Замена окон в школе – поучительный опыт европейского рынка


Замена окон в школе – поучительный опыт европейского рынка

Завершился период летних каникул – времени, когда в школах ведутся интенсивные ремонтные работы, в том числе замена окон. Разнообразный характер зданий, нехватка ресурсов и тендерные процедуры, в которых все еще присутствует критерий «самой низкой цены», не способствуют выполнению задач, связанных с остеклением, и учебные заведения часто получают изделия, которых там не должно быть.

Тема качества школьных окон поднимается ежегодно и оставляет желать лучшего не только в России, но и в странах ЕС. Хотя европейские требования к остеклению в некоторой степени отличаются от российских, тем не менее, многие аспекты резонируют с нашим рынком. Представляем поучительный кейс польского отраслевого портала Oknotest.pl.

Особенности школьных окон – вызов для подрядчика остекления

Школьные помещения расположены в разных зданиях. Многие из них, а может быть, и большинство, существуют десятилетиями и часто местом размещения учебного заведения является объект, имеющий статус памятника. В этой ситуации сложно говорить о характерных типах школьных окон. В спецификациях и сметах указаны как окна, увенчанные причудливыми арками, реконструкция которых сама по себе является дорогостоящей задачей, так и оконные блоки, представляющие собой сложную комбинацию фиксированных стоек и горизонтальных элементов, разделяющих плоскость конструкции на множество участков с различными функциями открывания.

Кажется, что единственным элементом, объединяющим все школьные окна, является размер остеклённых поверхностей. Окна в школах действительно очень большие, что поясняется высотой и габаритами классных комнат, рассчитанных на большое количество людей. Они должны впускать достаточно здорового естественного света, чтобы сидящие даже за наиболее удалёнными от окон партами не напрягали зрение.

Замена окон в школе – поучительный опыт европейского рынка

Разнообразие оконных конструкций, а также техническое состояние школьных зданий и условия локализации означают, что замена окон в европейской школе может быть не только технической, но также формальной и юридической проблемой, если принять во внимание содержание применимых технических и строительных норм и положений, касающихся правил внедрения строительных продуктов в товарооборот.

Стоит прочесть: Эксперты Премии WinAwards Russia советуют, какие окна нужны российским школам 21 века

Требования к остеклению в ЕС не на пользу школам

Минимальные требования, которым должны соответствовать окна, установленные в зданиях в Польше, в том числе в школах, изложены в Постановлении министра инфраструктуры о технических условиях, которым должны соответствовать здания и их расположение. В случае, если окна в учебном заведении должны удовлетворять дополнительным требованиям, не указанным в технических условиях, или если уровень требований должен быть выше, чем указано в регламенте, заказчик должен предоставить специальные указания в этом отношении в спецификации основных условий контракта.

Порядок размещения СПК на европейском рынке указан в Законе о строительной продукции и Регламенте строительной продукции CPR (Construction Products Regulation), устанавливающих гармонизированные условия для маркетинга строительной продукции. Чтобы разместить окно на рынке, то есть сделать продукт доступным на рынке ЕС впервые, производитель должен составить декларацию потребительских качеств и нанести на изделие маркировку CE, которая указывает, что производитель несет ответственность за соответствие его продукции заявленным техническим характеристикам.

Замена окон в школе – поучительный опыт европейского рынка

Декларирование уровней эффективности СПК основано на результатах первоначального типового тестирования (ITT) образцов продукции, заказанных производителем в нотифицированный орган, или в каскадной системе результатов испытаний. Этот механизм действует годами и, хотя он хорошо работает в отношении окон, установленных в жилых домах, но из-за разнообразия оконных конструкций, он может вызвать множество осложнений в случае замены остекления в школах. Это поясняется тем, что образцы продукции, отправленные производителями на тестирование, редко соответствуют конкретным характеристикам школьных окон.

Школьные окна открывают путь для эффективной рыночной конкуренции

Глядя на изображения окон в школьных зданиях, создается впечатление, что попытка определения эксплуатационных свойств значительной части из них на основе тестирования типовых образцов, указанных в стандарте на продукцию, напоминает попытку описания характеристик рабочей лошади по результатам заездов скаковых лошадей. К сожалению, именно это делают большинство компаний, подающих тендерные заявки на получение контрактов на остекление школ, что может означать, что учебные заведения также получают окна, которые из-за их характеристик не должны использоваться в них. Как можно это исправить?

Стандарт продукта определяет «репрезентативные образцы», что не означает, что он каким-либо образом ограничивает возможность тестирования других моделей окон. Когда намерение оконной компании состоит в том, чтобы выпускать конструкции, которые используются в школьных помещениях, для обоснованного определения их функциональных свойств производитель может и должен разработать соответствующие образцы, отправив их для первоначальных типовых испытаний в лаборатории уполномоченных органов. Таким образом, решение простое, хотя из-за общего нежелания выполнять оконные тесты, им в то же время пренебрегают, используют редко и только те компании, которые правильно понимают взаимосвязь между полезностью продуктов и повседневным практическим использованием оконных технологий.

Замена окон в школе – поучительный опыт европейского рынка

В группу компаний, уделяющих должное внимание тестированию продуктов, безусловно, входят лидеры рейтинга Pro Quality по версии Oknotest.pl. Производитель ПВХ окон TEAM-PLAST стремительно вошёл в группу лидеров данного рейтинга. Его высокая позиция не удивительна, поскольку видно, что он фокусируется на исследовании полезности оконных конструкций как факторе, который открывает путь для эффективной рыночной конкуренции, основанной на доказанных преимуществах оконных и балконных блоков.

Стоит прочесть: Лучшие комплектующие для школьных окон по версии ключевых системодателей России. Часть 1

Как ПВХ профиль влияет на характеристики школьного окна

Благодаря присутствию компании TEAM-PLAST в рейтинге в распоряжении Oknotest.pl имеются два отчета Мобильной лаборатории строительных технологий MLTB о предварительных испытаниях оконных конструкций, которые можно отнести к классу «школьные окна». Отчеты показывают уровни потребительской полезности двухрядных, трехстворчатых окон, в которых все секции оснащены фурнитурой с поворотной, откидной или поворотно-откидной функцией. Важно и похвально то, что компания проанализировала эффективность аналогичных окон, изготовленных из различных систем ПВХ-профилей. Окна TEAM OPEN выполнены на основе системы VEKA SOFTLINE 76 AD, а окна TEAM SELECT – системы GEALAN S 9000.

Замена окон в школе – поучительный опыт европейского рынка

Как видно из таблицы, уровень сопротивления ветровой нагрузке обеих оконных конструкций абсолютно одинаков. Класс C3 означает, что относительный фронтальный прогиб наиболее деформированного оконного элемента на 1/300 его длины будет происходить при давлении ветра 1200 Па, что соответствует скорости ветра 158 км/ч. Обе оконные конструкции, подверженные временным ветровым нагрузкам, обладают относительно высокой жесткостью.

Намного лучший уровень водонепроницаемости демонстрирует оконная конструкция TEAM SELECT, которая остается герметичной под воздействием ветра, дующего со скоростью 185 км/ч. В свою очередь, TEAM OPEN сохраняет водонепроницаемость при скорости ветра 112 км/ч. Это также очень хороший уровень герметичности для окон из ПВХ сложной конфигурации. Однако этот показатель заметно хуже, чем у протестированного конкурента.

Эталонная проницаемость для оконных и балконных блоков, определяемая значением коэффициентов Q, – это воздухопроницаемость по отношению к общей площади окна и длине линии контакта оконной створки с рамой при давлении 100 Па. Важным параметром, определенным в ходе лабораторных испытаний, является Q100L, который показывает поток воздуха, который проходит через 1 м линии соприкосновения оконной створки с рамой в течение часа – отсюда его единица измерения [м3/мч]. Окно Класса 3 имеет воздухопроницаемость от 0,76 до 2,25 м3/мч, Класса 4 – не более 0,75 м3/мч. Сравнивая конкретные модели, может оказаться, что энергосберегающие окна существенно различаются в этом аспекте – несмотря на то, что оба характеризуются воздухопроницаемостью 4 класса. Добавляя к оценке герметичности эталонную проницаемость, становится очевидным, что окна TEAM SELECT в этом отношении превосходят окна TEAM OPEN.

Замена окон в школе – поучительный опыт европейского рынка

К сожалению, не представилось возможности сравнить функциональные свойства, на которые влияют другие комплектующие окна. Однако, можно предположить, поскольку в обеих оконных конструкциях используется одна и та же система фурнитуры, от которой будут зависеть уровень механической прочности и величина эксплуатационных нагрузок, они должны быть подобными, если не на том же уровне. Это немаловажно, потому что механическая прочность для школьного окна является важной характеристикой, связанной с безопасностью использования, а величина рабочих усилий определяет комфорт обслуживания во время эксплуатации.

Обобщая этот краткий анализ характеристик «школьных окон», изготовленных и испытанных TEAM-PLAST, можно сказать, что модель TEAM SELECT предназначена для объектов, где большее значение придается энергоэффективности и герметичности, в то время как TEAM OPEN – это более экономичный продукт, отвечающий техническим требованиям, но не стремящийся побить рекорды, уделяя больше внимания долгосрочной эффективности.

Чтобы последний звонок для школьных окон не прозвенел раньше времени

Обычно период принятия институциональными инвесторами решений о замене остекления школ начинается в преддверии последнего звонка. Однако и после 1 сентября эта тема не менее важна, потому что именно во время учебного года становится понятным, насколько новые окна справляются со своей задачей.

Замена окон в школе – поучительный опыт европейского рынка

Планируя замену остекления школ, не забывайте, мы много времени проводим на работе и учебе, а хорошие окна могут сделать это время более комфортным для всех – и учеников, и педагогов. Для учебных заведений не подойдут «любые» окна, а исключительно те конструкции, которые получили хорошую оценку по результатам типовых испытаний лаборатории нотифицированного органа, имеют необходимые сертификаты, подтверждающие экологичность и потребительскую ценность продукта, а также техническую квалификацию производителя. Ориентируйтесь на ответственных поставщиков окон и комплектующих, которые не аргументируют только ценой.

Стоит прочесть: Лучшие комплектующие для школьных окон по версии ключевых системодателей России. Часть 2

Подготовлено пресс-центром tybet.ru/WinAwards по материалам Oknotest.pl.

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru