О Форуме производителей оконных конструкций-2012. Интервью tybet.ru с Председателем совета директоров ГК «СТиС», Д.Сулиным


tybet.ru®: Дмитрий, как прошел Форум в этом году? Ваши впечатления? Удовлетворены ли мероприятием?

– Да, Форум прошел на высоком и стандартном для нас уровне. С точки зрения организации не было, вообще, никаких проблем. У меня нет ни одного серьезного замечания к ребятам, которые его организовывали. Огромное спасибо команде «СТиС», лично Феликсу Бегунову – я ими доволен и горжусь. Что касается деловой части, скажу, что программа в этом году была несколько необычной. Например, тему и экспертов выбирали не мы, а общественность голосованием на тибет.ру. Внутри же у нас было много предварительных обсуждений: о чем и как будем говорить. Мое личное ощущение, что в процессе предварительных дискуссий, люди – спонсоры и спикеры ток-шоу, говорили так много, что на самом ток-шоу высказываться второй раз не стали. Думаю, что в следующем году, если этот формат сохранится, предварительных обсуждений должно быть меньше. Экспромт все же лучше, ток-шоу будет живее.

Что касается второго дня (прим. tybet.ru®: дискуссионные клубы «Маркетинг», СПОК, «Качественное окно» СППП), немного все пошло не так, как мы рассчитывали. Наверное, надо все же жестче готовить деловую часть, ее необходимо сценировать. Несмотря на то, что выступающие были суперпрофессионалами в своей отрасли, деловая часть второго дня мне показалось несколько непрофессиональной. Такие же отзывы были у окружающих: если к первой части были вопросы, то вторая часть, просто, не удалась. Хотя после того, как я на вечере сказал, что неудовлетворен вторым днем программы, с нашей стороны были ошибки, ко мне подходили люди и говорили, что, может и не все было гладко, но мы заострили внимание на том, что сегодня происходит в отрасли. По мнениям активно выступающих с мест людей, можно было понять и сделать вывод о происходящих в отрасли процессах. Поэтому я не могу сказать, что удовлетворен программой на 100%, но и не могу сказать, что у нас совсем ничего не получилось.

tybet.ru®: Темы для голосования все же исходили от оргкомитета. Почему, в качестве «острой» была предложена тема брендирования? На Ваш взгляд рынок уже готов к переходу на более интеллектуальный уровень осмысления?

– Я думаю, что тема брендирования в отрасли существует уже давно. Наверное, еще года два-три назад мало кто, в принципе, кроме профилистов, об этом задумывался. Мне кажется говорить об этом сейчас в самый раз, потому что будущее рынка, безусловно, не в хорошо организованном процессе производства и логистики. С точки зрения современного бизнеса, это достаточно примитивные процессы – все, кто планирует оставаться на рынке, итак организовывают эту часть работы на самом высоком уровне. А вот все, что касается организации продаж и маркетинга, как неотъемлемой части, здесь все не так просто и очевидно. С моей точки зрения, данная тема вполне могла бы заставить людей задуматься всерьез. Собственно, что мы и получили. Этому способствовал семинар Аветисяна, который рассказал о том, что стандартные каналы воздействия на потребителя разрушаются на глазах, что на подходе совершенно новое и другое поколение потребителей. И те, кто не сможет уловить этих тенденций, перестроить свои мозги, начнут терять очень скоро, в обозримой перспективе 3-5 лет. Считаю, что тема абсолютно соответствует моменту. Процессы в нашей отрасли, происходят сейчас исключительно вокруг брендирования.

tybet.ru®: В ходе голосования по вопросу «Кто на рынке может и должен брендировать окно?» в зале возникла дополнительная модель, за которую в итоге и проголосовали большинством. «Синергия» – все ли на рынке, на Ваш взгляд, имеют одинаковое представление об этом? Или, как часто бывает, «победила дружба»?

– Действительно, с первого дня на Форуме была очень теплая дружеская атмосфера. Для конфликтной темы, предполагающей жаркие споры, возможно, даже нелицеприятные замечания, переходящие порой на личности, атмосфера была неконфликтной.
Мое ощущение, что в конце ток-шоу, когда накал борьбы взаимных обвинений просто иссяк, голосование пошло, скорее, по принципу: «зачем я буду обострять». Я не совсем понимаю системодателей, которые последние несколько лет так жестко и активно продвигают свои бренды, как оконные. При этом они говорили, что будущее не за их брендами, а за синергией, и это странно выглядело. Я думаю, что этот вариант общественного мнения сильно смягчен. На самом деле, люди так не думают.

tybet.ru®: Как «синергию» понимаете Вы?

– Вы знаете мою позицию. Я несколько раз говорил публично о том, что будущее рынка за продуктовыми цепочками, которые, безусловно, на чем-то базируются. Я думаю, что синергию люди представляют себе именно так, в виде неких продуктовых цепочек. Тем не менее, даже при синергетическом воздействии на потребителя и на рынок, необходимо понимать, какой бренд будет продвигать цепочка. То есть, конфликт, в любом случае, остается. Должен ли это быть бренд системодателя, или бренд производителя, или это какой-то новый бренд, которого на рынке еще не было... Вопрос остается. Цепочки цепочками, а бренд брендом.

tybet.ru®: Следует ли из этого вывод, что пока не появилось ответов, акценты в цепочках не изменятся?

– Нет, они уже меняются и меняются достаточно активно. Три года назад серьезных оконных брендов просто не было, и фактически на поле воздействия на умы потребителя, безраздельно господствовали бренды системодателей. Буквально три года назад эта ситуация неожиданно взорвалась, Сейчас уже нельзя сказать, что системодатели по-прежнему доминируют, во всяком случае они не занимают собой 100% этого поля. Я думаю, что ситуация будет медленно оборачиваться в сторону производителей окон. Резкого перехода и отказа, конечно же, не будет, потому что, та основа воздействия, которую создали бренды системодателей, так быстро не размоется. Но медленно-медленно ситуация переменится.

tybet.ru®: Вопрос о Союзах. В этом году на Форуме был представлен недавно образованный СПОК. Со схожими целями и задачами по развитию рынка выступил Союз производителей полимерных профилей (СППП). Какое значение для всего рынка светопрозрачных конструкций имеют инициативы этих объединений?

– Во-первых, я очень горд тем, что оба Союза зародились в рамках нашего Форума. Это значит, что все, о чем мы говорили и что делали, не прошло бесследно. По крайней мере, Союзы созданы, теперь вопрос о наполнении их содержанием. То, что пытается сейчас делать Союз производителей пластиковых профилей – начало содержательной части работы. То, что заговорили о стандартах, копнули глубже – дало понимание, что работа не будет простой, и чтобы всецело контролировать ситуацию на рынке, нам так или иначе придется объединяться.

Стандарты на профиль, как, собственно, и созданные 20 с лишним стандартов на стекло, к сожалению, на сегодняшний день отрасль не изменили. Я горячо приветствую их новую инициативу, считаю, что они делают совершенно правильное и полезное дело. Просто должно пройти какое-то время, чтобы уже на другом уровне обсуждать их предложения.

Что касается Союза производителей окон – он еще совсем маленький, совсем слабый, и к нему почему-то относятся с большим недоверием. Олег Боровков делает очень важную работу на общественных началах, отрывая время от своей компании. Но как всегда в нашей отрасли, да и не только в нашей, наверное, окружающие люди видят в этом подвох.

tybet.ru®: Презентация СПОК, мне показалось, прошла почти не заметно…

– Если честно, я не очень понял, почему Олег не захотел сделать презентацию Союза на Форуме громче и еще раз призвать оконные компании вступать в Союз. Мне пришлось даже немного ему помогать на заключительном вечере, а люди опять неоднозначно к этому отнеслись, подходили и спрашивали, какое мы к этому имеем отношение. Никакого отношения не имею, хочу помочь. И нельзя к этому Союзу сейчас относиться очень строго и серьезно, как многие пытаются делать. Вот когда он создастся, когда начнет работать, тогда и будем обсуждать его эффективность. Сейчас у СПОК есть все шансы стать настоящим отраслевым союзом. В то же время у него достаточно много шансов «засохнуть» и прекратить свое существование. Второй вариант ничего хорошего отрасли не даст, поэтому я еще раз всех призываю включиться в активную работу, никто за вас ее не сделает. Каждому – если не ты, то и никто.

tybet.ru®: В завершении Форума Вы объявили о передаче площадки в 2013 году Союзу производителей окон. Почему СПОК?

– Передавая инициативу СПОКу, я хочу поддержать этот Союз и наполнить его реальным содержанием. Это первое. Во-вторых, таким образом, я хочу устранить конфликт интересов, который есть сегодня. Он заключается в том, что на рынке присутствуют очень крупные и уважаемые компании, без которых на самом деле никто уже рынка не представляет. Я не буду называть сейчас имена, итак понятно о ком идет речь. Для этих компаний платить за спонсорство на Форуме «СТиС» по их мнению, не совсем правильно. Я разделяю их точку зрения. Поэтому, если мы сейчас не передадим Форум более независимому отраслевому органу, боюсь, что со временем возникнут другие форумы. Появится Форум «ТБМ», «Асахи»…, и ничего хорошего это никому не даст.

Во-первых, им придется пройти труднейший 10-летний путь, чтобы раскачать свои мероприятия. Во-вторых, безусловно, это оттянет людей с этой площадки. После все они измельчают и перестанут существовать. Поэтому по большому счету, это единственный путь. Но это не значит, что мы больше не будем организовывать мероприятие. Напротив, мы хотели бы организовывать его и в дальнейшем.

Права на проведение Форума, инициатива будут принадлежать СПОКу. Это означает, что участников будут приглашать они, и это, наверное, самое важное. Со спонсорами, наверное, переговоры мы будем вести вместе, и это тоже очень важно. Организовывать с удовольствием мы готовы столько, сколько будет нужно. Если появится кто-то, кто организует лучше, и Союз производителей оконных конструкций, скажет: «Спасибо, Дмитрий, есть люди, которые сделают это лучше» – ок. Мы Форум придумали, мы его довели до того состояния, в котором он есть сейчас, и мы, ни в коем случае, не хотели бы, чтобы он обмельчал и умер. Здесь ситуация как с детьми – мы родили, вырастили, воспитали, но пора отпустить детище в самостоятельное плаванье. Вот так примерно я это вижу.

Таким образом, в следующем году Форум пройдет под эгидой Союза производителей оконных конструкций, поэтому я крайне заинтересован в том, чтобы у них все получилось. Но, если вдруг, по какой-то причине, Союз не склеится, рассыплется, значит, мы будем искать другую преемствующую организацию. На самом деле же я верю, что все должно получиться и призываю все влиятельные силы в отрасли поддержать инициативу Олега Боровкова, и группу из 10 компаний, которые уже вошли в Союз. Это нужно отрасли, это нужно оконщикам.

Я много раз говорил о том, что отрасль должна думать о своем будущем, объединяться и взаимодействовать с другими отраслями. Для того чтобы на нашей маленький поляне под названием «отрасль светопрозрачных конструкций» защищались интересы, шло развитие, нам необходим один общий союз. По моему мнению, его правильно и целесообразно создать на базе Союза производителей окон.

Амбиции многих участников отрасли не позволят создать такой союз, на базе стекольных предприятий, или на базе Союза производителей профилей, или на базе Ассоциации производителей продавцов оконной фурнитуры. Сейчас эти амбиции преодолеть невозможно. Но на базе СПОК, мы могли бы объединить наши усилия, твердо и активно пойти по пути развития, чтобы через несколько лет получить качественный результат.

Завтра это, конечно, не случится. Но для того, чтобы это случилось, мы уже сейчас должны засучить рукава и работать с удвоенной, а то и утроенной энергией. Через 3 года отрасль должна получить, как минимум, достойное техническое регулирование и общий союз. Если этого не произойдет, фатального ничего не случится. Просто через 5-10 лет нам всем будет весьма трудно зарабатывать деньги.

Судницина Марина, tybet.ru®