Быть или не быть заводу по производству листового стекла в Кызылорде?


Быть или не быть заводу по производству листового стекла в Кызылорде?

«Стекольные» страсти разразились на минувшей неделе в социальных сетях по проекту строительства завода в Кызылорде, пишет respublika-kaz.info. Участники дискуссии, возглавляемые, с одной стороны, руководителем компании «КазСтройСтекло» Муратханом Токмади, позиционирующим себя в СМИ как «прародитель» стекольной индустрии в Казахстане, и создателями нового проекта стекольного завода в Кызылорде, с другой стороны, вот уже несколько дней дискутируют на тему: быть или не быть новому заводу в Кызылорде?

Площадку для этого спора предоставила национальная палат предпринимателей Казахстана. Дискуссия, взявшая свое начало в социальных сетях с подачи главы компании «КазСтройСтекло» Муратханом Токмади, уже выплескивается на страницы СМИ. Стоит добавить, что строительство этого самого завода, из-за которого разгорелись нешуточные страсти, уже началось, и кызылординцы уже во всю работают далеко не первый день в две смены, закуплено оборудование, привлечен инвестор, словом, работа кипит.

Возникает резонный вопрос: что движет теми людьми, которые пытаются поставить под сомнение этот проект? В этом предстоит разобраться, пишет обозреватель КазТАГ.

В Казахстане на сегодня, как известно, производством стекла не занимаются, имеются лишь переработчики, которые имеют дело исключительно с импортным продуктом, преимущественно из Китая и России. При этом, Казахстан располагает обширными запасами основных сырьевых компонентов для производства стекольной продукции – месторождениями высококачественного кварцевого песка, доломита и известняка. Казалось бы, что мешало стране, которая имеет абсолютно все необходимое для создания своего собственного продукта и нацелена на индустриализацию, создать собственное производство?

На самом деле попытки предпринимались неоднократно на протяжении длительного периода времени и разными людьми. Возьмем, к примеру, одну из попыток создания такого производства, за которую взялся генеральный директор компании «КазСтройСтекло» М. Токмади. Дело было в 2013 году в Актобе. Для реализации проекта было создано совместное предприятие с АО «НК «СПК «Актобе» и ТОО «КазСтройСтекло»ТОО «Актобе Айнек».

Расходы, связанные с деятельностью компании, взяло на себя полностью СПК «Актобе». Для реализации проекта был выделен земельный участок, площадью 30 га в индустриальной зоне СПК Актобе, стоимостью 500 млн тенге, право на недропользование месторождение Мугоджарское, производственное здание с земельным участком, стоимостью 312 млн тенге. Германской инжиниринговой компанией DTEC было разработано ТЭО проекта, стоимость которого составила 400 млн тенге.

Согласно данным из открытых источников, проект получил указанную поддержку, и не только от СПК «Актобе». Между тем, проект, руководство над которым было взято на себя г-ном Токмади, так и не был реализован. Кстати говоря, по неизвестным причинам, немецкая компания, которая разрабатывала ТЭО будущего завода, так и не получила оплату за его разработку, тогда как средства были выделены. Куда делись эти средства, в каком кармане осели – неизвестно, хотя и очевидно...

Одной из ключевых претензий Токмади к нынешним строителям нового завода в Кызылорде, является его завышенная стоимость. К примеру, по данным СМИ, стоимость нового предприятия составляет 197 миллионов долларов. Если вернутся к предыдущему проекту – в Актобе, его заявленная стоимость была 189,2 млн евро, что сам Токмади не раз озвучивал в СМИ. Обратившись к тем же самым данным, можно проследить, что впоследствии эта сумма увеличилась до 220 миллионов евро.

Те переработчики и трейдеры, которые проявили на тот момент интерес к проекту и хотели войти в него, а это две крупные российские компании – ОАО Modern Glas и ОАО Safety Protection, и отечественная ТОО «Фирма «Дана» – отказались от дальнейшего участия, заявив, что проект стал слишком дорогим и, соответственно, нецелесообразным. Проект после этого был остановлен, так, по сути, и не начавшись.

Не нужно обладать дипломом финансиста, чтобы понять, что стоимость предыдущего проекта в разы превышает стоимость нынешнего. При этом почему-то глава «КазСтройСтекло» считает, что проект, взявший старт в Кызылорде, дорогой для нашей страны...

Почему планы по строительству завода в Актобе оказались провальными, несмотря на то, что проект получал практически такую же поддержку от государства, что и нынешний? Учитывая, что преференции и все необходимое было предоставлено проекту, думаем, что стоит разобраться в менеджменте, который осуществлял руководитель «КазСтройСтекло»  Токмади.

Что касается его текущих дел: данные говорят о том, что дела на «КазСтройСтекло» не так хороши. Если обратиться к финансовой отчетности – компания «КазСтройСтекло» на сегодняшний день является убыточной. Некоторые объемы продукции компания «КазСтройСтекло» сегодня перебрасывает другим стекольщикам, производство же самой компании – простаивает. Из двух имеющихся заводов «КазСтройСтекло» – один, который расположен в Астане, на сегодняшний практически остановлен и не работает.

При этом, не секрет, что  Токмади не так давно получил поддержку по линии «Национального агентства по технологическому развитию», который выдал бизнесмену бесплатный грант. Также предприятия бизнесмена получали поддержку по линии «БРК Лизинг». Однако, средства, направляемые на поддержку через институты развития, почему-то не возымели должного эффекта.

Если бизнесмен не может развивать свой собственный бизнес, на который, помимо прочего, были потрачены средства и из государственной казны, сможет ли этот человек создать совершенно новый, уникальный проект для страны с полным циклом производства? Вопрос, конечно, риторический.

На прошедшей неделе бизнесмен  Токмади, собрав, по его словам, всех переработчиков стекла Казахстана, написал обращение на имя премьер-министра Казахстана с просьбой разобраться в ситуации по строительству стекольного завода в Кызылорде. В данном письме, в частности, бизнесмен апеллирует, как уже говорилось выше, тем, что проект дорогой, привлеченный американский инвестор – не имеет опыта строительства, выбранная технология – заведомо провальная.

С некоторыми подписавшимися под этим письмом переработчиками удалось поговорить. Ряд из них, в частности компания «СтеклоМир», заявили, что письмо не было подписано. Две подписи числятся за предприятиями «КазСтройСтекло», одна подпись – некоей Ассоциации стекольщиков, в которую, по нашим сведениям, входит опять же, только г-н Токмади. Фирма «Дана» также отказалась ставить свою подпись под этим письмом.

При этом, основной месседж от переработчиков, который отказались ставить свои подписи, отказ играть в политические игры. Стекольщики, кстати говоря, отметили, что завод по производству нужен и необходим в нашей стране. Вопрос, который волнует на сегодня стекольщиков – технология: будет ли стекло с мягким или твердым покрытием.

Разработчики отмечают, что выбрана технология производства стекла с твердым покрытием, однако, в настоящее время прорабатывается вопрос, чтобы расширить ассортимент выпускаемой продукции, в том числе – стекла с мягким покрытием. Думается, в скором времени, разработчики завода и отечественные стекольщики найдут точки соприкосновения, тем более, что понимание и желание достичь компромисса по вопросу есть с обеих сторон, помимо компании «КазСтройСтекло».

Агрессия, выплескиваемая руководителем этой компании, по отношению к новому проекту вызывает по меньшей мере недоумение общества. Ни у кого нет сомнения в том, что такое производство нужно нашей стране, у нас есть все, чтобы производить качественный продукт по конкурентной по цене. В конце концов, как отмечает экс-депутат мажилиса Мурат Абенов, это уже вопросы экономической безопасности, так как мы потребляем в настоящее время только российский и китайский продукт в этой области.

Понятно, что нашим соседям не выгодно терять рынок Казахстана. В любом случае, возможность реализовать подобный проект была дана бизнесмену Токмади, и он не смог реализовать ее. Зачем же сейчас вставлять палки в колеса нынешнему проекту? Что это на самом деле: радение за благосостояние нации или очередной интерес очередного бизнесмена?