В 2016 году утилизационный сбор со стекольной отрасли может достичь 4 млрд руб.


В 2016 году утилизационный сбор со стекольной отрасли может достичь 4 млрд руб.

Минприроды согласовало с заинтересованными ведомствами нормативы утилизации отходов – т. е. размер платы, которую в 2016–2017 гг. должны будут вносить производители и импортеры во исполнение закона об отходах, сообщил представитель Минприроды, пишет vedomosti.ru. Нормативы (см. таблицу) установлены в процентах от цены выпущенных или ввезенных товаров за истекший год.
 
Максимальный норматив – 30–45% – на 2016 г. установлен для 13% категорий товаров (стекло листовое, бумага, гофрокартон, тара из них, упаковка из пластика и стеклотара), на них есть высокий спрос и ведется утилизация, говорится в пояснительной записке. В 2017 г. максимальный норматив распространится уже на 19% категорий товаров. Нормативы посчитаны с учетом потенциальной опасности отходов для здоровья человека и окружающей среды и возможности утилизации для каждой группы товаров и подлежат пересмотру раз в три года.

Поправки в закон об отходах, обязавшие производителей и импортеров утилизировать выпущенные и ввезенные товары, приняты в конце 2014 г. В конце сентября 2015 г. правительство утвердило 36 категорий товаров, за которые придется платить сбор, а Минприроды – разослало проект постановления правительства с размерами сбора за утилизацию: от 2378 руб. за тонну бумаги, картона или газет до 33 476 руб. за тонну свинцовых аккумуляторов. Это сопоставимо с экологическими платежами для производителей в Евросоюзе, объяснял министр природы Сергей Донской.

В 2016 году утилизационный сбор со стекольной отрасли может достичь 4 млрд руб.

Председатель правительства Дмитрий Медведев на июньском совещании по неналоговым платежам пообещал ввести мораторий на утилизационный сбор до 2019 г. После выхода распоряжения правительства под сбор подпадает 69,5% произведенных и импортируемых в страну категорий товаров, для остальных мораторий продлится до 2019 г. Минимальный норматив утилизации в 5% находится в пределах статистической погрешности и не оказывает существенного влияния на бизнес-сообщество, утверждается в пояснительной записке к проекту нормативов. Его в следующем году заплатят производители 45% категорий товаров, а в 2017 г. – лишь 25% категорий.

За год в стране производят 4,7 млн т листового стекла и тары, оценил для Минприроды «Стеклосоюз», объединяющий предприятия стекольной промышленности. Сборы с отрасли могут достичь – по ставкам и нормативам Минприроды – 3,6-4 млрд руб. в 2016 г. и 4,8–5,3 млрд в 2017 г.

«Любой сбор, как его ни назови, утилизационный, реновационный или инновационный, приводит к двум вещам: резкому падению финансового результата производителя или перекладыванию расходов на конечного потребителя», – говорит гендиректор производителя строительного стекла «Гардиан стекло» Андрей Стольный.

Много вопросов к нормативам, ставкам и их формированию, замечает исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. Ощущение, что у Минприроды нет ни четкой статистики, ни планов по достижению нормативов государством, продолжает Поповичев, поскольку именно государство в случае выплаты компаниями экологического платежа берет на себя обязательство достичь принятых нормативов переработки.

Если платить уже с 2016 г., компаниям нужно планировать, за счет чего компенсировать новые расходы, и хорошо, чтобы в правительстве при принятии решений учитывали нагрузку на конечного потребителя и насколько сбор полезен для бюджета в целом, заключает он.

В 2016 г. также нужен мораторий на экологический платеж, говорит представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов: есть расширенная ответственность производителя, но где установлена ответственность государства за сбор и переработку отходов, где гарантии, что за следующий год появится система сбора и переработки? И где гарантия, что эти деньги пойдут на создание переработки, – не будет ли так же, как с утилизационным сбором за автомобили, интересуется Гуськов: он уходит в бюджет и денег никто потом не видит.

По данным Ассоциации российских производителей ПЭТ-упаковки, в Китае для вторичной переработки собирается до 80% ПЭТ, в Европе – 65%, в России – всего 10%. В 2014 г. в России произведено 426 000 т этой упаковки; при таком производстве экологический платеж достигнет 471,7 млн руб. в 2016 г. и 707,5 млн руб. в 2017 г.

Перенос сбора с 2015 г. на 2016 г. позволит создать систему учета и контроля отходов, а производители успеют создать собственные перерабатывающие мощности, что избавит их от необходимости платить сбор, говорил на прошлой неделе Донской. В министерстве рассчитывают, что на деньги от сборов по 36 категориям товаров можно будет построить 507 пунктов сбора мусора, 24 сортировочных комплекса с 831 линией переработки отдельных фракций отходов во вторсырье и с 261 комплексом переработки для повторного использования отходов, не требующих сортировки. «В моменте из-за отсутствия необходимого количества сырья все компании работают не на полную мощность и в среднем загружены на 50–60%. Чтобы загрузить производство, предприятия вынуждены закупать сырье по всей России», – говорится в пояснительной записке Минприроды.

Реализовать норматив, т. е. кратно увеличить размеры утилизации, за год нет возможности ни у государства, ни у бизнеса, заключает Гуськов.