Обрушение украинского рынка фасадного остекления


Спрос на системы фасадного остекления упал на 60% ниже этого показателя не упал практически ни один сегмент строительного рынка. Среди украинских экспертов преобладают пессимистические настроения – восстановления рынка они ожидают не ранее 2011 года.

«Отрицательная динамика на рынке фасадного остекления, прослеживающаяся больше года, объясняется резким сокращением количества строящихся объектов офисного и торгового назначения, которые являются основными потребителями этой продукции», – объясняет торговый представитель компании «Reynaers Украина» Максим Шолохов. Несколько лучшая ситуация наблюдается в сегменте частного строительства, но его доля слишком незначительна и на общую картину существенного влияния не оказывает.

Как отмечает куратор проектов фасадного остекления REHAU Сергей Смолько, малое количество объектов инициирует жесткую конкуренцию среди продавцов фасадных систем, что достаточно выгодно для заказчиков – они получают широкий выбор при низких ценах.

Сокращение объемов рынка в 2009 году, по данным специалиста компании «Фасады Украина» Руслана Баркова, достигает 50–60%. Кроме того, с рынка уже ушло много мелких и средних компаний, но это дает возможность оставшимся усилить свои позиции, в частности за счет удачных кадровых приобретений.

Правда, по наблюдениям экспертов, лишь часть компаний пытается воспользоваться возможностью привлечь профессионалов – большинство отдает предпочтение дешевой рабочей силе. Также С. Смолько отмечает, что на рынке произошли четкие разграничения на противоположные сегменты: элит- и эконом-класс. И те, у кого есть средства, хотят получить современный, высокотехнологичный и стильный фасад за минимальные суммы. Как признают эксперты, такие клиенты оказывают сильный финансовый прессинг на исполнителей заказов и продавцов, но в целом на качестве не экономят.

Особо сэкономить не удастся, ведь основу рынка составляет импортная продукция как в сегменте стеклопакетов, так и в сегменте профилей. По данным Р. Баркова, при устройстве фасадных систем на Украине применяются исключительно импортные стекла для стеклопакетов – в основном производства Бельгии, Англии, Польши, США, Китая. Украинские производители профилей представлены компаниями «Талисман» и «Зенит», однако их доля относительно зарубежных алюминиевых систем (поставки из Греции, Бельгии, Германии, Польши, Турции незначительна.

Резких ценовых колебаний, по словам М. Шолохова, за последнее время на рынке не наблюдалось, отмечается лишь некоторое снижение стоимости остекления фасадов. Кроме того, снизить цены на свою продукцию производителям систем фасадного остекления позволило уменьшение в этом году мировых цен на алюминий.

По данным Р. Баркова, снижение ценовых показателей на 10–15% наблюдается непосредственно на профили для систем фасадного остекления. Стоимость же стеклопакетов у одних поставщиков осталась без изменений, у других – немного повысилась.

«Минимальная продажная стоимость квадратного метра готового ригельно-стоечного фасада в Киеве опустилась до 2 тыс. гривен за кв. м», – приводит данные С. Смолько. Кроме того, из-за сокращения количества заказов на проведение монтажных услуг в текущем году также наблюдается стагнация и незначительное снижение цен на них.
Основываясь на тенденциях последних месяцев, участники рынка не ожидают кардинального изменения ситуации в ближайшее время. В 2010 году на возобновление и рост рынка эксперты не рассчитывают: возможно, предполагают они, это произойдет в 2011 году.

По материалам GlassNews