Татьяна Бармина: «В стране нет условий для внедрения профстандартов с завышенными требованиями к квалификации»


В апреле сразу во втором и третьем чтении Госдума приняла поправки в Трудовой кодекс РФ, которые с 1 июля 2016 г. изменят жизнь всех работодателей. О том, почему  бизнесу придется учитывать новые требования при приеме на работу сотрудников самых различных специальностей, а также проводить кадровые перестановки и раскошеливаться на переподготовку или обучение, читайте в статье информационному порталу «Саморегулирование» директора НП СРО «Объединение строителей Астраханской области» Татьяны Барминой.
 
Суть реформы заключается в обязательности применения с 01.07.2016 профессиональных стандартов труда рабочих, специалистов и руководителей. Для строителей эти стандарты разработаны НОСТРОЙ и утверждены Минтруда РФ.

Прогнозируемые последствия обязательного применения профстандартов в строительстве уже сейчас вызывают серьезные опасения. Начнем с рабочей специальности. С июля 2016 года, чтобы иметь 5 разряд монтажника опалубочных систем, необходимо среднее профессиональное образование и стаж более 10 лет. С учетом того, что разряду соответствует размер заработной платы, наличие такой перспективы сократит ряды желающих стать рабочим.

Теперь ИТР. Например, из стандарта «специалист по охране труда» следует, что стать специалистом 1 категории без высшего образования и без стажа в 6 лет с июля 2016 года будет невозможно. Если по рассмотренному стандарту ясно, как медленно, но уверенно двигаться по служебной лестнице, то откуда берутся гидротехники сразу со стажем в 3 года, неизвестно. А главное кто они: рабочие или ИТР? В стандарте нет ни разряда, ни категории.

Далее: профессиональный стандарт руководителя строительной организации – без деления на субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства. Образование – только специалитет и магистратура. Стаж работы от 5 лет. Если для крупного предприятия, перед которым стоят глобальные задачи планирования и управления, такие требования легко выполнимы, то зачем ИП, занимающемуся врезкой дверных замков на суб-субподряде, 5 лет стажа по 7 уровню квалификации? Ведь, как прямо указано в Приказе Минтруда, – 7 уровень для крупных предприятий.

Разберем ситуацию: вы окончили институт и стали бакалавром – гидротехником. На работу вас не взяли – нет стажа, сами себя тоже трудоустроить не можете, в том числе и по причине недостаточности уровня образования. В условиях сложной экономической ситуации с такими профессиональными стандартами можно поставить «крест» на малом бизнесе в строительстве. Ну а выпускники школ, перед тем как пойти в строители, глубоко задумаются о своем выборе профессии.

Кроме того, при рассмотрении требований по стажу для ИТР и руководителя, возникает вопрос: кем нужно начать трудовую деятельность, чтобы через 3 года занять руководящую должность, а через 5 лет стать руководителем? Точно ни инженером по охране труда, который за такой период работы может претендовать только на 2 категорию специалиста.

В соответствии с Градостроительным кодексом высокие требования по опыту работы в 5 лет и наличию высшего профессионального образования предъявляются только к генподрядчикам. Руководители субподрядчиков в настоящее время могут иметь стаж от 3 лет и среднее профобразование. По результатам анализа квалификации руководителей наших партнеров сложилась следующая ситуация: только 49% соответствуют квалификационным требованиям профстандарта. Оставшимся необходимо срочно искать деньги и доучиваться или переучиваться. Учитывая, что специалист, имеющий непрофильное образование, в настоящее время может получить профильное при поступлении в соответствующую магистратуру, где учиться 2-3 года, к 1.07.2016 он уже не успеет получить нужное образование. С бакалаврами такая же ситуация. Этого высшего образования будет недостаточно даже для того, чтобы руководить самим собой в случае предпринимательства без образования юридического лица.

А теперь о России в целом. Оценить масштабы реформы трудового законодательства можно по данным статистики: на 01.01.2014 года в РФ было зарегистрировано около 218 тыс. строительных предприятий, из них 214 тыс. предприятий являются частными. В СРО состоит 121 тысяча членов, т.е. только 56%.

Установленные профстандартом более жесткие требования к руководителям приведут к непрогнозируемым последствиям в отрасли, представители которой вынуждены будут выложить крупные суммы на переподготовку, а если вы бакалавр, или закончили только техникум – колледж, то все равно уже опоздали. В условиях кризисной экономики, когда бизнес выживает, а не развивается, жесткое регулирование кадрового обеспечения приведет в первую очередь к свертыванию деятельности представителей малого бизнеса.

Еще один вопрос: что делать с 01.07.2015 оставшимся 44% строительных организаций, не вошедших в СРО? Среди них соответствие требованиям профстандартов в разы ниже, чем у членов СРО…

Считаю, что в России в настоящее время не созданы условия для внедрения профессиональных стандартов с завышенными требованиями к квалификации. Я предлагаю НОСТРОЙ подумать о реальной помощи строительному сообществу и выступить с инициативой о поэтапном введении профстандартов: в 01.07.2016 только в государственных и муниципальных структурах, с 01.07.2018 для генподрядчиков, выполняющих государственные и муниципальные заказы, а с 2020 года для всех коммерческих организаций. Кроме того, НОСТРОЙ должен актуализировать содержание профессиональных стандартов с учетом привлечения молодых специалистов в отрасль, а также развития малого бизнеса.

Еще на заре реформы профессиональных стандартов НОСТРОЙ определял приоритетным направлением своей деятельности «привлечение в отрасль молодых специалистов, их аттестации с одновременной отменой норм, препятствующих их трудоустройству в строительные организации». Рабочей группой Экспертного Совета НОСТРОЙ был разработан законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс в части допущения учета в составе квалификационного состава работников молодых специалистов. Затем, этот законопроект в 2014 году был включен в перечень планируемых к продвижению НОСТРОЙ инициатив. Однако он не принят, заявленные цели так и не были достигнуты.  Между тем, НОСТРОЙ совместно с НИИ Труда координирует и финансирует разработку профессиональных стандартов и имеет возможность реального влияния на их содержание и правила применения.