южная оконная компания» и другие.


Финансовые заботы по организации мероприятия в этом году взяли на себя: генеральный спонсор – SP Glass Holding, спонсоры – profine RUS, VEKA Rus и REHAU. Информационный спонсор – tybet.ru®.

В плотную двухдневную программу Форума вошли доклады, презентации, панельная дискуссия о стратегических планах компаний в период новых кризисных испытаний. Модератором панельной дискуссии в этом году стал авторитетный российский эксперт в области стратегического развития бизнеса, Сергей Макшанов. Цифры с рынка и свою версию прогнозов до 2017 года представил председатель совета директоров НП «Объединенный Совет по техническому регулированию в строительстве», Николай Гаврилов-Кремичев. Ситуацию в отрасли производства стекла подробно прокомментировал член совета директоров SP Glass, Дмитрий Сулин.




Как всегда, самая ценная информация звучала в кулуарах. Неформальные встречи и личное общение руководителей компаний велись активно – тем для обсуждения в 2014-2015 году было достаточно много.

Каких головных болей добавил оконному рынку новый российский кризис


«Пока никаких. Мы его /кризис/ не чувствуем», – говорит генеральный директор компании «Оконный континент», Юрий Выдманов. «Наоборот, очень нездоровый оптимизм, потому что декабрь, январь и февраль позволили нам пройти без задолженностей, более того, заработать. В декабре случился ажиотажный потребительский спрос – люди сбрасывали деньги. Ввиду того, что рынок был к этому не  готов, часть объема декабря перешла на январь. В начале года мы доделывали то, что не успели сделать в декабре. Февраль получился ровно такой, как в прошлом году».


В том, что оптимизм (если и присутствует) нездоровый, согласен руководитель отдела маркетинга компании VEKA Rus, Ельников Сергей: «Как человек, который часто бывает в регионах, сказал бы, что настроение у коллег не очень хорошее. Зиму прошли на спросе, но что-то не так: спрос сокращается, «нас мало и нас становится меньше», – говорят оконные производители. Люди жалуются на снижение объемов продаж. Все бодрятся, но оптимизмом не исполнены. По тем исследованиям, которые есть у нас – меняется потребительское поведение. Дело даже не в том, верят люди в экономику или нет, дело в том, на чем они могут или не могут сегодня экономить. Изменились ценности. Пластиковые окна сейчас, как недорогая и среднего качества мебель, не тот товар, который нужен в первую очередь»


Одной из предсказуемых примет кризиса, считает директор департамента по поддержке и развитию клиентов «профайн РУС», Эмма Райнбольд, вероятно, станет неплатежеспособность заказчиков в строительном секторе: «Мы изучали такой параметр, как индекс предпринимательской активности в строительном бизнесе. По результатам  опроса руководителей строительных организаций в 3 квартале 2014 года, большого пессимизма мы не увидели, но тревожная настороженность присутствует. Причиной для тревог 27% опрошенных называли именно возможную неплатежеспособность клиентов».


По наблюдениям руководителя направления «Светопрозрачные конструкции» в компании REHAU, Павла Иваненко, причиной нетрадиционного потребительского поведения в конце 2014 – начале  2015 года стали политические и экономические новости. Негативный  информационный фон и инфляционные ожидания граждан вызвали предновогодний ажиотаж не только в автомобилях, но и в окнах. Это позволило реализовать отложенный  спрос в минувшие зимние месяцы. Тем не менее, общее падение рынка ПВХ-окон по итогу 2014 года составило около 12-13%, и кризис, в общем-то, оказался не причем. В большей мере ситуация складывалась под влиянием внутренних индустриальных факторов. 

Внутренние индустриальные факторы

«Наш негатив – в качестве роста рынка, – напоминает историю вопроса Сергей Ельников, VEKA Rus. – Раньше компании росли оттого, что сам по себе рос рынок. Так больше не будет. Наступает время, когда конкуренция переходит из области продуктов в область продаж. Низкоценовые, объектные, «обезжиренные» оконные системы появились вовсе не тогда, когда жить стало плохо, а в 2007-м, когда все было хорошо. Мы считаем, что ценовая конкуренция сегодня – не примета кризиса. Это просто стиль жизни компаний на нашем рынке».

Не очень хорошо развивается ситуация вокруг каналов продаж: «Доминирующей  силой на рынке по-прежнему являются дилеры, которые определяют сбытовую политику многих оконных производителей, ставят их в зависимость, – указывает на следующий негативный фактор Павел Иваненко. – Кроме того, значительно сокращается объем российского рынка – более 60% окон в стране  уже санированы, а это как раз тот сегмент, за счет которого мы все росли». 




Системный анализ предпосылок отраслевого кризиса и последствий представил Николай Гаврилов-Кремечев. По мнению эксперта, ситуация берет свое начало в 2006 году, когда растущая без труда индустрия переоценила возможности и допустила ряд принципиальных ошибок. К примеру, происходило неадекватное наращивание производственных мощностей; компании увеличивали объемы продаж «во что бы то ни стало»; неверно мотивировался персонал; собственники отстранялись от управления и сохраняли лишь контроль над прибылью. 

Рынок сегодня, полагает эксперт, имеет вполне закономерные результаты: опережающий рост издержек по сравнению с доходами внутри компаний; общее падение эффективности оконного бизнеса; рост задолженностей по кредитам на фоне падающего спроса, колебаний валютных курсов и процентных ставок; классический кризис перепроизводства и прочее. Как следствие, рынок получает снижение маржинальности и перспективу банкротств, уже имевших место в 2009 году и продолжающихся по сей день.

Так ли все плохо? 

Стоит отметить, что трагедии, в сложившихся обстоятельствах, участники рынка не видят. Российским оконщикам хорошо знаком горький опыт Германии 90-х годов, когда в течение 2-х лет рынок сократился ровно вдвое, а количество  оконных производств уменьшилось с 6 тыс. до 1,5 тыс. компаний. 


По мнению коллег, в том числе от германских предприятий, оконный рынок России пока еще очень далек от подобного сценария. «Кризисы – это не редкость, – говорит генеральный директор «профайн РУС», Ян-Герд Фос. – Компания profine  работает в 32 странах мира и постоянно есть рынки, которые находятся в кризисе. Мы смотрим на кризис иначе – это возможности. Выживут те компании, кто будет в состоянии поддержать свою экономику финансами. Если 2014 год на рынке был годом цен, то 2015-й станет годом финансирования».

Юрий Выдманов: «Я думаю, что ситуация начнет усугубляться в начале мая этого года, а основные события будут разворачиваться в 2016-2017 году. Как многие здесь, я считаю, падение на 5% или 15% для нашей отрасли не драматично, но рынок очень изменится».

Рынок изменится


Процесс уже начался – как никогда раньше, уверены в этом ведущие производители стекла и стеклопакетов. «Сегодня доля продукции с мультифункциональным стеклом в нашем продуктовом портфеле составляет 50%. Спрос на энергоэффективные и умные решения в окнах будет только увеличиваться, – говорит генеральный директор ГК STiS Виталий Романеев. – Наш новый продукт «Теплопакет 2.0», разработанный группой SP Glass, в обозримом будущем кардинально изменит весь рынок светопрозрачных конструкций. Стеклопакет с подобными характеристиками, практически, становится новым отраслевым стандартом».

Подробнее об этом и общей ситуации на рынке стекла в 2015 году мы поговорим отдельно, в интервью с членом совета директоров SP Glass, Дмитрием Сулиным


Каким видят будущее рынка с точки зрения продуктов производители ПВХ-профиля, станет понятно уже совсем скоро, на Международной строительной выставке Batimat Russia в апреле этого года.

В целом, представители отрасли СПК не сомневаются – в ближайшие годы ей предстоит проделать серьезную работу. Сконцентрироваться на качестве продуктов и вывести сервис на безупречный уровень – лишь часть намеченного плана. В том, что рынок изменится, сомнений больше ни у кого не осталось – рынок уже изменился.