Окна в сакральной архитектуре. Часть 3


Окна в сакральной архитектуре. Часть 3

Исследования священных предметов показывают, среди прочего, значительное изменение типов окон, используемых в сакральных объектах. В настоящее время строится много новых церковных зданий, в которых применяются окна из ПВХ. Уместен ли пластик в храмовой архитектуре? Как поступать с историческими окнами, не подлежащими реставрации? Можно ли сделать витражи энергоэффективными? Что стоит учесть архитекторам при проектировании современных сакральных объектов?

Своим опытом в теме остекления храмов делятся эксперты компаний SIEGENIA и Winkhaus (производители фурнитуры для окон и дверей), VEKA Rus и Deceuninck Rus (производители профильных систем из ПВХ), «Термо Глас» (производитель стекла с электронагревом).

Продолжение статьи: Окна в сакральной архитектуре. Часть 2

Витражи в сакральных зданиях

Витражи в священных зданиях выполняют функцию остекления, изолирующего интерьер от окружающей среды, являются его декоративными элементами и привносят сакральный и патриотический смысл в пространство объекта. Возможности теплоизоляции витражей, представленные одинарным остеклением – поскольку этот метод чаще всего использовался в прошлом – были незначительными, поскольку как отдельные слои стекла, так и используемое для их соединения олово, имеют относительно низкий коэффициент сопротивления теплопередаче. Кроме того, с течением времени, главным образом под воздействием ветра и из-за частых и значительных изменений температуры, их деформация и разгерметизация стыков стекло-олово происходили в такой степени, что это не только позволяло беспроблемное проникновение воздушному потоку, но и попаданию воды в интерьеры храмов. Такие условия работы витражных конструкций также вызывали их быстрое разрушение.

Для улучшения теплоизоляционных свойств окон и защиты витражей от погодных условий – главным образом от ветра – начали устанавливать перед витражами дополнительные окна (снаружи). Это дизайнерское решение радикально улучшило как теплоизоляцию объекта, так и защиту витража от повреждений. В настоящее время требования к теплоизоляции зданий и ожидания по тепловому комфорту людей, находящихся в них, настолько возросли, что такого решения уже недостаточно.

Окна в сакральной архитектуре. Часть 3

На вновь построенных объектах наиболее распространенным решением для оконных конструкций является рама, как минимум, с однокамерным стеклопакетом + витраж, установленный в различных конфигурациях. В течение нескольких лет все более распространенным способом установки витражей является интеграция их внутри стеклопакета. Такое решение гарантирует как очень хорошие тепловые параметры окна, так и защиту витражей от повреждений, что было недостижимо при предыдущих способах сборки. Ещё более современным решением являются стеклопакеты с электронагревом, параллельно выполняющие роль отопительных приборов. Благодаря этому увеличивается сохранность витражей, исключается выпадение конденсата.

Стоит отметить, что не последнюю роль играет обрамление витражных и обычных окон, которые создают целостный эстетический образ светопрозрачной конструкции. Современный оконный рынок уделяет большое внимание аспекту красоты, что особенно импонирует сакральной архитектуре.

«Сейчас существуют технологии изменения внешнего вида профиля с учетом любых требований к эстетике помещения: это ламинация/выкрас профилей практически в любой цвет, а также возможность придания нужной текстуры поверхности вне ущерба целостности восприятия архитектурного облика, а прочностные свойства некоторых профилей в состоянии решать задачи, которые ставятся и перед несущими конструкциями. Наряду с этим, стекла с электронагревом прекрасно сочетаются в конструкциях с декоративной раскладкой или витражным остеклением, которое широко используется в культовой архитектуре», – подчеркнул Константин Нагдасёв, директор по развитию ООО «Термо Глас».

Замена окон, не подлежащих реставрации

По всей территории РФ расположено множество сакральных объектов, имеющих очень большой срок службы. Закономерно, что оконные блоки, изготовленные столетие тому или даже более, нуждаются в реставрации. К сожалению, не всегда это возможно реализовать и единственным выходом является замена окон.

Окна в сакральной архитектуре. Часть 3

Сергей Ельников, руководитель направления PR и коммуникаций VEKA Rus, рассказал: «Проблеме реставрации окон или их замены в исторических зданиях посвящена отдельная книга «Современные окна для исторических зданий и памятников архитектуры» (авторы И.В. Борискина, А.С. Исайкин, А.Е. Балакина), изданная в 2019 году при поддержке компаний VEKA и SIEGENIA, и с большим интересом встреченная сообществом реставраторов и архитекторов.   Существует несколько «степеней защиты» окон в исторических зданиях. В первом случае окно заменять нельзя, необходимо его максимально щадяще восстановить, не вынимая из стены и не меняя ничего в самом окне. Во втором случае оконный блок меняется на новый, но при этом сохраняется как композиционный рисунок окна, так и материал, из которого оно изготовлено. И, наконец, возможен вариант, когда старое окно заменяется новым, при этом рисунок окна сохраняется, но материал переплёта может быть изменён – например, на пластик. Как видно, если точно исполнять все требования, то нет никакой угрозы ни стилю, ни эстетике».

Валерий Козионов, технический эксперт ООО «Декёнинк Рус», рекомендует: «В качестве альтернативы могут использоваться ламинированные окна, причем это не только аналогия цвета, но и фактуры; а также системы ретро профилей, включающие специальные декоративные накладки на профиль, капельники, самоклеящиеся фальш-переплеты, элементы внутренней раскладки стеклопакетов. Все эти элементы могут максимально приблизить новое окно к заменяемому оригиналу без внесения диссонанса в архитектуру храма».

Окна в сакральной архитектуре. Часть 3

Проблемой, как для новых, так и для исторических церквей, являются витражи – сложно говорить об их замене в этом случае, потому что в прошлом они были значительным вложением прихода и украшали интерьер. Как вариант, можно использовать решения в виде дополнительных внешних окон. Представляется целесообразным устанавливать однокамерные стеклопакеты во внешних окнах, что увеличивает инвестиционные затраты, но значительно снижает будущие эксплуатационные расходы объекта.

Роман Пискарев, руководитель отдела по обучению и техническому сервису SIEGENIA GRUPPE в России, отметил: «В действительности, окно является одной из наименее долговечных частей здания, и можно назвать лишь единичные памятники, где исторические оконные заполнения сохранились хотя бы частично. Есть две стратегии модернизации заполнений: к первой относится модернизация окон при сохранении фасада, ко второй – модернизация окон с сохранением интерьера здания. В первом случае новые окна монтируют во внутреннем периметре здания, оставляя исторический фасад нетронутым, во втором – во внешнем периметре».

Уместен ли пластик в храмовой архитектуре?

В России сегодня строится много храмовых зданий. Вопрос выбора материалов для окон в них определяется множеством факторов: климатическими условиями, архитектурным окружением, нагрузками и воздействиями внешней среды, региональными традициями, вкусовыми предпочтениями заказчика. Вокруг пластиковых окон в исторических зданиях много лет ведётся активная дискуссия. Ведущие производители рынка профильных систем из ПВХ приводят свои аргументы.

Окна в сакральной архитектуре. Часть 3

Эксперт компании VEKA: «Из хорошего ПВХ-профиля можно сделать прекрасные окна с широкими возможностями в области функциональности и дизайна, потому, я думаю, что никаких ограничивающих факторов для ПВХ здесь нет. Пластик уместен, если это не противоречит охранному статусу объекта. Окна из ПВХ профиля могут иметь самый разнообразный дизайн и великолепно вписываются в любую архитектурную стилистику, в том числе стилистику православного храма. Это касается не только окон, но и вообще любых материалов, применяемых в храмовом строительстве. Священник Леонид Калинин, бывший в 90-е годы Руководителем Координационной группы специалистов по воссозданию Храма Христа Спасителя в Москве, в ответ на упрёк, что при росписи храма использовалась не масляная живопись, но современная техника, сказал буквально следующее: «Мы были бы счастливы расписать весь храм темперой на любой связующей основе: будь то яйцо или акрил. Главное, чтобы было прочно, и пигмент был натуральным. Церковь с радостью приемлет любые достижения науки, если они не противоречат канонам и не портят качество». Пластик не противоречит канонам и совершенно не портит качество, а потому его использование в храмовом строительстве у здравомыслящих людей (в том числе священнослужителей) никаких возражений не вызывает».

Эксперт компании Deceuninck: «Согласно православной традиции, предпочтение следует отдавать природным материалам, в том числе камню и дереву (п. 6.23 СП 31-103-99). Тем не менее, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечает: «Современная храмовая архитектура призвана учитывать в своем развитии принцип гармонического сочетания новых форм и стилей с уже устоявшимися в истории традициями зодчества». Полагаю, это может относиться и к материалам для строительства храмов, включая и материалы для окон. Храмовая архитектура всегда выражала один и тот же образ «Царства Небесного», но различными средствами, соответствующими умонастроениям эпохи и людей, избиравших эти средства выразительности в соответствии со своими представлениями о Красоте. И для Церкви принципиально не имеет значения, каковы эти средства. Если материал оконной рамы будет из ПВХ с соответствующей ламинацией, например, под дерево, с замечательной теплофизикой, многоуровневой системой уплотнителей, с высоким уровнем шумоизоляции, в комбинации с многофункциональными энергоэффективными стеклопакетами, то кто сможет это квалифицировать, как несоответствие канону? Да и зачем, если это решение не менее красивое, более дешёвое и долговечное. Эти свойства помогают не только подчеркнуть целостность образа Храма, но и сохранить его убранство».

При остеклении подобных зданий используются пластиковые окна наивысшего качества. Установка окон приравнивается к реконструкции.

Окна в сакральной архитектуре. Часть 3

«Примерами использования окон из ПВХ профилей Deceuninck, среди прочих являются Преображенский храм на территории духовно-просветительского и благотворительного центра «Благовест» в г. Жуковский Московской области и Приходская деревенская церковь в Касимово, Рязанская область. Один из последних реализованных проектов – Женский Иоанно-Предтеченский монастырь. В историческом здании были установлены окна из давно зарекомендовавшей себя на рынке профильной системы «Фаворит». Эти ПВХ системы соответствуют всем требованиям исторических объектов. Такие окна сохраняют тепло в помещении благодаря 5-камерному профилю, выдерживают температуры от -60 °C до +75 °C, обладают высокими показателями по шумоизоляции (до 40 Дб)», – уточнил Валерий Козионов.

Рекомендации архитекторам при проектировании/модернизации остекления храмов

Изложенная в этом цикле статей информация о различных функциях, которые окна, в том числе витражные, выполняют в священных зданиях, сигнализирует о некоторых проблемах, которые следует учитывать при проектировании остекления храмов. Многолетний опыт и сотрудничество в различных проектах высокой сложности позволяют экспертам рынка давать рекомендации на начальном этапе планирования установки окон и изготавливать их таким образом, чтобы гарантировать функциональность и высокие художественные ценности светопрозрачных конструкций.

Окна в сакральной архитектуре. Часть 3

Константин Нагдасёв, Термо Глас: «В первую очередь, принимать во внимание новейшие разработки в области специальных стекол и материалов профилей конструкций. Во-вторых, применять такие решения в своих проектах, с учётом положительного их опыта применения. В-третьих, порой отходить от привычного восприятия качеств, вещей: например, стекла – как исключительно холодного материала, а ПВХ – как материала с ограниченными прочностными или эстетическими свойствами. Наша компания предлагает свои продукты в рынке с 2011 года и за плечами уже порядка тысячи реализованных проектов различной сложности и объёма: это и обзорные стекла навигационной вышки аэропорта «Соловки», и стекла башен управления шельфовыми установкам по добыче нефти в Баренцевом море, множество стеклянных кровель и куполообразных зенитных фонарей. А один из проектов, над которым мы работаем в настоящее время, – упрочненное стеклянное покрытие из триплекса с электронагревом над археологическим раскопом в центре г.Коломны, по которому жители и гости города могут спокойно прогуливаться и наблюдать за историческим наследием своими глазами. Основываясь на нашем перекрестном партнерском опыте с производителями оконных конструкций и участии в различных отраслевых проектах, хочется пожелать архитекторам и проектировщикам больше обращать внимания на возможности современных технологий. Учитывая специфику нашего инновационного продукта, который совершенно незаметным образом положительно влияет на микроклимат здания, полагаем, что стеклопакеты и триплекс с электронагревом могут получить гораздо более широкое применение в сакральной архитектуре».

Валерий Козионов, Deceuninck: «Современным архитекторам при обращении к теме храмового зодчества следует иметь в виду, что здесь свобода архитектурного творчества должна осуществляться в границах канона и традиции. Новации возможны, но они не должны вступать в противоречие с традиционными решениями, которые и стали таковыми ввиду максимально возможной адекватности языка архитектуры внутреннему содержанию религии, ее догматам. Одним из образов присутствия Божия на земле, Его Творения, является Красота. Однако свойство этой Красоты – божественное, неотмирное и вечное, не подверженное влиянию переменных земных вкусов и пристрастий. Выражаться подобная Красота в храмовой архитектуре может через соразмерность, гармонию целого и частей, пропорциональном единстве всего сооружения, включая оконные проемы и сами окна. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие» (Пс. 126.1). С целью более полного раскрытия темы архитекторам и проектировщикам следует пользоваться Пособием в трех томах «Православные храмы», разработанного Архитектурно-художественным центром «Арххрам» под авторством М.Ю. Кеслера».

Окна в сакральной архитектуре. Часть 3

Сергей Ельников, VEKA: «Отказаться от обязательного использования решёток на окнах, и вместо них обратить внимание на противовзломную фурнитуру. Практика показала, что её использование гораздо более эффективно и безопасно, чем механическое загораживание окна. Изобразительному языку унаследованной нами византийской традиции свойственно стремление к свету и красоте, а потому можно смело проектировать окна больших форматов, чаще использовать витражи, шире применять окна из цветных профилей, окна нестандартных форм и размеров. И, конечно, в церкви можно и нужно использовать элементы «умного дома», прежде всего, для сохранения комфортного температурно-влажностного режима. Думаю, что всё активнее будут использоваться технологии BIM, где VEKA уже представлена всем своим ассортиментом. В общем, будущим храмоздателям хочется пожелать работать профессионально и активнее использовать современные технологии, сохраняя при этом вкус и уважение к нашей исторической традиции».

Подготовлено пресс-центром tybet.ru/WinAwards.

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru