20 лет на рынке ПВХ-профиля. Интервью tybet.ru с основателем компании «ЭксПроф» Василием Бочкарёвым


20 лет на рынке ПВХ-профиля. Интервью tybet.ru с основателем компании «ЭксПроф» Василием Бочкарёвым

Фото: «ЭксПроф». Председатель Совета директоров компании «ЭксПроф» Василий Бочкарёв

 

13 марта 2021 года российский производитель ПВХ-профиля «ЭксПроф» отметил своё 20-летие. О старте в бизнес, основных вехах рыночного пути, команде, инновациях и отраслевых тенденциях – говорим в интервью tybet.ru с основателем компании, Председателем Совета директоров Василием Бочкарёвым.

Василий, поздравляем Вас и коллектив «ЭксПроф» с 20-летним юбилеем! С каким чувством относитесь к вашему зрелому бизнес-возрасту?

– На самом деле, испытываю целую гамму чувств. Для компании это может быть и не очень долгий срок, но для людей – значительная часть жизни. Нашим коллективом пройден большой путь, и он не был легким и гладким. Но в итоге, несмотря на рецессии и девальвации, компания все эти годы поступательно развивалась, укреплялась и подошла к юбилею на пике стабильности и успеха. Поэтому присутствует и удовлетворение, и гордость, и волнение, и даже некоторое восхищение масштабом того, что в итоге получилось из первоначально скромной бизнес-идеи.

Вы изначально строили компанию на года? С чего и как начался «ЭксПроф»?

– Все началось с августовского дефолта 1998 года. Не зря же говорят, что кризисы – двигатель экономики. Импортный профиль, из которого мы тогда делали окна в компании «Пластконструкция», в одночасье подорожал в несколько раз. Долгие и не слишком успешные поиски альтернатив постепенно привели к выводу: чтобы устраивали и цена, и качество, нужно производить профиль самим.

Первая линия экструзии профилей exprof размещалась в арочнике оконного цеха «Пластконструкции», 2001 год
Фото: «ЭксПроф». Первая линия экструзии профилей exprof размещалась в арочнике оконного цеха «Пластконструкции», 2001 год

Разумеется, мы понимали, что создать с нуля столь высокотехнологичное производство – неординарная задача. На практике все оказалось намного сложнее. Для достижения качества, не уступающего импортному, требовались самые передовые технологии и оборудование, которые были только на западе. Надо было найти деньги, закупить, собрать, наладить, запустить.

Самым сложным было разыскать в Тюмени кадры по экструзионным специальностям, редким на то время даже в Москве. Но постепенно преодолели все трудности и в июне 2001 года получили первый серийный профиль. Неоценимую помощь нам оказали австрийские поставщики оборудования – они поверили в нас и стали надежными партнерами на долгие годы.

Какие замыслы тех лет полностью удалось реализовать? Что Вы узнали и чему научились за 20 лет на рынке СПК в России? Вам по-прежнему интересна тематика?

– На тот момент глобальных целей никто не ставил. Была задача наладить выпуск качественного профиля для нужд своего оконного производства, и мы ее решили. Понимание перспектив этого направления пришло не сразу. Дело в том, что даже одна небольшая линия, с которой начался «ЭксПроф», производила намного больше профиля, чем требовалось «Пластконструкции». Излишки продукции почти сразу стали предлагать сторонним производителям окон и почувствовали заметный интерес с их стороны. В 2002 году уже была сделана ставка на развитие, и где-то с 2003 по 2007 удалось вывести компанию в пул лидеров экструзионной отрасли. В тот период рынок рос семимильными шагами, что позволяло параллельно строить завод, каждый год прирастая новыми цехами и мощностями.

Первый, исторический корпус завода. 2004 год
Фото: «ЭксПроф». Первый, исторический корпус завода. 2004 год

Однако и в последующие годы, не столь динамичные и радужные, «ЭксПроф» продолжил укреплять свои лидерские позиции. Мы научились сохранять качество продукции в условиях ценовых войн, обеспечивать стабильные продажи в условиях стагнаций и рецессий, развивать сервис, выстраивать с клиентами долгосрочное сотрудничество на основе открытости, взаимопонимания, поддержки, и продолжать расти даже вопреки трендам. За последнее время наиболее значимый рост произошел в прошлом году – с вводом нового, 5-го по счету производственного корпуса и увеличением экструзионных мощностей примерно на 20%.

Считаю, что потенциал оконного рынка пока далек от исчерпания – строится много нового жилья, постепенно зреет потребность в переостеклении зданий более энергоэффективными конструкциями. Так что впереди – еще много интересной работы.

Что позволило «Экспроф» войти в пул крупнейших российских производителей ПВХ-профиля, и конкурировать на рынке экструзии с европейскими компаниями?

– В какой-то мере компании повезло с таймингом. До «ЭксПроф» производителей оконного профиля в России можно было сосчитать на пальцах буквально одной руки, а в Сибири – их не было вовсе. И как раз примерно в это время начал разворачиваться оконный бум. Предложение зачастую не поспевало за спросом. Но бум был лишь временным благоприятствующим обстоятельством.

Только что установленное оборудование в очередном производственном корпусе завода, 2005 год
Фото: «ЭксПроф». Только что установленное оборудование в очередном производственном корпусе завода, 2005 год

Главная причина успеха – в правильной маркетинговой стратегии, которая сложилась естественным образом. «ЭксПроф» ведь создавали «под себя», чтобы заменить в производстве своих окон импортный профиль. Цель была не только в полноценной замене по качеству, но и в дополнительном улучшении его конструктива и эксплуатационных параметров с учетом сибирского климата и особенностей отечественного домостроения. Благодаря профессионализму собственных специалистов и помощи западных партнеров этого реально удалось добиться. Не сразу, постепенно. Но тем надежнее, стабильнее и экономически эффективнее получился результат.

В 2003 году мы первыми в России внедрили морозостойкую рецептуру. В 2002 году разработали в конструкции профиля уникальное решение проблем выпадения конденсата, промерзания откосов и бессквознякового теплосберегающего проветривания, с 2010 года регулярно подтверждаем 60-летнюю долговечность продукции. Поэтому постулат маркетинговой стратегии «ЭксПроф» сложился сам собой: максимальные показатели надежности и комфорта по адекватной цене, доступной широкому кругу потребителей. Компания следует ему уже 20 лет и, по-моему, успешно.

Как компания нашла своих ключевых сотрудников, кто они?

– Сегодня на предприятии трудятся более 300 человек. Это высококвалифицированные операторы, технологи, инженеры, менеджеры, управленцы. Стаж абсолютного большинства – более 6 лет, треть сотрудников работают в компании свыше 10 лет, 20% – от 15 лет. Немало тех, кто стоял у самых истоков «ЭксПроф». По этой причине сложно разделить сотрудников на ключевых и неключевых. Каждый пришел в компанию своим путем и в свое время, но важно не это.

Сотрудники компании на выставке «МосБилд 2019»
Фото: «ЭксПроф». Сотрудники компании на выставке «МосБилд 2019»

В компании сложился постоянный, дружный коллектив со своими традициями и ценностями, главные из которых – профессионализм, самоотдача и взаимопомощь. Здесь все работают на общий результат, но вклад каждого максимально продуктивен и виден всем. Кто не привык работать в команде и в полную отдачу – не задерживается. Остаются самые трудолюбивые, инициативные, ответственные, компетентные, умеющие учиться, готовые заменить или подстраховать коллегу. Они проявляют себя уже в первые 2-3 года и, как правило, надолго.

Как менялась ваша компания под влиянием трансформации рынка в течение 20 лет? Как переживаете периоды экономической нестабильности, есть у вас «золотое правило» на эти случаи?

– Наше «золотое правило» состоит в том, чтобы не бросаться в крайности, не преследовать сиюминутную конъюнктуру, а выстраивать долгосрочную стратегию стабильно-поступательного развития. Она основывается на анализе трендов, рисков, на взвешенной ценовой политике, разработке и внедрении уникальных инструментов поддержки партнеров. Например, компенсация им до половины затрат на рекламу и рекламные акции, полное возмещение стоимости оснастки по переработке профиля, формирование и перенаправление клиентам заказов на конструкции от пользователей интернета.

При этом мы стараемся не забывать о простых истинах, что за рецессией неизбежно следует подъем, а качество рано или поздно начинает ценить и требовать даже самый непритязательный потребитель. Поэтому и в самые сложные периоды мы не сокращали рабочие места, не удешевляли рецептуру и приобретали больше клиентов, чем теряли, демонстрируя результаты лучше средних по рынку.

Кто сейчас является вашими клиентами, какого типа компании? Насколько изменился портрет и круг переработчиков вашей продукции?

– Собирательный портрет наших клиентов отражает тренды всего оконного рынка. У нас стало значительно больше переработчиков с современным автоматизированным производством конструкций, выросла доля крупных и средних компаний, сократилось количество мелких. Увеличилось число партнеров, ассоциированных с крупными строительными компаниями.

Отсюда продукция компании отгружается во все уголки России и другие страны
Фото: «ЭксПроф»: Отсюда продукция компании отгружается во все уголки России и другие страны

Среди наших клиентов есть и гиганты из первой десятки оконных заводов страны, выпускающих более тысячи конструкций в смену. Стабильное долгосрочное сотрудничество – основа наших взаимоотношений с партнерами, поэтому очень многие компании работают с нами по десять и более лет, а некоторые – с самого основания «ЭксПроф».

Что для Вас в нише сегодня является стандартом, а что – инновациями? Во что вы вкладываете деньги сегодня?

– Стандарт – это то, что есть у всех. Инновации – это что-то новое, редкое или уникальное в своем роде, но при этом приносящее дополнительную пользу. Обычные трех- или пятикамерные оконные системы 58-70 мм уже давно стали стандартом. Но, например, наши системы дышащих окон Aero по-прежнему инновационны. Они до сих пор остаются не только уникальным, но и самым эффективным, комфортным и доступным решением проблемы «плачущих» окон и промерзающих откосов в холодном климате.

Не менее инновационной остается фасадная система exprof Robusta. В прошлом году компания вложилась в расширение ее теплофизических возможностей, выпустив дополнительные артикулы статических элементов под профили 60 мм и 70 мм. Теперь недорогое в сравнении с алюминием пластиковое панорамное остекление фасадов, лоджий, зимних садов, второго света можно выполнять из трех-, четырех-, пяти- и шестикамерных профилей exprof, оптимально подбирая теплосберегающие характеристики под любую климатическую зону.

Завод выпускает обширную линейку профильных систем с интегрированными инновационными решениями
Фото: «ЭксПроф».
Завод выпускает обширную линейку профильных систем с интегрированными инновационными решениями

Также мы не прекращаем работу над дальнейшим совершенствованием рецептуры пластика, улучшением его физико-механических свойств, параметров климатической стойкости, долговечности, осваиваем коэкструзию уплотнений в профиль и другие новшества.

К инновациям, пожалуй, можно отнести и нашу шестикамерную систему Experta. Это добротная энергосберегающая система класса А с повышенными теплозащитными характеристиками. Шестикамерное исполнение в ширине 70 мм само по себе достаточно эксклюзивно плюс дополнительно подчеркивает принадлежность к сегменту комфорт. В последнее время намечается тенденция к росту востребованности окон комфорт-класса, и ближайшая новинка, которую мы собираемся выпустить в текущем году, как раз из этой области.

Есть планы развития за рубежом?

– Мы с 2004 года постоянно экспортируем продукцию в Казахстан и Беларусь, несколько позднее начали регулярные отгрузки в Киргизию. Имели место эпизодические поставки в Таджикистан, Монголию и даже Молдову. Казахстан – самый крупный зарубежный рынок для «ЭксПроф». Север и Северо-Восток страны находятся «под боком» у завода. Здесь у нас небольшие расстояния, удобная логистика и надежные партнеры. Но в западный Казахстан доступ сложнее, хотя там много городов, а рынок достаточно емкий и перспективный. Поэтому есть потребность и намерение развивать логистику в этом направлении. Что касается остальных стран, нас пока устраивают экспортные продажи через партнеров.

Чувствуете ли Вы, что к отечественным компаниям сейчас больше внимания? Вам, в принципе, «условное гражданство по происхождению» помогало в делах?

– Да, мы ощущаем господдержку, но главным образом со стороны региональных властей. Еще в 2007 году «ЭксПроф» был отмечен дипломом крупнейшего экспортера Тюменской области. Длительное время администрация области частично компенсировала нам затраты по участию в выставках, продолжает поддерживать программу внедрения на заводе технологий бережливого производства.

Панорама завода после запуска 5 цеха в 2020 году
Фото: «ЭксПроф». Панорама завода после запуска 5 цеха в 2020 году

Также оказывалась финансовая поддержка в проектах модернизации и расширения заводских мощностей и инфраструктуры, в частности при строительстве пятого цеха в прошлом году. Так что, спасибо губернатору и правительству родного региона!

На Ваш взгляд, в каких условиях будет работать рынок ПВХ-экструзии в ближайшие годы? Что будет определять успех и лидерство «ЭксПроф» следующие 10 лет?

– Многое будет зависеть от состояния экономики, темпов нового строительства, политики энергосбережения. Как я уже говорил, у рынка пластиковых окон сохраняется немалый потенциал для роста. Надеюсь, он реализуется в полной мере. Наша компания располагает широчайшим ассортиментом профильных решений для самых разных ценовых, климатических и конструкционных сегментов, а также способна оперативно разработать и внедрить новинки, которые могут быть востребованы завтра. Так что мы готовы к любому развитию событий.

Благодарим за интервью.

Рекомендуем прочесть: «Производители ПВХ-профиля предвосхитили курс на импортозамещение в России». Интервью tybet.ru с Председателем Совета директоров компании «ЭксПроф» Василием Бочкарёвым

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru.

 


Комментировать публикации могут только авторизованные пользователи.
» Регистрация   » Авторизация