В Сочи привезли сорок наличников


На черноморском курорте работает виртуальный музей резных наличников, создателем которого выступает известный в стране фотограф Иван Хафизов, представляет одну из самых значительных своих выставок. До конца сентября выставку можно увидеть на Красной поляне.

Ее уже посетили больше двухсот тысяч человек. Этот проект и самый продолжительный для музея, он длится уже год. Увидеть снимки наличников окон со всей страны можно в этнографическом центре «Моя Россия», который расположен в поселке Роза Хутор на горнолыжном курорте Красная Поляна.

«Спешите в парк «Моя Россия», если будете этим летом в Сочи!» - говорит автор проекта.

«Рабочему краю» он объясняет, что на выставке представлено сразу сорок фотографий ивановских наличников. Напомним, что Иван был как в самом Иванове, так и других городах и поселках: Шуе, Юже, Палехе и так далее.

«Для одних — деревянные наличники, это пропуск в мир детских воспоминаний: ставни, открывающиеся под мелодию из «В гостях у сказки». Для кого-то это воспоминания о лете: даче, солнце, беззаботном отдыхе… Даже для тех, кто сами деревянные дома именует не иначе как «деревяшки» — даже для них оконные наличники остаются символом красоты давно ушедшего, деревянного мира. Даже для них резные наличники красивы, необыкновенны и интересны. Они едва ли не единственный, настолько тепло принимаемый всеми, элемент традиционной, народной архитектуры», - сообщают в Виртуальном музее резных наличников.

Иван Хафизов и его команда уверены, что наличники - совершенно недооцененный символ традиций и культурного наследия. Он говорит, что мы до сих пор очень немного знаем о них:

«Каждый школьник отличит Гжель от Хохломы или Жостово. Кое-кто еще припомнит Палех и Мезенскую роспись. Но кто знает, чем отличаются наличники на окнах Томска, от их собратьев из Иванова? Или в чем отличие ставенных наличников Самары тех, что украшают окна деревянных домов Красноярска? Или хотя бы — почему в Энгельсе, Балашове и Омске есть ставни, а в Муроме, Чебоксарах и Томске — нет?».

Ответы на эти вопросы как раз и дает музей, а также масштабная выставка в Сочи, которую могут посетить ивановцы, отдыхающие на море и горнолыжном курорте.

В разделе сайта, посвященном нашему городу, фотограф ссылается на книгу «Путешествия по некоторым русским землям Амалии фон Лиман, одиннадцатилетней девицы, в личных письмах её подруге и бывшей гувернантке Елене Гаттерер в Гёттинген», охватывающую конец восемнадцатого века. Вот цитата из нее, вдохновившая Ивана:

«…После обеда мы поехали на парусиновую фабрику графа Воронцова: она находится в шести верстах от города (Костромы), в красивой местности. Когда вернулись, осмотрели монастырь. Мы спали ночью лишь до 3х часов, и, позавтракав, поехали в деревню Иваново.

Мы ехали по Волге, потому что ночью сильно подморозило и по льду можно было замечательно ехать. Приехали вечером в 6 часов: это очень большая деревня, которая принадлежит графу Шереметеву. Там находится множество небольших набойных мастерских. Крестьяне очень богаты, они не занимаются земледелием, а каждый крестьянин занимается набойкой платков, относит свою недельную работу на базар, продаёт готовый товар и закупает новый материал. В понедельник он снова садится за работу, так и живёт из года в год.

Два крестьянина там владеют настоящими фабриками. Одного зовут Грачёв и у него у самого есть в распоряжении крестьяне (правда куплены они на имя его хозяина). Другого зовут Ямановский и он знакомец моего отца, он тоже владеет 50-ю крепостными. В деревню эту мы прибыли в субботу вечером.

Вы не можете себе представить, какая толпа собралась вокруг нас — и стар и млад бежали за нами. Это происходило вероятно потому, что у нас был почтовый рог, в который дул наш слуга. У наших квартир стояло неисчислимое множество людей. Там мы провели ночь.

Когда поднялись следующим утром, мы были поражены сколько народу прибыло ночью, чтобы продавать и покупать товар. Мы отправились к лавкам, и четыре человека расчищали нам путь, чтобы можно было пройти. Один фабрикант просил нас к себе, и мы отправились к нему в гости.

Я не могу вам даже описать, как мы были поражены, посетив дом этого крестьянина. Он жил в большом каменном и очень чистом доме, комнаты были меблированы изысканнейшей мебелью из красного дерева, прекрасный фарфор и серебро, стулья и гардины из ситца, с бахромой и кистями по последней моде — мы только диву давались…».

Наличники Иванова напомнили фотографу и кокошники, и паровозные гребенки. Ассоциаций немало. Самые красивые фото войдут в путеводитель по наличникам страны.
Источник //rk37.ru Редакция газеты "Рабочий край"