Национальные особенности саморегулирования


Ростехнадзор – государственная организация, ведущая реестр саморегулируемых организаций – подводит первые итоги. За первые 5 месяцев становления этой новой для России системы статус саморегулируемых организаций в строительстве присвоен 11 некоммерческим партнерствам. Только в течение мая в государственный реестр было внесено 6 таких организаций.

Несмотря на надежды некоторых участников рынка на продление лицензий, пока информации о продлении сроков действия нет и, если ничего не произойдет, с января 2010 года работать строители будут на условиях саморегулирования. Успеют ли строители и архитекторы перестроиться, не окажется ли строительная отрасль в переходный период в правовом вакууме?

Первый спорный вопрос: кто должен быть субъектом регулирования – юридические лица или сами профессионалы? В свое время по этому вопросу было сломано немало копий. Рабочая группа депутата Виктора Плескачевского выступала за «физиков», а группа Мартина Шакуума – за «юрлиц». Победила последняя точка зрения.

А. Воронцов, председатель Гильдии архитекторов и проектировщиков, раскритиковал закон о саморегулировании, в котором среди перечня видов работ не нашлось места техническим заказчикам строительства. Между тем именно от заказчика и его квалификации зависит определение параметров проекта и контроль их соблюдения.

С этим согласен и его коллега Андрей Боков, представляющий Союз архитекторов России. По сути, речь идет о законодательном закреплении функции управляющей компании в сфере строительства. В Союзе архитекторов считают, что при формировании саморегулирования важно разделить риски, чтобы при аварийной ситуации было ясно, кто за что отвечает, тем более что разные специалисты, задействованные в проекте, могут состоять в разных СРО. Еще один важный вопрос, не учтенный в законе, – возможность формирования комплексных СРО (по нескольким смежным профилям деятельности).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 864 функции контроля за саморегулируемыми организациями в сфере строительства переданы Ростехнадзору. Руководитель контролирующей структуры Николай Кутьин не раз призвал внимательно изучать документы, представленные на сайте этого ведомства, поскольку многие отказы в регистрации СРО связаны с элементарным невыполнением формальных требований закона – таким, как минимальное число членов или наличие дисциплинарных механизмов в отношении членов организации. При этом Н. Кутьин считает, что не стоит беспокоиться о сроках регистрации: согласно закону, Ростехнадзор обязан в 7-дневный срок либо внести организацию в реестр, либо выдать мотивированный отказ.

Пока статистика регистрации СРО в сфере строительства не поражает масштабом. Большинство участников рынка заняли выжидательную позицию, видимо рассчитывая, что сроки перехода на саморегулирование будут перенесены. Многие также питают надежды, что финансовые условия членства в СРО будут смягчены, прежде всего это касается снижения сумм взносов в компенсационный фонд СРО.

Г-н Кутьин призывает участников рынка не расслабляться, активно создавать некоммерческие партнерства и до конца года придать им статус саморегулируемых. Для решения этой задачи Ростехнадзор подписал соглашение с Правительством Москвы о содействии формированию СРО в стройкомплексе города. Н. Кутьин считает, что система саморегулирования с 2010 года должна заработать не в редуцированном виде, а в полном объеме. При этом целью является скорейшая передача максимального объема контрольных функций от государства саморегулируемым организациям.

Живой интерес участников конференции вызвало выступление первого заместителя мэра в правительстве Москвы, руководителя столичного стройкомплекса Владимира Ресина. Подводя итог работы конференции, он заявил, что законодательная основа саморегулирования создана, но многие вопросы нуждаются в уточнении. При этом он подчеркнул, что возможные корректировки закона вовсе не означают, что сроки отмены лицензирования будут отложены. Поэтому сейчас надо не ждать у моря погоды, а срочно браться за создание СРО. Все должны понимать, что это не какая-то мимолетная затея, а фундаментальный закон на долгие годы, который определяет правила и условия ведения профессиональной деятельности строителей, архитекторов, изыскателей и других участников строительной отрасли.

В. Ресин сообщил, что по инициативе мэра Юрия Лужкова в Москве создан координационный совет и призвал всех участников активно пользоваться этим информационным ресурсом. Совет не только рассматривает практику формирования СРО и выдвигает законодательные инициативы, но и оказывает помощь участникам рынка в том, чтобы разобраться в новых реалиях. Для этого создан консультационный центр, который в том числе будет заниматься и экспертизой документов некоммерческих объединений перед подачей их в Ростехнадзор. Примечательно, что эта непростая и трудоемкая работа проводится бесплатно.

Впрочем, не все так бескорыстны. Видя, что в вопросе саморегулирования возникает ажиотаж, некоторые коммерсанты уже начали предоставлять платные услуги по подготовке пакета документов для регистрации СРО. Специалисты предостерегают участников рынка от обращения в такие сомнительные конторы. Бдительность стоит проявлять и в отношении предложений, которые уже появились в Интернете, выдачи за круглую сумму так называемых «допусков» и «разрешений» на строительные работы, которые на самом деле не имеют никакой юридической силы, если выдаются не саморегулируемой организацией и не своим членам.

В Ассоциации строителей России считают, что в некоторых регионах процесс создания СРО приобретает неуправляемый характер. Стали появляться некие «дети лейтенанта Шмидта», в ряде случаев такие организации формируются под определенные фигуры или компании. Вызывает опасение уровень демократизма таких организаций, тем более что они фактически будут предоставлять допуск к профессии.

Особое беспокойство вызывает судьба небольших предприятий, о чем не раз говорилось на конференции. Существующие сегодня финансовые условия (прежде всего по взносу в размере 1 млн руб. в компенсационный фонд) в условиях кризиса могут просто оставить за бортом некрупные фирмы. Также важно, чтобы при выработке стандартов профессиональной деятельности не выставлялась запредельная планка для малых предприятий, иначе через механизм СРО будет фактически происходить монополизация рынка крупными вертикально-интегрированными холдингами.

Председатель комиссии по строительству и ЖКХ «ОПОРы России» Евгений Шлеменков: Идея саморегулирования – весьма здравая и почтенная, ведущая свое происхождение еще из Средневековья, когда появились цеха и цеховики. И сегодня в мировой практике это неплохой инструмент для тех областей деятельности, где работают одиночки или небольшие компании, такие, как нотариусы, адвокаты, оценщики и пр. Но строительство – отрасль невероятно разнородная и разноплановая. Существуют девелоперские компании, которые привлекают средства, организуют процесс строительства, реализуют площади и получают прибыль, еще недавно по сути спекулятивную, которая возможна при определенном состоянии или движении рынка. Но сами они, как правило, не строят. Строят крупные строительные организации, малый и средний бизнес. В стандартном проекте он выполняет до 70% конкретных работ.

У каждой такой фирмы своя специализация. Это работы нулевого цикла, бетонные работы, устройство кровли, остекление, канализационная система и многое другое – вплоть до озеленения территории. Все они работают на основании субподряда с генеральным подрядчиком. На конкретном этапе строительства они приходят на объект, выполняют оговоренный объем работ, далее работа принимается (или не принимается), составляется акт, происходит оплата, и наша фирма уходит на другой объект. При такой схеме оценить качество работы несложно, оплата происходит по факту, сделаешь плохо – не заплатят. Эти отношения регулировались действующим законодательством, деятельность таких фирм большей частью не подлежала лицензированию.

Петр Чернов

Информация с сайта Московская перспектива