Стекольщики бьются за тариф


Руководство стекольного завода «Русджам Кириши» пытается оспорить в суде тариф на железнодорожные перевозки, установленный профильным комитетом Ленобласти, сообщает kommersant.ru. В этом году предельный тариф вырос на 85% по сравнению с прошлым годом, что заявитель считает экономически необоснованным. В комитете подчеркивают, что тариф не менялся в течение пяти лет и перестал покрывать расходы на содержание железной дороги.

Руководство стекольного завода «Русджам Кириши» подало в Арбитражный суд Петербурга иск в отношении комитета по тарифам и ценовой политике Ленобласти, а также направило заявление в управление ФАС по Ленобласти (копии документов в распоряжении редакции). Компанию не устраивает, что в этом году предельный тариф на перевозку грузов по подъездным железнодорожным путям вырос до 29,35 рубля за тонно-километр, что на 85% выше тарифа прошлого и позапрошлого годов.

Как рассказали «Ъ» на заводе, участок железной дороги длиной 8 км, по которому компания перевозит на завод песок из Новгородской области и соду из Башкирии, находится в собственности частной компании «Киришская сервисная компания» (КСК). В результате повышения тарифа, по словам собеседника «Ъ» на заводе, предприятию придется платить за железнодорожные перевозки не 12 млн рублей, а 28 млн рублей в год.

По мнению компании «Русджам Кириши», рост тарифа экономически не обоснован. На заводе приводят в пример данные Федеральной службы по тарифам, согласно которым средний рост тарифов на железнодорожные перевозки в России составил за 2012 год 6%.

В компании «Русджам Кириши» полагают, что с помощью повышенного тарифа КСК планирует отремонтировать железнодорожные пути, которые сегодня серьезно изношены.

«Русджам» — дочерняя компания фирмы «Анадолу Джам Санайи А. Ш.», которая входит в крупную промышленную группу Турции «Шишеджам». Группа производит все основные виды стекла, а также сырье для стекольного производства. Кроме заводов, расположенных на территории Турции и России, «Шишеджам» имеет заводы и совместные предприятия в Болгарии, Италии, Египте, Грузии.

«Русджам» работает в Ленобласти с 2002 года. Сегодня на предприятии функционируют два технологических комплекса, численность персонала — 600 человек. Компания получает от регионального правительства налоговые льготы на срок окупаемости инвестиционных затрат — семь лет — и на двухлетний период после окончания срока фактической окупаемости. Господдержка предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество организации и снижение ставки налога на прибыль организации на 4,5% (с 18 до 13,5%).

Гендиректор КСК Сергей Азизов с обвинениями не согласен. Он пояснил, что установленный в этом году тариф на уровне 29,35 рубля за тонно-километр является предельным, и речь не шла о том, чтобы завод «Русджам Кириши» платил по высшей планке. «Наше последнее предложение для предприятия — 20,43 рубля за тонно-километр, но клиенты готовы платить не более 16,1 рубля, что на 15 процентов выше ставки прошлого года. При этом надо отметить, что тариф, по которому мы работали в прошлом году, был установлен еще в 2007 году и, таким образом, не менялся пять лет», — говорит господин Азизов. Пока «Русджам Кириши» продолжает платить за железнодорожную перевозку по тарифу прошлого года. В случае если в ближайшее время сторонам не удастся договориться, КСК подаст иск в Арбитражный суд о взыскании «тарифной» разницы, отметил собеседник издания.

В комитете по тарифам и ценовой политике Ленобласти пояснили, что рост тарифа на подачу и уборку вагонов связан с тем, что он перестал покрывать текущие эксплуатационные расходы предприятия. «КСК увеличила затраты на ремонт подвижного состава, железнодорожных путей, стрелочных переводов в связи со стопроцентным износом путей. Инфраструктура начала использоваться еще в 1970-х. Таким образом, утвержденный комитетом тариф на перевозку грузов сформирован исходя из экономически обоснованных затрат», — прокомментировали в профильном комитете. 

Александр Рассудов, генеральный директор юридической компании Rightmark Group, отмечает, что требования об оспаривании в суде регулируемых тарифов весьма распространены. «Удовлетворение таких требований прежде всего зависит от обоснованности экономических расчетов, которые легли в основу при утверждении тарифа. Не зная всех экономических нюансов требования заявителя, трудно судить о перспективах иска. Что касается включения в тариф расходов на ремонт подъездных путей, то они, безусловно, могут быть включены в него в размере, определяемом соответствующим органом исполнительной власти», — говорит господин Рассудов.

По мнению руководителя корпоративной практики юридической компании «Пепеляев Групп» Андрея Пеховского, УФАС не станет рассматривать жалобу, поскольку такие вопросы входят в компетенцию не антимонопольного органа, а органов тарифного регулирования. Впрочем, суд рассмотрит иск и проверит, насколько экономически обоснованным было включение в тариф затрат на ремонт железнодорожных путей. Господин Пеховский отмечает, что со стороны «Русджам Кириши» вполне логично оспаривать высшую планку тарифа, которую КСК обещает не устанавливать. «Фактически КСК в любой момент может установить тариф на уровне 29,35 рубля, и это будет правомерно», — говорит эксперт.