Управление отходами: захоронить нельзя переработать


Осипов Виктор Иванович, президент «СтеклоСоюза России»

Вероятность роста тарифов за утилизацию твердых коммунальных отходов (ТКО) обсуждали в столице 7 декабря на III ежегодной конференции газеты «Ведомости» «Управление отходами: захоронить нельзя переработать», пишет steklosouz.ru.

Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Владимирович Чибис, выступая на конференции, отметил, что до сих пор остается открытым вопрос, как платить жителям за мусор: за метраж или по числу проживающих. «Мы понимаем, что риск роста тарифа существует, но он будет под контролем», – заявил замминистра.

Это же подтвердил министр экологии Московской области Александр Борисович Коган. Очевидно, что забота об экологии требует инвестиций и новых вложений: нужно строить перерабатывающие заводы и мусоросортировочные станции. Все это требует финансовых затрат, которые должны компенсироваться за счет увеличения тарифа на вывоз мусора. «Мы не можем брать с народа такие деньги. Правительство разработало комплекс мер, которые позволят за счет «зеленого тарифа», глубокой переработки мусора и вывода бизнеса из тени компенсировать большую часть затрат. К сожалению, повышения тарифов не избежать, но оно будет не столь значительным», – заверил министр.

Пока же глубокой переработке подвергается лишь 5% мусора. При этом около 80% «мусорного» бизнеса находится в тени и выходить из нее не хочет. «По самым скромным подсчетам в сфере обращения с отходами порядка 8 млрд рублей находится в теневом обороте. Реформирование отрасли обращения с отходами позволит уйти от криминальной составляющей. Наша цель – сделать отрасль прозрачной, эффективной и соответствующей мировым экологическим стандартам», – заявил министр экологии и природопользования Московской области Александр Борисович Коган.

Осипов Виктор Иванович, президент «СтеклоСоюза России» выразил уверенность, что изменения в ФЗ РФ № 98 и № 458 начнут работать. Однако у бизнес-сообщества существуют опасения, что экологический сбор могут превратить в экологический налог. Тогда хорошая идея сведет на нет работу Федеральных Отраслевых Союзов. Текущее налогообложение не отменяло налог на вывоз мусора и стекольные заводы его аккуратно платят. Вторым платежом государство предлагает оплатить экологический сбор. Затем заводам предлагают сделать третий платеж за стеклобой. Он предложил Министерству природопользования и Минпромторгу совместно с отраслевыми союзами внимательно изучить проблемный вопрос по 3-му сбору денежных средств с предприятий за ТКО.

Кроме этого, Осипов В.И. сообщил о правовом казусе, изложенном в распоряжении правительства РФ: п. 20 предусматривает экологический сбор за стеклопакеты, триплекс, сталинит и др. изделия из стекла. Однако указанная в перечне продукция не является конечным изделием и идет в производство как часть окна, двери и т.д. независимо, где применяется в строительстве, транспорте или др. области. Понимая это п. 18 указанного распоряжения включил в перечень оконные, дверные, фасадные блоки и т.д. Налицо двойное налогообложение. В тоже время, Минприроды не спешит вносить изменения, уклоняется от четких ответов на очевидные факты. Данные факты не способствуют авторитету государственных структур.

Одновременно Виктор Иванович просил руководителей профильных министерств поручить ответственным департаментам, пересмотреть дискриминационные ставки на стекло, уравнять тарифы с другими ТКО.

В период вопросов и ответов Осипов В.И задал вопрос заместителю Министра промышленности и торговли Цыбу С.А.: «Планирует ли Федеральное Министерство при правильной организации и разделении ТКО строить заводы, например для стекольной промышленности для производства сырья из стеклобоя для стекловаренных заводов? Равно как и для других отраслей?». Сергей Анатольевич дал положительный ответ: «В планах Министерства есть задача строить заводы для производства сырья».

Аналогичный вопрос был адресован Когану А.Б. и во втором случае был получен положительный ответ. Александр Борисович сообщил, что субъект планирует строительство заводов для производства сырья из стеклобоя. Как известно Московская область может стать крупнейшим производителем сырья для стекольных заводов.

Участники конференции отметили парадоксальность сложившейся в секторе переработки отходов ситуации: есть сырье, мощности для переработки, бизнес, готовый вкладывать, и спрос. При этом Россия продолжает зарывать и сжигать эти деньги. Только в 2013 году упущенная выгода в этой сфере, по данным IFC, составляла минимум 68 миллиардов рублей. Отрасль сталкивается с такими же проблемами, что и российская экономика в целом. Экономическая и законодательная неопределенность сдерживают инвестиции и развитие.

Сегодня на территории Московской области работают 20 полигонов, их суммарной мощности хватит не более чем на 3 года. Более 50% мусора в регионе из столицы. Из этой массы перерабатывается лишь 5% отходов. Если ситуацию не изменить сейчас, через 20 лет количество мусора, складируемого на землях Подмосковья, увеличится на 200 миллионов тонн. Министр экологии МО Александр Борисович Коган отметил, что сегодня перед Московской областью стоит задача к 2025 году снизить захоронение с 95 до 50%. Главная цель всех запланированных изменений – упор на глубокую переработку отходов. Для этого к 2019 году в регионе появится 11 современных высокотехнологичных комплексов по утилизации отходов, которые будут включать мусоросортировку для извлечения полезных фракций и их вторичную переработку.