Фестиваль «О'Город. Окно» законсервировал старые здания


Фестиваль «О'Город. Окно» законсервировал старые здания

Среди наших туристов считается хорошим тоном восхищаться исторической застройкой городов старой Европы. Узкие каменные «башни» средневековой Флоренции, барочные жилые дома Праги и Парижа, черно-белый фахтверк елизаветинских особняков в Лондоне, известняковые терракотовые мазанки итальянского Средиземноморья. Все это сверкает обновленными фасадами, радуя глаз и сердце истосковавшегося по исторической экзотике нашего соотечественника.

В России же, чтобы посмотреть на красивую историческую городскую архитектуру, принято ездить в Санкт-Петербург и еще немножечко в Москву. И… все. Сложилось такое мнение, что в остальных российских городах есть либо деревянные развалюхи, либо типовая застройка, пишет nn.mk.ru. Нет, еще церкви, конечно, и если повезло – кремль, их можно осмотреть за день, а потом – в Питер. Самое неприятное, что большинство местных жителей тоже разделяют эту точку зрения. Радует, что не все.

В минувшие выходные в Нижнем Новгороде стартовал архитектурный фестиваль «О’Город. Окно». Местные художники и градозащитники объединились, чтобы сохранить уникальные деревянные дома двух исторических кварталов – 1833 года и церкви Трех Святителей. Активисты консервируют здания, а художники специально создают произведения, защищающие оконные проемы этих домов. Понятно, что художественная консервация – это временная мера для разрабатываемой в настоящее время правительством Нижегородской области программы сохранения исторических территорий Нижнего Новгорода.

История этого района началась после 1833 года, когда граница города сдвинулась от Полевой улицы, нынешней улицы Горького, к Напольно-Монастырской (улица Белинского). Территория, на которой прежде располагались канатные заводы, была освобождена и поделена на участки под жилую застройку. Сюда частью переселили жителей кремля, освобождая его территорию, кроме того, здесь просто селились небогатые люди, поначалу совсем беднота, но со временем и люди побогаче заинтересовались этим районом: мещане, разночинцы, чиновники, купцы третьей гильдии.

«К счастью, все этапы застройки тут сохранились, – рассказывает Станислав Дмитриевский, известный нижегородский историк и градозащитник. – До середины XIX века это следы образцового проектирования – классицизм, рамочные простые наличники, фронтон, а начиная с годов 1880-х – все направления эклектики, которые были в русской архитектуре, они тут в дереве отобразились. И модерн – в 1890-е и нулевые годы появляются выносные эркеры, над ними чешуйчатые шатры. На Короленко один такой шатер сохранился на 19-м доме, а на № 17 были два шатра, есть чертеж, и их можно восстановить при реставрации».

На самом деле восстановить пока можно практически весь квартал. Но почему-то в народе укоренилось мнение, что наши «деревяшки» – это либо коммуналка с текущим потолком без горячей воды с сортиром на улице, либо – сносить. Но если вы загуглите, к примеру, «Иркутск 130 квартал», вы удивитесь. Историческая зона Иркутска, где сосредоточено несколько десятков старинных деревянных зданий, превращена в уникальный комплекс. Здесь располагаются не только музеи и выставочные залы, но и рестораны, гостиницы, магазины, почтовое отделение и даже два офисных центра. «В Иркутске 130-й квартал приносит городу по миллиону в год прибыли, – говорит Станислав. – Это пример того, что русское деревянное зодчество, которое является уникальным явлением в мировой культуре, имеет огромный ресурс капитализации, и на этом можно и нужно городу зарабатывать».

Третьим китом проекта кроме художников и градозащитников стал Институт развития городской среды, который совместно с органами власти занимается разработкой проекта сохранения исторических территорий нашего города. Проект пока находится на самом старте: составляется перечень объектов культурного наследия. Следующим шагом должна стать разработка собственно концепции того, как эти территории будут жить и развиваться.