Корпоративная библиотека как эффективный инструмент повышения квалификации персонала


Сегодня, когда во всех сферах бизнеса нужны классные специалисты, корпоративные библиотеки становятся действенным инструментом повышения квалификации персонала. Держать постоянно обновляемый книжный фонд оказывается выгодно. С его помощью оптимизируются расходы на обучение: во-первых, даже совсем небольшая, но правильно подобранная коллекция изданий способна удовлетворить основные потребности сотрудников в получении информации, во-вторых, становится доступным получение знаний на месте, что называется, без отрыва от производства. К тому же книга – это «товар многоразового использования». Ее читают и по мере необходимости перечитывают, освежая знания, обнаруживая новые нюансы. Ее рекомендуют коллегам, на нее ссылаются в переговорах с клиентами.

Библиотеки необходимы компаниям, которые заинтересованы в профессиональном росте и мотивации сотрудников. Это не просто книгохранилище, не просто место, где работник будет оперативно получать дополнительную информацию по теме, которая его интересует (возможно, он оценит заботу фирмы, теперь ему не придется бегать по книжным магазинам в поисках нужной литературы и тратить собственные деньги). Это банк знаний, фундамент развития обучающейся организации, ее корпоративной культуры.

Цель корпоративной библиотеки – сэкономить время и средства компании при поиске нужной информации.

Вот почему многие компании и крупные корпорации выделяют это направление как одно из приоритетных в рамках работы по совершенствованию внутренних коммуникаций и развития персонала.

В словарях и энциклопедиях определение современных корпоративных библиотек звучит примерно так: корпоративная библиотека – важная часть системы образования сотрудников внутри компании. Она дает возможность любому человеку развивать свои компетенции неотрывно от выполнения своих должностных обязанностей, а также всегда иметь под рукой необходимую практическую и теоретическую информацию для повышения качества и эффективности собственной работы 

Люди читают бизнес-литературу для того, чтобы:
  • Быстро найти решение конкретной задачи;
  • Найти что-то полезное для профессионального роста, обновления компетенции;
  • Легче справляться с текущей работой;
  • Изучить историю успеха ведущих мировых компаний и их лидеров;
  • Быть в курсе современных бизнес-тенденций.
В советское время библиотеки были обязательным подразделением каждого НИИ, крупного завода, фабрики. Причем обслуживали они два направления: «технологические и управленческие аспекты деятельности предприятия» и «воспитание, досуг, самообразование» (так называемая «профсоюзная» библиотека). И хотя в те времена понятие «корпоратив» не существовало, именно эти библиотеки стали прообразом сегодняшних корпоративных библиотек. К сожалению, в 90-е годы отечественные производства в основном упадок, финансирование библиотек сократили, а многие книгохранилищ были вообще ликвидированы. И вот, после пятнадцатилетнего перерыва, с возрождением экономики, центры, которые аккумулируют специфическую информацию, вновь обрели актуальность.

Корпоративная библиотека компании «Виконда»

Корпоративная библиотека существует в компании «Виконда» уже более 5 лет. Все начиналось с нескольких книг, которые приобрели для себя руководителя компании.

На сегодняшний день библиотека насчитывает 56 книг и их количество постоянно растет.

Для чего нужна корпоративная библиотека?

Главные задачи и цели корпоративной библиотеки сводятся к следующему:
  • Повышение профессионального уровня сотрудников;
  • Источник эффективных управленческих решений;
  • Роль коллектора лучших практик в организации;
  • Опосредованное внедрение корпоративных стандартов (причем неформальными методами);
  • Инициирование самообразования;
  • Формирование учебной среды;
  • Отбор лучших профессиональных практик, технологий;
  • Повышение лояльности сотрудников – контент корпоративной библиотеки позволит сотрудникам почувствовать заботу компании.
Корпоративные библиотеки бывают разные

С точки зрения целевого назначения они подразделяются на информационно-справочные, развивающие функциональные компетенции сотрудников, и развлекательные. По форме могут быть «бумажными», электронными и комбинированными. И содержательность библиотеки, и ее форма определяются особенностями компании, в том числе наличием (или отсутствием) финансовых, кадровых и временных ресурсов.

Как заинтересовать сотрудников читать больше?

  • Попросите сотрудников делать закладки с пометками на интересных идеях;
  • Попросите всех, кто пользуется книгами, писать для них короткую рецензию или выписывать основные положения, затем эту информацию можно разослать по электронной почте другим работникам для ознакомления или даже организовать выступление с презентацией идей;
  • Установите красивую полку или книжный шкаф на видном месте – пусть коллекция книг станет гордостью;
  • Предоставьте библиотеке официальный статус, обеспечив поддержку бюджетом.
Прежде всего, подбор материала должен быть нацелен на решение задач компании. Поэтому нужно, чтобы тематическая литература обеспечивала информацией определенные направления работы (например, управленческие процессы, производство, сбыт), а не только служила ознакомлению руководства или сотрудников с новинками.

Как приобрести книги для библиотеки?

Мы следим за всеми новинками бизнес-литературы на портале издательства «Манн, Иванов и Фербер». Это издательство печатает только максимально полезные книги. Также за новинками можно следить на сайте издательства «Альпина Паблишер». После того как мы выбрали книги, которые нас интересуют, мы их заказываем на сайте kniga.biz.ua.

От возникновения идеи создания корпоративного книжного фонда до ее полного воплощения нужно пройти не такой уж долгий путь. А результат окупит старания с лихвой. Система информации и коммуникации лежит в основе всех внутренних бизнес-процессов организации, и от того, насколько эффективно она работает, зависит не только психологический климат, уровень корпоративной культуры, но и результативность бизнес-процессов. Понимая это, сегодня сотни компаний налаживают деятельность собственных библиотек.


Подготовила специалист отдела развития компании «Виконда» Жемель Ксения


Ирина Фенске, ноября 26, 2013 9:23 pm
Молодцы, Виконда рулит!!!
sepa, ноября 27, 2013 11:56 am
"На сегодняшний день библиотека насчитывает 56 книг ...."

В шкафу напротив меня книг так 100 и что?


"на портале издательства «Манн, Иванов и Фербер». Это издательство печатает только максимально полезные книги".

Максимально полезные книги? Это что такое?
Vadim Kaznovsky, ноября 28, 2013 1:29 pm
Хорошее, бесспорно, начинание. Но вот читают ли книги сотрудники?

В аннотациях новых изданий сегодня можно прочитать, что каждая, без исключений, книга является панацеей от всех бед. Прочитав, реально 98% оставляют после себя грустное впечатление. Данность такова, что главным результатом печати любой книги является не ее ценность и утилитарность, а количество продаж самой книги. То есть самоцель книги не обучение или донесение информации, а продажа. Бизнес сейчас такой очень развит.

Кстати, согласен, как определить "максимальную полезность"? :)
Сергей Алексеев, декабря 1, 2013 8:33 pm
Цитата
Ирина Фенске пишет:
Молодцы, Виконда рулит!!!
1 декабря
С Днём Рождения креативщики!!!!!!!!!!!!