Кузьма Стеклов. Пекин и Москва: особенности ипотеки (80)


← пред. след. →


А вот в Китае ситуация кардинально иная
. И в качестве доказательства я приведу (практически полностью и дословно) мой разговор с одним из сотрудников «Китайской ассоциации оконщиков», который куда-то нас подвозил несколько лет назад в Пекине.

Я: «А где ты живешь?» (ведь интересно же! – К.С.).
 
Он: «Год назад я уехал от родителей и купил однокомнатную квартиру.
Не в центре, конечно, но достаточно близко к нему. Да и метро рядышком».
Я: «И сколько тебе это стоило?» (быть может, этот вопрос и не очень приличный – но очень интересно, тем более что этот человек не занимал высокий пост в своей организации. – К.С.).
Он: «Ну, смотри. В моей новой квартире – 45 квадратных метров. Полная стоимость квартиры – 300 тысяч юаней (в то время 1 доллар стоил 7,75 юаней. – К.С.). Я заплатил 60 тысяч юаней – 20% от всей суммы – сразу. Занимал, конечно, у родственников и друзей. Ссуду на остальную сумму мне предоставил банк с рассрочкой на 20 лет. Сейчас каждый месяц я плачу полторы тысячи юаней. Потом, через несколько лет, конечно, будет меньше. Но пока достаточно тяжело, ведь моя месячная зарплата – 6 тысяч юаней. Даже про женитьбу пока не могу подумать!»
Я: «Что-то не могу я так быстро подсчитать проценты на банковскую ссуду, особенно в юанях».
Он: «Чтобы тебе было проще, давай так. Я получил от банка 240 тысяч юаней. Через 20 лет банк получит с меня 300 тысяч юаней. Представляешь, какой грабеж?»
Я: «Останови машину, пожалуйста».
Он: «Зачем?»
Я: «Останови. Я скажу тебе, какой процент сегодня платят в России».
Он остановил машину. Я ему сказал про существовавшие у нас в то время 13% годовых по ипотеке (сегодня, кажется, несколько больше).
Если ты настолько же тупой, как и я, читатель, и не смог также быстро подсчитать, перевожу с китайского – в Китае этот процент чуть больше 1% в год. Сказал я ему также про мечты нашего правительства установить этот процент около девяти (в не очень близкой перспективе).
Китаец поблагодарил меня за то, что я убедил его остановить машину – он не смог бы воспринять эту информацию спокойно и объективно – со 100-процентной гарантией безопасности дорожного движения.
Я, к сожалению, не смог ответить ему на вопрос, кто же такие квартиры покупает в Москве. И не захотел ответить на вопрос, кто же на этом наживается – политика, черт бы ее побрал! Хотя эти фамилии на слуху у всех москвичей. И жителей других городов тоже.
(Читатель, этот разговор происходил несколько лет назад. Но и тогда я имел в виду не только Лужкова и Батурину, а – по крайней мере – еще пару десятков фамилий.)
В пору всероссийского увлечения приключениями «русского Шерлока Холмса» – Эраста Петровича Фандорина, в одной из книжек о нем я вычитал следующую фразу, с которой и хочу начать рассказ о жизни в современном Китае (уже без привязки к строительству и оконным конструкциям):
«…Да и на рожу все одинакие, поди-ка разбери,
кто там у них Сунь-Вынь, а кто Вынь-Сунь».
Б. Акунин. «Нефритовые четки».

Ой, не прав был околоточный Небаба из повести Бориса Акунина! Очень они разные – эти китайцы. Как и у всякой нации, есть глупые и умные (и очень умные тоже есть), есть добрые и злые, стеснительные и наглые, бедные и богатые (и очень богатые тоже есть). Но главное – все чрезвычайно работоспособные и необычайно предприимчивые! 
Так вышло, что мне довелось за последние семь лет побывать раз пять в Пекине, трижды в Шанхае, дважды в Гонконге, по разу во многих других китайских городах и (условно) деревнях.

Поэтому, как мне кажется, могу попробовать описать как некоторую временную, так и пространственную динамику этой страны.



При перепечатке информации обязательна активная ссылка на www.tybet.ru

(Продолжение читайте 16 декабря.)


sepa, декабря 14, 2010 1:30 am
Господа, русская недвижимость - это пример государственной политики, цель которой одна - присунуть кому-то хибару и подсадить этого кого-то на ипотеку. И потом сосать кровушку.
Когда мне говорят, что квартира в Бланкенезе (район в Гамбурге на побережье Эльбы) стоит существенно дешевле трёшки в Бутово, я хочу сказать, что дЭбилы те, кто отдает свои деньги за Бутово!