Директор по сбыту на рынках России и стран СНГ «Русала» Роман Андрюшин: рецессия не повлияет на развитие алюминиевого рынка


Крупнейший производитель алюминия в мире ОК «Русал» Олега Дерипаски в условиях роста кредитных ставок, девальвации рубля не отказывается от своих планов по развитию внутреннего рынка и создания алюминийперерабатывающих мощностей, пишет ria.ru.

«Высокая волатильность цен на металлы и курса валют – это «краткосрочный взгляд на рынок» и поэтому не является отправной точкой для корректировки стратегии «Русала», крупнейшего в мире производителя алюминия. У нас более длительный горизонт планирования. Поступательно растущая тенденция увеличения спроса на алюминий диктует поведение на рынке. Тренд увеличения потребления алюминия, по нашим оценкам, имеет как минимум 25-летнюю перспективу, поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее и с умеренным оптимизмом – на среднесрочные перспективы, – говорит директор по сбыту на рынках России и стран СНГ «Русала» Роман Андрюшин. – Большой потенциал рынка алюминия в мире будет поддерживать рост потребления и в России, причем отечественный рынок будет расти опережающими темпами благодаря эффекту низкой базы. Предыдущие десятилетия у нас была пауза в развитии отечественного перерабатывающего рынка алюминия по объективным причинам – экономика была построена вокруг нефтяного комплекса. Так, мы существенно отстаем по потреблению упаковочных материалов, алюминиевой банки, в автомобилестроении, электроэнергетике, строительстве, что создает огромный потенциал для роста потребления алюминия внутри страны.

По всем этим направлениям в РФ недостаток или отсутствие перерабатывающих мощностей. «Русал» рад участвовать, а зачастую выступает основным инициатором в развитии этих направлений».

В 2014 году «Русал» поставил на российский рынок чуть менее 800 тысяч тонн алюминия и сплавов. На 2015 год задача – прирост на 12,5%, до 900 тысяч тонн. К 2020 году объем поставок алюминия на отечественный рынок должен превысить 2 миллиона тонн.

«Мы будем корректировать оперативные планы в случае действительного длительного экономического спада и спроса на алюминий. Но это не повлияет на нашу стратегию развития отечественного алюминиевого рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Мы, безусловно, будем искать варианты и возможности поддержания рынка и стимулирования спроса. Они есть. Наряду с созданием нового спроса это – импортозамещение, расширение экспорта, прямые инвестиции в перерабатывающую отрасль и перспективные технологии России. Нет худа без добра – мы становимся более конкурентноспособны по себестоимости производства на фоне ослабления рубля– продолжает Роман Андрюшин. – Очевидны перекосы либо несправедливые решения, которые были приняты в прошлом, а сейчас тормозят развитие алюминиевой отрасли в стране, да и развитие промышленности в целом. Мы представили и обсудили нашу программу изменений с основными регулирующими институтами, предлагаем государству открыть алюминию доступ во все индустриальные направления. Вы удивитесь, но зачастую алюминий просто запрещено применять в каких-то областях жизнедеятельности в России, несмотря на то, что во всем мире этот металл там уже давно используется в аналогичных секторах. Например, это касается применения алюминия в жилищном строительстве, во внутренней электропроводке зданий. Мы работаем по отмене данного запрета и сертификации алюминиевого провода. В следующем году на рынок будет представлен алюминиевый провод из нового сплава, который будет разрешен к применению в проводке жилищного строительства. Это очень большой рынок – более 100 тысяч тонн в год. Сейчас он полностью представлен медной или импортной проволокой. Наш алюминиевый провод будет обладать теми же характеристиками, но будет гораздо дешевле и легче медного.

Другой пример – это ограничение использования алюминиевых конструкций в строительстве. Очевидно, что это устаревший свод стандартов. Премьер-министр Дмитрий Медведев неоднократно обсуждал со строительными компаниями гармонизацию строительных кодов и внедрение еврокодов в строительство. В них представлены четыре новых стандарта по использованию алюминиевых конструкций, профилей в строительстве. Рассчитываем, что в следующем году еврокоды будут приняты, что откроет для всего комплекса алюминиевых экструзионных предприятий России и СНГ огромный потенциал роста.

Мы надеемся, что государство будет защищать рынок от недобросовестной конкуренции, демпинга, которые сейчас наблюдаются на рынке алюминиевых колес и алюминиевого профиля со стороны китайских компаний. Есть отличные предприятия в Красноярске, которые могут обеспечить рынок необходимым количеством алюминиевых дисков. Но из-за демпинга со стороны китайских компаний они не могут конкурировать. А алюминиевый профиль и подавно. Мы обладаем огромным потенциалом экструзионных мощностей, который загружен немногим более чем на 50%.

Введение 5-10-процентной пошлины на ввоз решат проблему. Мы сейчас рекомендуем правительству пойти на это для поддержания отечественного производителя. Этот рынок оценивается в более 50 тысяч тонн алюминия в год. Это огромный объем, большие трудовые коллективы. Рынок был потерян в последние десять лет из-за агрессивной ценовой политики китайских дилеров колес и прочей бытовой продукции.

Хотелось бы пересмотреть политику и принятые обязательства в области ВТО. Начиная с августа 2015 года по всей группе алюминиевых изделий началось снижение таможенных пошлин. В 2014 году в среднем на 2%, в августе еще на 2%.

Поступательное сокращение снижает защиту отечественных компаний.

Кроме того, хотелось бы, чтобы государство поддерживало новые проекты. Это крайне актуально в связи с повышением процентной ставки. Она сейчас абсолютно нерабочая».