Фотограф Иван Хафизов в гостях у SIEGENIA. Виртуальный Музей Наличников. Как все начиналось


Фотограф Иван Хафизов в гостях у SIEGENIA. Виртуальный Музей Наличников. Как все начиналось

Фотограф Иван Хафизов в гостях у SIEGENIA

Мы уже рассказывали Вам о проекте, который поистине покорил нашу команду, и вдохновил на совместное создание линии сувенирной продукции с ярким запоминающимся принтом в виде разноцветных окошек с резными наличниками из коллекции Виртуального Музея Наличников.

За каждым искренним и интересным проектом всегда стоит не менее увлекательная история его создания. Сегодня мы узнаем как Иван Хафизов – фотограф, блогер и просто человек широкой души – решился обратить внимание людей на бытовые, но такие родные каждому из нас элементы древнерусского зодчества – оконные наличники.

Иван, добрый день! Расскажите нам как вы пришли к тому, что ваше увлечение фотографией переросло в нечто большее – в профессию и подарило миру единственный в своем роде Виртуальный Музей Наличников?

Это очень давняя история на самом-то деле. Фотоаппарат в руках я держу с 10 лет. Родители еще в юном возрасте отвели меня в фотокружок, когда я был в классе 3-м. Это было очень интересно. В основном мы фотографировали, почему-то, деревья, но именно там и тогда начался мой тернистый путь в мир фотографии.

Это был самый конец 80-х. Старая школа, как принято говорить. Снимали мы конечно же на монохромную пленку, проявляли и печатали всё сами. Также нам давали пользоваться автоматом для копирования пленки, это было отдельное удовольствие, я таких больше нигде не видел. Помню ещё как преподаватель делился с нами какими-то хитростями, из разряда, как сфотографировать НЛО (смеется) и эти снимки у него (преподавателя), хочу заметить, в силу своей «эксклюзивности», весьма неплохо продавались! А все из-за простейшего трюка, который он проделывал с уже отпечатанным снимком: с помощью лампочки и ловких рук он делал «засветы» на карточках, в результате чего появлялся слегка размытый, но весьма реалистичный светящийся объект с еле заметными точками-иллюминаторами по периметру – точь-в-точь НЛО.

В тот момент я загорелся фотографией, хотя конечно не думал связать свою жизнь с ней. Мы просто снимали, проявляли и печатали. Ни объективы, ни камеры какие-то особенные не нужны были, Смены-8М вполне достаточно было. Ну и глянцевая фотобумага «Березка» – вот что было ценно!

А какие сюжеты вам большего всего нравилось запечатлять?

– Много снимал семью и друзей, что же еще снимать в детстве?

После перерыва в начале 90-х (когда советские плёнки уже исчезли, а плёнки Кодак еще не появились), мне на шестнадцатилетие одноклассники подарили камеру Кодак КВ10, какое-то количество пленки и альбом для будущих творений. По тем временам – весомый подарок, я им очень благодарен. Я тогда пригласил весь класс к себе в гости, и ребята дружно скинувшись, задарили такой чудесный комплект, который, как оказалось, изменил мою судьбу. Не помню, знали ли они вообще о моем увлечении тогда, но с подарком угадали: я таскался с этой камерой буквально везде!

Как-то так получилось, что в году 99-м появился первый зеркальный  фотоаппарат, какой-то немецкий, чуть ли не трофейный… Вообще в моей семье никто не был профессиональным фотографом, но снимали все: дедушка, дядя, папа, я. У дяди, одно время даже была своя профессиональная фотолаборатория в Казани, хотя фотография оставалась для него лишь хобби.

Кстати, мой дедушка, снимавший в 60-е годы на цветные (!) слайды, в одно время работал советником в Египте. Мы в детстве всей семьёй часто смотрели слайды, они и до сих пор у меня хранятся. Там например есть моя мама в возрасте 4х лет на фоне египетских пирамид – мало кто может похвастаться такими снимками! В Египте 60-х плёнки иностранных специалистов проявляла какая-то спецслужба, которая выборочно засвечивала какие-то кадры, видимо из соображений безопасности – наверное всё же они секретные, эти пирамиды (смеется).

« …простыня вместо экрана, проектор, вино и на скоро нарезанный сыр вот все, что нужно, чтобы погрузиться в лучшие моменты недавнего путешествия!»

Я тоже какое-то время снимал на слайд. В конце 90-х проявлять слайды было дико дорого, да и сама пленка была далеко не самым дешевым удовольствием, но тогда я увлекся этим и, отправляясь в какую-либо поездку, привозил горы материалов, чтобы потом, в кругу друзей и близких, проводить закрытые показы в приглушенном свете. Белая простыня вместо экрана, проектор, вино, наскоро нарезанный сыр – вот все, что нужно, чтобы погрузиться в лучшие моменты недавнего путешествия!» Слайды – это вообще совсем другой антураж: выбираешь штук по шестьдесят-восемьдесят самых классных карточек, (не больше, чтобы на демонстрацию и рассказ можно было отвести не более часа, но и не меньше, чтоб рассказ был ощутимым), думаешь о том, что будешь рассказывать… Особенно ценно в такие моменты, если на просмотре есть те, с кем ты ездил, тогда можно смаковать вместе со зрителями, вспоминать и заново проживать самые лучшие моменты путешествия.

Да мы и сейчас ведь можем сделать из просмотра фотографий событие, верно? Собрать друзей, включить проектор, выключить свет и вперед!

Но все же однажды, как и у всех фотографов, в вашем творчестве произошел перелом в сторону коммерческих съемок, верно?

– Верно, как и многие, кто начинал свой профессиональный путь в фотографии, я начинал со свадеб. Многие через это прошли, да)) Это такой простой, даже нет, очевидный способ заработать деньги. И это был довольно интересный путь.

Первая платная съемка состоялась в 2004  году, если не ошибаюсь. И только по прошествии двух лет я решил в корне изменить привычный уклад своей жизни и ушел из офиса, в котором на тот момент работал. Полагаю, к этому все и шло.

Вы работали по профессии?

– Вообще по специальности я преподаватель математики и информатики. Трудился во благо одной IT компании – обучал персонал работе с некоторыми программами. В моей работе предусматривались командировки и довольно частые, чему я был несказанно рад, ведь именно тогда и началась вся эта история с наличниками!

У моей тогдашней компании был заключен долгосрочный контракт с РЖД, и мы обучали инженеров-метрологов работе с нашей программой. Куда меня только не отправляли! Самара, Челябинск, Красноярск, Новосибирск и многие другие города России. И так как обучение было длительным (около 2-х недель), то по выходным я бродил по городу в поисках домовой резьбы. И знаете, почти в каждом городе можно отыскать эту незаметную, но только сперва, красоту, которую я решил запечатлеть с помощью камеры. Поначалу это были снимки «в стол», но именно с посещением города Энгельса (Саратовская область) я начал смотреть на этот процесс иначе. Начал нащупывать некую перспективу, которая выросла до очень важного и масштабного проекта: nalichniki.com!

Кстати окошки, которые я отснял в Энгельсе, своей теплотой и ощущением домашней атмосферы, очень приглянулись людям. И, в последствие, мы, совместно с компанией SIEGENIA, создали ряд уникальной и яркой сувенирной продукции, которая уже разлетелась по регионам нашей необъятной страны, и еще долго будет радовать представителей оконной индустрии по всей России! Ведь это такой простой и народный символ, как я люблю повторять, наряду с шапками ушанками и медведями :)

Фотограф Иван Хафизов в гостях у SIEGENIA

Именно эти окошки красуются сейчас на настенных календарях в офисах партнеров SIEGENIA и пестрят на ежедневниках и чашках. В общем, создают тот уют и комфорт, который в свое время и сподвиг меня на продолжение и развитие всего этого проекта.

И, что самое важное, я только сейчас понимаю, что попади я в другой город, например в Ростов Великий, я бы отснял там от силы десятка два окошек и просто остановился бы. В Ростове всё очень разнообразное, поэтому даже мысли не приходит о том, чтоб сделать из этого какую то коллекцию. А в Энгельсе все окошки похожи, отличаются в основном только лишь цветом.

А когда именно вы поняли, что необходимо держаться за этот проект всеми силами?

– Все происходило довольно медленно. Когда я отснял первый город, я все еще не осознавал, что могу создать проект, который привнесет что-то новое.

Но, буквально через неделю после того как я побывал в Энгельсе. Я отправился в небольшой вело-тур через Мышкин, Борисоглебский и Ростов Великий.

И постепенно появилось осознание того, что надо не только снимать, но и делиться своими работами в сети. Тогда конечно никакого масштаба всё это не носило. Официальным стартом я бы считал блог в ЖЖ (сайт nalichniki.com появился только в 2010-м году), и плавно перетекло в фейсбук, вконтакт и инстаграм.

За 2, 5 года я собрал коллекцию более чем из 25 городов. Но даже этот факт пока не давал основания заниматься этим проектом вплотную, отложив все остальные дела.

– Я просто начал постепенно выкладывать всю эту красоту. Это был год 2008-2009. За 2, 5 года я собрал коллекцию более чем из 25 городов. Но даже этот факт пока не давал основания заниматься этим проектом вплотную, отложив все остальные дела.

Первая печатная публикация появилась только спустя пару лет. Романтичный заголовок «Чебоксарских окон негасимый свет» в газете «Советская Чувашия».

Не поверите, но статью можно найти до сих пор! :)

Конечно же, было очень приятно. Помню, их самих удивило такое количество красивых наличников, которое я обнаружил и выложил в своем блоге.

Вот эта публикация стала своего рода маячком. Знаком к радикальным действиям  и переменам.

Так вышло, что в 2011 году я поехал в Ивановскую область  в компании ребят из ВГИКА. Студенты второкурсники решили снимать 20-минутный фильм, пилотное название которого «Иваново Окно», про меня и мой, тогда еще весьма слабо развитый, проект. Так вот в самом конце фильма там была такая меланхоличная сценка, где я задумчиво смотрю в окно мутноватого плацкартного вагона а за кадром раздается философский вопрос, мол «Куда все это движется?» и в тот момент я так мечтательно, ни разу до этого момента не проговаривая эту мысль даже наедине с собой, сказал, что, наверное, было бы здорово взять и посчитать сколько в России городов, где можно найти красивейшие наличники, прикинуть бюджет, да и объездить их все, а потом с этими прекрасными снимками организовать выставку и побывать с этой выставкой во всех этих городах!

И с того момента, как я произнёс это, меня уже не покидала мысль, создать действительно масштабный проект, который раскроет истинную красоту резных произведений древнерусского зодчества, раскинутых по всей России и странам бывшего СНГ.

На данный момент моя коллекция насчитывает более 12 000 снимков из 225 населенных пунктов России. И поверьте мне, это только начало!

Верим! И следим за вашими успехами, Иван! Искреннее благодарю вас за уделенное  время и за поистине вдохновляющую беседу! Команда SIEGENIA желает вам удачи и творческих успехов.

Беседу провела Хаджиева Дарья,
Менеджер рекламного отдела SIEGENIA