Законодательство по энергосбережению в США, Европе и России. Различие в подходах к реализации (на примере рынка светопрозрачных конструкций). Часть III


I часть, II часть, III часть  

Александр СПИРИДОНОВ
Заведующий лабораторией «Энергосберегающие
технологии в строительстве»
НИИ строительной физики РААСН,
Президент Ассоциации АПРОК,
Лауреат Премии Правительства РФ

Игорь ШУБИН
Директор НИИ строительной физики РААСН,
Профессор,Лауреат Премии Правительства РФ

Четвертый этап (начался в 2009 году) мы выделяем по нескольким причинам.

Во-первых, в предыдущем году начался крупнейший после Великой депрессии 30-х годов прошлого века финансовый кризис, который уже в начале 2009 года очень негативно сказался на экономиках практически всех стран. Особенно сильно он отразился на финансовой сфере и строительной отрасли.

Казалось бы, все очень затратные проекты по энергосбережению в этот период должны были быть приостановлены или вовсе на время забыты, а компаниям следовало перейти на выпуск более дешевой и менее качественной продукции. Это, кстати, произошло в полной мере в России, в том числе и в оконной отрасли. Но не в большинстве развитых стран. Там еще помнят урок Великого кризиса 30-х годов прошлого века – выжили не те фирмы, которые удешевляли свою продукцию, а те, которые имели возможность вывести на рынок что-то новое, иногда – более дорогое, чем у конкурентов, но с лучшими потребительскими характеристиками.

Во-вторых, очень активно начала работать «Программа 20 – 20 – 20» Европейского Союза.
Основными целями программы Европейского Союза по энергосбережению и защите климата до 2020 года являются:

- снижение энергопотребления на 20% по сравнению с 1990 годом;

- сокращение выброса двуокиси углерода на 20% по сравнению с 1990 годом;

- увеличение доли использования возобновляемых источников энергии в общем энергетическом балансе до 20%.

Это общие для Евросоюза цели – каждая из стран, входящих в него, устанавливает собственные ориентиры. И разрабатывает программы, зачастую опережающие средние показатели по энергосбережению, установленные в «Программе 20 – 20 – 20». Так, Германия считает, что эта страна может стать «чемпионом мира по энергосбережению». Следует сказать, что немцы делают необычайно много в продвижении энергосберегающих технологий. Их перспективная программа значительно опережает установленные Евросоюзом цели.

«Программа 20 – 20 – 20» является первым этапом очень амбициозных планов, провозглашенных развитыми странами. Целью Европейского Союза является сокращение до 2050 года выбросов в атмосферу парниковых газов на 85 – 90% по сравнению с 1990 годом с учетом того, что к решению этой проблемы подключатся все индустриальные страны.

По оценке специалистов ЕС, выгоды энергетической безопасности стран Союза и изменения качества воздуха от выполнения перспективной программы к 2050 году будут заключаться в следующем:

  • экономия энергетических расходов в среднем в год между 2010 и 2050 годами от 175 до 320 млрд. евро (при первоначальных инвестициях в 270 млрд. евро);  
  • снижение потребления первичной энергии на 30% по сравнению с 2005 годом без сокращения объема энергетических услуг;  
  • более высокая безопасность энергоснабжения экономики ЕС (сокращение вдвое импорта нефти и газа по сравнению с 2010 г., экономия в 2050 г. 400 млрд. евро на оплате нефтяных и газовых счетов ЕС при сегодняшних ценах, страхование от экономического ущерба в результате возможных резких скачков цен на энергоносители);  
  • получение выгод, связанных с улучшением качества воздуха и здоровья населения в 27 млрд. евро в 2030 году и 88 млрд. евро в 2050 году.  

По оценкам европейских ученых до 80% сокращения сегодняшнего уровня выбросов двуокиси углерода и 20 % потребления энергии возможно за счет использования имеющихся в настоящее время технологий.

В-третьих, в глобальный процесс борьбы за энергосбережение и повышение энергетической эффективности своих экономик включились такие гиганты, как Россия и Китай.

Про нашу страну мы поговорим более подробно чуть ниже. Что касается Китая – это один из главных загрязнителей атмосферы. При огромных объемах производства, промышленные предприятия этой страны до последнего времени практически не обращали внимания на энергоемкость продукции – дешевизна рабочей силы компенсировала с лихвой излишние затраты на энергию. Именно поэтому то, что Правительство КНР провозгласило энергосбережение одним из приоритетов экономики, является необычайно показательным. Именно в Китае в последние годы проектируется и строится большинство зданий с использованием новейших достижений в области энергосбережения, включая и высотные здания с нулевым потреблением энергии. Причем, там работают практически все ведущие архитекторы мира. Именно в этой стране сегодня производится больше всего солнечных элементов последнего поколения. Именно китайцы сосредоточились в последние годы на покупке лицензий и (гораздо чаще) на привычном им копировании технологических новинок, направленных на экономию энергии в различных отраслях экономики. Зная о необычайной прагматичности руководителей и специалистов этой страны, можно констатировать, что они поняли, что политика энергосбережения – это очень надолго и, без сомнения, чрезвычайно выгодно.

В-четвертых, только сейчас стали рассматриваться и законодательные ограничения по применению в различных отраслях промышленности традиционных источников энергии. После сильнейшего землетрясения и катастрофического цунами в марте 2011 года в Японии, которые привели к разрушениям нескольких энергоблоков атомной станции Фукусима и сильнейшему радиационному загрязнению, протесты против дальнейшего развития ядерной энергетики активизировались не только в Японии, но и в большинстве стран Западной Европы. Это сделало необходимость развития использования нетрадиционных и альтернативных видов энергии еще более актуальным.

И в оконной отрасли активизировалась работа по повышению требований к светопрозрачным конструкциям. В соответствии с введенными в действие с октября 2009 года немецкими нормами EnEV 2009 коэффициент теплопередачи светопрозрачных конструкций должен быть не более 1.3 Вт/кв.м град (сопротивление теплопередаче – не менее 0.769 кв.м град/Вт). Был разработан и проект следующей редакции этих норм EnEV 2012, в соответствии с которыми коэффициент теплопередачи светопрозрачных конструкций с 1 января 2012 г. должен быть не более 0.8 - 0.9 Вт/кв.м град (сопротивление теплопередаче не менее 1.11 – 1.25 кв.м град/Вт). В большинстве других стран Евросоюза также принимаются нормативные требования, направленные на повышение теплотехнических характеристик светопрозрачных конструкций.

Все ведущие европейские производители профиля (Profine, Rehau, VEKA, SCHUECO, большинство других) уже разработали эффективные системы, позволяющие обеспечить новые требования по энергосбережению. Эти профили уже появились и в России. Кстати, в ряде европейских стран разработаны и планы по замене старых оконных конструкций на новые, более эффективные. Это хорошо и для производителей светопрозрачных конструкций – в ближайшие годы им обеспечена интересная работа.

Подобные программы существуют во многих странах. И, как правило, поддерживаются государством. Так, например, в США владельцам частных односемейных домов государство предоставляет налоговые вычеты на сумму в 1 500 долларов (что очень выгодно для тех, кто честно платит налоги), если они меняют старые окна на новые, превышающие установленные для данного региона теплотехнические требования.

А теперь перейдем к самому интересному – что же происходило в России, когда развитые страны активно развивали энергосберегающие технологии?

Следует признать честно – практически ничего. В 70-е годы мы только радовались повышению цены на нефть, в 80-е – была перестройка, а экономика просто рухнула, в начале 90-х – делили советскую собственность. Так вышло, что весь наиболее активный период создания новых энергосберегающих технологий мы проспали. И только в середине 90-х годов прошлого века и в России стали думать об экономии энергии.

В 1996 году был принят первый в современной России Федеральный закон «Об энергосбережении». В его подготовке и многих последующих шагах в этом направлении активное участие принимал Президент АВОК профессор Ю.А.Табунщиков.

К сожалению, этот закон так и не заработал фактически. Он изначально задумывался как «рамочный». Предполагалось, что в дальнейшем он будет развиваться за счет многочисленных подзаконных актов, предписаний, постановлений Правительства и Министерств. Практически ничего из этого перечня сделано не было. В этой связи можно констатировать, что до 2009 года реальной работы по энергосбережению в рамках правительственных и региональных программ не проводилось.

Только после того, как в 2009 году Президент обозначил энергосбережение и всемерную экономию энергии приоритетной государственной задачей появился и некоторый прогресс. Ниже приведены некоторые документы, которые должны обеспечить, по мнению государственных органов власти, снижение энергозатрат на 40% к 2020 году:

  • Федеральный Закон №261 от 23.11.09 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»;  
  • Федеральный Закон №184 «О техническом регулировании» (в редакции 28 сентября 2010 года, в которой введено понятие об энергетической безопасности);  
  • Федеральный Закон №384 от 30 декабря 2009 года «Технический Регламент «О безопасности зданий и сооружений»;  
  • Федеральный закон №123 от 22 июля 2008 года «Технический Регламент «О требованиях пожарной безопасности»;  
  • Приказ Минрегионразвития №262 от 28.05.10 года «О требованиях энергоэффективности зданий, строений и сооружений» (к сожалению, этот Приказ не был согласован Министерством юстиции РФ, в связи с чем 21 марта 2011 года на сайте Министерства регионального развития появился новый проект Приказа, где требования к светопрозрачным конструкциям были значительно снижены);  
  • Постановление Правительства РФ №18 от 25 января 2011 года «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, и требований к правилам определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов»;  
  • Постановление Правительства Москвы ППМ-536-ПП от 09 июня 2009 года «Энергосберегающее домостроение в городе Москве в 2010-2014 годах и на период до 2020 года».  

Решением Правительства РФ в 2010 года было создано Федеральное агентство по энергосбережению в составе Министерства энергетики РФ, которое должно координировать все работы, связанные с энергосбережением и экономией энергии в стране. Директивным порядком созданы региональные программы энергосбережения. Однако, пока они не блещут глубиной проработки и в худшую сторону отличаются от концепции и программ энергосбережения, разработанных в Европейском Союзе и США.

Одним из наиболее проработанных отечественных документов в области энергосбережения является Постановление Правительства Москвы ППМ-536-ПП от 09 июня 2009 года «Энергосберегающее домостроение в городе Москве в 2010-2014 годах и на период до 2020 года» и Постановление Правительства Москвы от 5 октября 2010 года №900-ПП «О повышении энергетической эффективности жилых, социальных и общественно-деловых зданий в городе Москве». Однако, в связи со сменой руководства города и эта программа пока отложена и не выполняется.

По-прежнему основной «технической» характеристикой для заказчиков (в том числе – и по государственным закупкам) для всех изделий является минимальная цена. Как всем очевидно, низкая стоимость – это синоним плохого качества и неудовлетворительных эксплуатационных и энергосберегающих свойств продукции. В частности, и светопрозрачных конструкций.

Несмотря на то, что законодательно (для Москвы) указанными выше Постановлениям Правительства города установлены очень высокие значения сопротивления теплопередаче светопрозрачных конструкций (не менее 0.8 кв.м град/Вт с 1 октября 2010 г., не менее 1.0 кв. м град/Вт с 1 января 2015 г., не менее 1.1 кв.м град/Вт с 1 января 2020 г) и они не выполняются. Хотя большинство серьезных оконных фирм способны производить продукцию с требуемыми с октября 2010 года показателями.

Более того, неопределенны и основные цели программы энергосбережения в России. Да, в качестве ориентира названа цифра экономии энергии в 40%. По сравнению с чем? Дело в том, что по данным Министерства регионального развития РФ (2010 г.) затраты на отопление в многоэтажных зданиях в среднем по стране превышает 300 кВт час/кв. м/год. Если «улучшить» эти показатели на 40% - получится примерно 180 кВт час/кв. м/год, что вдвое выше максимальных показателей согласно СНиП 23 02 «Тепловая защита зданий» и в несколько раз выше нормируемых значений в соответствии с европейскими требованиями.

К сожалению также, в отличие от европейских и американских программ все, что предлагается в России не предполагает серьезных льгот конечному потребителю, использующему более дорогую энергосберегающую продукцию, а также налоговых преференций ее производителям. Некоторые из региональных инициатив основаны не на снижении тарифов тем, кто модернизировал, например, здание, а на увеличении их для «штрафников». Как показывает зарубежный опыт, подобное «понуждение к энергосбережению» чрезвычайно малоэффективно. В то же время уже упомянутый пересмотр одного из основных разработанных документов – Приказа №262 Минрегионразвития – в сторону смягчения требований, наводит на грустные мысли.

К сожалению, иногда кажется, что единственное, что хорошо получается в России – создавать советы и комиссии (про это еще советский классик, высказыванием которого мы и завершаем эту статью, написал стихотворение «Прозаседавшиеся»). А результата – к огромному сожалению – пока никакого не видно.

Но пробовать и работать, конечно, нужно.

«У советских собственная гордость:
На буржуев смотрим свысока»
В.В.Маяковский


WDW, мая 12, 2011 11:09 pm
Спасибо!
Очень познавательно.  :idea:
и "за державу обидно" :evil:

Но при чем тут ФЗ№123 ;)