«Одна из важнейших задач сейчас – развивать сотрудничество с отечественными производителями комплектующих». Интервью с Олегом Будьковым, генеральным директором VBH в РФ, председателем правления Ассоциации АПП


«Одна из важнейших задач сейчас – развивать сотрудничество с отечественными производителями комплектующих». Интервью с Олегом Будьковым, генеральным директором VBH в РФ, председателем правления Ассоциации АПП

Фото: Ассоциация АПП. Олег Будьков


2022 обещает быть непростым для российской экономики и большинства отраслей. О том, как обстоят дела на рынке комплектующих для окон и дверей в своем интервью Ассоциации продавцов и производителей оконной и дверной фурнитуры (АПП) рассказал Олег Будьков, Генеральный директор VBH в РФ, Председатель Правления Ассоциации АПП.

Олег Семенович, многие предрекают текущий год тяжелым для российской экономики. Однако называют его и годом возможностей. Вы согласны с этим определением? Какие возможности в текущей ситуации Вы видите для компании VBH в России?

- Да, я разделяю общее мнение о том, что 2022 год будет довольно сложным. В настоящее время мы испытываем одновременное воздействие на бизнес целого ряда факторов, как политических, так и экономических. В первую очередь, санкции, которые дестабилизируют все сектора экономики. Нарушены логистические цепочки, обеспечивающие движение товаров и услуг по всему миру. Да и от коронавируса мировая экономика еще не полностью восстановилась. Продолжается рост стоимости сырья.

Прошлый год был рекордным по темпам ввода жилья. И первый квартал начавшегося года также показывал замечательные результаты. Но мы помним, что основным драйвером этого роста была ипотека, а с ней сейчас все не так просто. Да и покупательская способность населения на фоне этих кризисных явлений, вероятно, будет снижаться. Все это, скорее всего, приведет к падению рынка СПК в текущем году. Каким будет это падение – загадывать не берусь.

А если говорить о возможностях, то они, конечно же, появляются у отечественных производителей.

Есть ли уже конкретные шаги или наработки в плане импортозамещения комплектующих, которые невозможно по различным причинам поставлять в Россию? И какова доля российских поставщиков в торговой программе VBH?

- По итогам 2021 года доля отечественных поставщиков в денежном выражении составляет чуть больше 40%. То есть импорт в структуре наших продаж превалирует. У многих продуктов из нашего ассортимента просто нет полноценных отечественных аналогов. И это большая проблема нашего рынка. Она характерна не только для фурнитуры. Но и для оборудования для изготовления стеклопакетов, производства окон, окрашивающего оборудования.

Разумеется, в РФ сейчас производится не мало качественных комплектующих для рынка СПК. Например, подоконники, ПВХ-профиля, оконные и дверные ручки, монтажная пена и многое другое. И одна из важнейших задач для компании на сегодняшний день – развивать сотрудничество с такими производителями. С начала года мы ввели в ассортимент VBH пять новых отечественных поставщиков, чью продукцию можно найти в любом из наших филиалов.

Как текущая ситуация отразилась на ценах на комплектующие в марте 2022? По каким направлениям удалось удержать уровень цен на прежнем уровне?

- Цена в марте для наших клиентов существенно возросла. Но причина этого роста не в повышении отпускных цен, а в значительной волатильности курса рубля. Пиковые значения превышали 130 рублей за 1 евро, что на 50% выше среднего курса евро в предыдущий период. И поскольку большинство товаров из нашего ассортимента – это импортные комплектующие, то такой рост стоимости валюты не мог не отразиться на их стоимости. Кроме того, многие поставщики комплектующих, особенно зарубежные, в короткие сроки изменили условия контрактов на предоплату, что создало для нас как для импортеров целый ряд проблем. И нам пришлось приложить невероятные усилия, чтобы продолжить снабжение наших клиентов. В апреле ситуация начала улучшаться, курсы иностранных валют постепенно возвращаются к январским и февральским значениям. Это хорошо, ведь скоро начнется новый сезон. Я искренне надеюсь, что он состоится. Мы к нему готовимся.

С 1 ноября 2021 года вступил в силу новый оконный ГОСТ 23166-2021. Наблюдаете ли Вы уже его влияние на рынок и структуру заказов ваших клиентов?

- Да, мы видим это по тем запросам, которые поступают от наших клиентов, а также их заказам. Все чаще они заказывают различные продукты, обеспечивающие функцию детской безопасности. В различных регионах. На совершенно разных объектах как социальной направленности, так и в частном жилом строительстве.

Этот ГОСТ, в принципе, является очень важным шагом вперед в направлении развития российского оконного рынка. Мы наконец-то приходим к новым стандартам в изготовлении действительно современного и надежного окна. Ведь с момента принятия предыдущего ГОСТа прошло уже более 20 лет. И за это время вкусовые предпочтения российского потребителя очень сильно изменились. Мы хотим, чтобы нас окружали современные, эргономичные, надежные и безопасные вещи, будь то автомобиль, сотовый телефон или мебель. Ведь никто сейчас не пользуется телефоном, произведенным в начале века. Все, ну или большинство из нас, хотят быть «на волне» и пользоваться гаджетом последней модели. И окно в этом смысле не должно отставать от прогресса. Оно должно становиться еще более функциональным, комфортным, а главное – безопасным.

Благодарим Олега Семеновича за интересное интервью!
Ассоциация продавцов и производителей оконной и дверной фурнитуры