Культура производства на российских оконных предприятиях. Интервью с Ю.Выдмановым, «Оконный континент». Продолжение


1 часть


Продолжение интервью на тему «Культура производства на оконных предприятиях» с генеральным директором компании «Оконный континент», Юрием Выдмановым.

tybet.ru®: Юрий Михайлович,
Lean production – что это?

– Термин Lean production в России переводится как «бережливое производство». Пожалуй, это сугубо наша отечественная интерпретация целой философии. В других странах существуют свои определения (понятия), например, такие, как: «тонкое», «сухое», «поджарое» производство и пр.  

Одним словом, это такая производственная система, где все подчиняется идее наивысшей эффективности и минимизации затрат, т.е. создается система знаний, производственных методов, принципов отбора, обучения сотрудников и многое другое для достижения максимальной производительности при минимальных издержках.

Lean production – это система, которую сегодня взяли на вооружение тысячи компаний в мире, основоположником же этого направления является знаменитая «Тойота». Менеджеры этой компании в своей практической деятельности создали удивительные инструменты повышения эффективности, разработали методы решения проблем, управления временем, построили структуру, способную не останавливаться в развитии и проводить постоянные улучшения.

Очень важно, что система «бережливого производства» позволяет посчитать стоимость любого процесса (операции), а в дальнейшем управлять затратами. Следовательно, простроенный на этих принципах бизнес, всегда будет на голову опережать конкурентов. На мой взгляд, сегодня более разумной, логичной и эффективной системы не существует.

tybet.ru®: А у других компаний оконного рынка какие системы? (Чтобы понимать разницу с Lean production).

– Если говорить в целом о российском бизнесе, то сегодня (это мое мнение) нет ни одного примера компаний с удачно созданной производственной системой: конкурентоспособной, отличительной, яркой и эффективной. О «бережливом производстве» задумываются и пытаются освоить его многие, в том числе и такие гранды как: «Газпром», «Росатом», «РЖД», «Компания «Сухой» и многие другие крупные корпорации. Сложно сказать, есть ли у них в этом направлении большие успехи и достижения. Где-то наверняка становится чуть лучше, т.к. производством в принципе начинают заниматься.

В России, к тому же, очень слабая научная и теоретическая база. Я не могу назвать значимых организаций, которые занимаются производственной наукой.

Что касается  Lean, то В России есть так называемый международный институт «КАЙДЗЕН», который имеет по всему миру свои филиалы (это японская бизнес-школа). Это скорее бизнес с целью зарабатывания быстрых денег. А вот в Екатеринбурге есть интересная организация ОРГПРОМ, которая пропагандирует системы «бережливого производства» со своим штатом аудиторов, хорошей аналитической и научной базой. Они проводили экспресс-аудит нашего производства и пригласили нашу организацию стать участниками кампании по продвижению Lean production в России.

В оконных компаниях, по моему мнению, не создано, в принципе, никаких интересных систем. В нашей оконной отрасли все производственные системы складывались и складываются стихийно. Время от времени кто-то громко объявляет, что начали построение бережливого производства. В лучшем случае пытаются внедрить некоторые инструменты, но это несколько не то. Без четкой «дорожной карты» вы никуда не продвинетесь. Чрезвычайно сложно поменять собственную систему взглядов, поверить в успех, в конце концов, запастись терпением и каждый день настойчиво двигаться к цели. Главное, надо определить построение эффективной системы, как генеральный стратегический курс. Очень благодарная цель.

В нашей отрасли два распространенных заблуждения – искать волшебный программный продукт (якобы от него все зависит) и «завести хозяйство» – суперстаночный парк (якобы он все сделает). Любая программа – это не более, чем математический аппарат. Он может быть более удобен и гибок, либо менее. А могучие станки никогда не решат вопросы эффективности.
Что касается компании «Оконный континент», мы выбрали свой путь. Мы строим свою производственную систему. Это сложно, приходится периодически отступать на шаг, чтобы сделать через некоторое время два шага вперед. Приходится менять мировоззрение сотрудников, устоявшийся консервативный порядок работы, а на определенном этапе и методы управления. Самое сложно преодолевать сопротивление людей, причем всех категорий и операторов и управленцев.

tybet.ru®: Как измерить эффективность и понять недостатки в своей производственной системе?

– Вот хороший пример: есть компания «Форд» и есть компания «Тойота». Они используют как основное сырье в своем производстве металл. Железо – это биржевой товар и у него во всем мире одинаковая цена. Иными словами, обе компании делают свою продукцию из одинакового сырья, для одной потребительской группы, работают на одних и тех же рынках. Но прибыль у «Тойоты» в сотни раз больше, чем у компании «Форд».

Откуда берутся эти фантастические достижения и беспрецедентная конкурентоспособность?

Компания «Тойота» научилась понимать и использовать один важнейший и неуловимый фактор – ВРЕМЯ. Его величество ВРЕМЯ. У подавляющего большинства компаний время не является координатой бизнеса. При том, что мы периодически говорим, про время есть бесценный ресурс, время – деньги и.т.д. Мы не умеем работать в этих координатах. Наверное, так устроен человек. Он может ценить только того, что является носителем материальной ценности. Станки – да, аренда площадей – да, сырье и материалы – да, транспортные расходы – понятно, зарплата операторов – тоже понятно. А время ничего не стоит.  

Еще как стоит! Цена этому пониманию – высочайшая эффективность бизнеса.

Как заставить всю компанию не напрягаясь (что важно!) работать все 8 часов исключительно для заказчика, то есть на бизнес? Как правильно использовать время? Как сжать время? Или как сделать в 3 раза больше работы в доступное время?

Когда в бизнес включается эта неуловимая координата, мы начинаем понимать, что такое эффективность. Эффективная компания – это компания, в десятки раз более конкурентоспособная, чем аналогичные компании на рынке.

Про недостатки. Недостатки есть у всех без исключения предприятий, это нормально. Если менеджеры видят, понимают и системно занимаются устранением недостатков (потерь) это хорошо. К сожалению, в большинстве случаев деятельность управленцев сводится к тушению пожаров. Ценность менеджеров заключается в их «багаже» псевдознаний в основе которых лежит «разруливание» проблем. В этом случае никаких улучшений в компании не будет. И тут путь один – медленная стагнация.

В Lean production все подчинено постоянному совершенствованию. Даже когда, казалось бы, в системе все работает идеально, искусственно ломают существующие процессы, чтобы понять свои слабые стороны. Например, меняются стандарты производственных процессов, или уменьшают количество операторов, сокращают время такта, т.е. выводят систему из равновесия. Как только система вышла из равновесия – она перестает скрывать недостатки. И с ними уже можно работать. Таким образом, систему можно постоянно совершенствовать.

tybet.ru®: Как реагировать на перемены рынка и изменения в запросах клиентов в своей системе производства?

– Одна из сильных сторон производственной системы на основе Lean production – ее невероятная гибкость. И базируется она на таком основополагающем понятии, как потребительский спрос. Сегодня он может быть одним, завтра – совершенно другим. Система обязана гибко реагировать на изменения рыночного спроса. Система обязана быть автоматически настроенной на постоянный мониторинг потребительского спроса. Я не говорю о том убогом мониторинге цен (не понятно, что и кому он дает?), столь популярном в отрасли. Это совсем про другое. Надо оперативно получать ответы на вопрос, что будет завтра? Какой продукт захочет потребитель и какого качества? А может быть надо уже сегодня радикально переориентировать бизнес?

В этом смысле бережливое производство позволяет при одинаковых условиях: экономических, географических, ценах на сырье – производить более качественный продукт, сокращать издержки и опережать конкурентов, зарабатывать хорошую прибыль. В данном случае высокая прибыль – это есть показатель твоего профессионализма.

И действительно, получается, что очень схожие компании: с одинаковой производственной площадью, станочным парком и штатом сотрудников могут иметь разную эффективность и разный запас прочности. При определенном опыте (скорее практических приобретенных навыков) можно понять, откуда берется эта эффективность, в десятки раз превышающая конкурентов. Трудно представить, но компании теряют не менее 30% процентов рабочего времени ежедневно просто так: сотрудник уходит что-то получать, искать, потом ждем механика, вдруг остановился станок, заказ не доставлен Заказчику вовремя и некомплектно… – все это разрушает компанию.  

Lean production учит ценить время операторов, которое действительно очень ценно, так как только эти люди реально создают продукт для клиента. Задача менеджеров – помогать им в этом, организовать процессы, построить красивое изящное производство.

tybet.ru®: Все о чем мы говорили – настройка системы, культура, развитие и поддержка – это дорого?

– Если речь идет о материальных затратах, то они минимальные. Если речь о затраченных усилиях потребуется колоссальное напряжение, готовность каждодневно делать мизерные шаги к цели. Люди не способны быстро меняться. Здесь необходимо терпение. И очень жаль, что время течет так быстро…

tybet.ru®: Существует ли прямая зависимость перспективности компании, ее стоимости на рынке от уровня производственной системы?

– Я убежден, что сегодня невозможно продать ни одну оконную компанию в России. Инвесторам они не нужны. Что и как оценивать? Тут есть ответ: оценивать нечего. Если у вас собственные площади, то видимо будет учитываться только стоимость этих активов. Становится обидно, но справедливо, так как слишком неопределенные перспективы. Если вы арендуете площади, то инвестор очень быстро понимает, что ваше «ручное управление» – головная боль, она ничего не стоит.

Возможно со временем ситуация изменится… 


kalmar, октября 18, 2012 11:09 am
Спасибо! Интересное интервью.
3e-it, октября 18, 2012 5:06 pm
Система Кайдзен на ГазПроме, Росатоме, РЖД. Вопрос к г-ну Выдманову: Юрий Михайлович, Вы на поездах давно ездили, особенно дальнего следования? Да там просто проводник тупо не включает отопление или вентиляцию, ему просто недосуг. Какой кайдзен? ГазПром и РосАтом тоже, мягко скажем вызывают улыбку. Про компанию Сухой долго говорить не буду, но как специалист скажу, что на самолете с подтвержденным рессурсом около 5 тыс. часов (при заявленном 50 тыс.) постараюсь не летать.
Кайдзен стал использоваться тогда, когда компания исчерпала возможности дальнейшего совершествования производства или это улучшение стало крайне затратным. Да на любом оконном производстве, в том числе и Континента не отлажены элементарные операции контроля качества - не говорю, что их нет.
sepa, октября 19, 2012 12:52 pm
Кайдзен у меня ассоциируется с легендарным персонажем Геннадием Петровичем Козодоевым (А. Миронов) из легендарной советской классики кинематографа ("Бриллиантовая рука")  ;)

:)
Марина Судницкая, октября 19, 2012 3:06 pm
Юрий Михайлович, вижу Вас на сайте, добрый день!
Помогите, пожалуйста, коллегам преодолеть некоторый скепсис, который здесь обозначился.
У Вас ведь обсуждаемая система работает, результатом Вы удовлетворены...
Игорь Прарфинюк, октября 19, 2012 5:19 pm
Интересный материал. Полностью согласен с сделанными в нем выводами. Апелляция в одном из комментариев к нашему менталитету, мол в поездах не топят, это реальность, но никак не связанная с менталитетом. А связана она с нежеланием менять что либо в себе самом. Это позиция многих. Пусть все катится как и раньше, авось, что-то да получится. Строить процессы по принципу самоорганизации не выходит. Самоогранизуется только анархия, а ею управлять невозможно.
Японцы не раз доказывали запуском автомобильных предприятий в разных странах, что национальность рабочего и менеджера не имеет значения. Единственно важно внедрить заранее просчитанный алгоритм, поставить правильные цели и назначить приоритеты. И сделать это нужно не когда-нибудь, а при становлении, лучше всего до того, как на производстве появится хоть один человек. Потом, чаще всего - поздно. Кривые руки можно переломать и сделать их ровнее, но полноценными они не будут никогда.
Этим существенно отличается европейская (американская) и японская модели. В Европе сначала построят цеха, потом завезут оборудование и только после этого станут нанимать сотрудников. Японец сделает иначе. Он подберет персонал, обучит его работать на оборудовании, возможно несколько раз при этом изменив его состав и только после этого поставит стены и крышу. Извините, это правило знает любой архитектор, пространство растет изнутри. Прежде чем построить красивый дом, нужно определиться с тем, каким он будет изнутри. А то потом придется заходить через окна и спать на матрасах, потому что кровати занести невозможно.
Не верю в способность перерождения организаций-монстров. Слишком велика внутренняя инерция и сопротивление переменам. Скорее всего любое внедрение такого плана будет формальным. Наиболее реально внедрение такой системы в мелких и средних структурах.
По крайней мере, на заре своего становления, интуитивно я смог внедрить в одном небольшом производстве принципы, о которых позднее прочитал в умных книгах. И это было не трудно. единственным инструментом, которым я пользовался на тот момент, была простая логика.
Я сам работаю в оконной сфере и на сегодняшний день как раз тем и продвигаю принципы Деминга в жизнь. Тяжело, со скрипом. Не везде это, вообще, возможно. Учусь по ходу событий. Ни в одной книге рецептов нет. Берешь идею, перерабатываешь, адаптируешь и внедряешь. Главным условием успеха является желание самих сотрудников меняться. Если перемен ждут, но в соседнем отделе - тупик, ничего не будет. Будет как в старом анекдоте: "Я не против колхоза, но почему в нашем селе?". Философия Тойота, для тех, кто не умеет останавливаться на достигнутом, для тех, кого манят горизонты.
Извините, понимаю, что это патетика, но по другому это передать не могу. Решение объективных трудностей - взгляд назад, а спиной вперед не ходят. Осознание трудностей, но при понимании их как фактора стимулирующего к изменениям - движение вперед.

Спасибо тем, кто дочитал до конца.