Ян-Герд Фос: Рынок оконных профилей будет падать минимум до 2020 года, но выход есть


Журналисты сетевого издания «Строительство.RU»  побывали в офисе «профайн РУС» и побеседовали с генеральным директором компании Яном-Гердом Фосом. Г-н Фос не стал приукрашивать непростую ситуацию, сложившуюся на рынке оконных профилей, наоборот, откровенно поделился своим анализом ситуации и сделал прогнозы относительно будущего «оконного» сегмента стройиндустрии.

Какие события, на ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на оконный рынок и каким образом?

– Есть несколько разных факторов, которые привели рынок к легкому кризису в 2014 году и сделали ситуацию на нем хуже, чем годом ранее.

Первый фактор – украинский. Из-за известных событий банковские ставки для конечных потребителей и инвесторов стали очень дорогими. Естественно, это мешает конечному потребителю вкладываться в новые окна и препятствует инвестициям наших партнеров в приобретение нового оборудования.

Второй фактор – совершенно непредсказуемый обменный курс. Это приводит к тому, что наш бизнес стал протекать гораздо хуже, чем мы планировали. Сейчас мы достигли стадии реновации до уровня, составляющего примерно 60%.
 
Как на работе компании отразилось сокращение рынка оконных профилей в 2013-2014 годах? Как выглядит ваша стратегия в условиях рецессии? Какие шаги планируете предпринять в 2015 году?

– С июля мы поняли, что не достигнем годового бюджета. В первой половине года у нас был хороший рост – где-то 5-6%. Но потом мы почувствовали на себе влияние рецессии. В конце года, скорее всего, будем находиться в десятипроцентном минусе по сравнению с прошлогодними показателями. С другой стороны, в 2012-2013 годах у нас наблюдался 12-процентный рост, поэтому в 2014 году мы опять окажемся на уровне, примерно соответствующем началу 2012 года.

Мы своевременно прореагировали на ухудшение ситуации и конъюнктуры: оптимизировали свои затраты и провели мероприятия с маркетинговыми акциями, чтобы стабилизировать обороты. Прежде всего с новыми продуктами, которые мы сейчас выводим на рынок. Что касается нынешнего небольшого падения, то мы не видим в нем какой-то особой драмы. За годы работы в России мы уже приспособились к ситуации.
 
Оконный рынок можно охарактеризовать как высококонкурентный. Как вы полагаете, что станет основным аргументом конкурентной борьбы в следующем году и в ближайшей перспективе?

– В России есть институты, которые делают прогнозы до 2020 года. И они предсказывают, что рынок упадет чуть ли не в два раза. Мы же не думаем, что все будет так плохо, но при этом согласны с тем, что до 2020 года рынок расти не будет – наоборот, он будет только падать.

В России постоянно снижаются цены на продукцию в нашем рыночном сегменте. Это приведет к тому, что некоторые конкуренты, скорее всего, потеряют интерес к данному бизнесу. Соответственно, рынок будет уменьшаться и переформатироваться. В этой ситуации мы рассчитываем на то, что до 2020 года оборот «профайн РУС» будет аналогичным 2013 году, хотя рынок, повторяю, сильно уменьшится, сожмется.
 
Следует ли из ваших слов, что некоторые игроки на этом рынке просто вынуждены будут уйти?

– Да, возможно. Вероятно, будут какие-то кооперации, или они уйдут в какие-то другие продукты. Это абсолютно естественная вещь, когда рынок приходит к своему насыщению. Конечно, во время рецессии будет требоваться больше продуктов в нижнем ценовом сегменте. Естественно, интерес производителей профилей (экструдеров) будет все меньше и меньше с точки зрения инвестиций в бизнес. Первая десятка игроков выживет, а вот мелким производителям оконных профилей остаться на плаву будет очень сложно.

Что касается нас, то мы как раз хотим вывести на рынок много инноваций именно во время рецессии: новые продукты и новые инструменты для развития. Инновации стоят денег. И вопрос в том, кто еще сможет в этот непростой период так много инвестировать в новые продукты, поскольку предсказания на будущее не позитивные. Это решающий вопрос.
 
В этом году компания «профайн РУС» получила экомаркировку «Листок жизни». Повлиял ли этот сертификат на объем ваших продаж, что изменилось с его получением?

– Несмотря на то, что главным нашим принципом является получение финансовых результатов для дальнейших инвестиций, вопросы экологии и заботы о будущих поколениях всегда входили в число наших приоритетов.

Мы были первой компанией в России, которая делала greenline – бессвинцовые рецептуры. Это профиль, в котором нет ни свинца, ни кадмия. Мы последовательно проводили эту политику. И следующий шаг – это как раз экологический сертификат. Причем мы воспринимаем его не просто как получение некоего значка, а очень серьезно относимся к этому событию. Речь идет о постоянстве и неуклонном следовании этим принципам.
Мы чувствуем себя обязанными и дальше развиваться в этом направлении и видим, как это хорошо воспринимается нашими партнерами и клиентами. Повторяю, это принципы, приоритеты нашей компании. Конечно, в Западной Европе это играет еще большую роль, а население очень чувствительно к таким вопросам. Я думаю, что и в России очень важно взять на себя ведущую роль среди тех, кто продвигает эту тему.
 
Какие еще подводные камни кроются в западных антироссийских санкциях для компаний, работающих на этом рынке, кроме удорожания кредитов и скачков валютного курса?

– В нынешнем году небольшая доля нашей продукции еще поступает из Германии, и пока не было никаких проблем в вопросах растаможивания. Пока санкции нас напрямую никак не касаются, по крайней мере, мы этого не видим. Скорее мы видим другое: то, что Россия встала на путь обретения еще большей экономической самостоятельности. Дочернее предприятие нашей международной компании в России – абсолютно независимое. В прошлом году мы должны были импортировать из Европы гораздо больше сырья. Однако в минувшем июле в Нижнем Новгороде заработало российско-германское совместное предприятие мощностью более 300 тысяч тонн. В результате на сегодняшний день нам совершенно не нужно импортировать европейское сырье из Европы. Правда, для нашего смесителя нужны некоторые добавки (титан, диоксид и другие), которые мы вынуждены импортировать из Западной Европы. Но их доля невелика. И в принципе мы в России работаем вполне самостоятельно.
 
Традиционный вопрос нашей редакции. Чем вы занимаетесь в России в свободное время, если оно, конечно, у вас есть?

– Я страстный горнолыжник! В феврале мы планируем поездку в Сочи, где я с удовольствием отдамся этому своему увлечению. Кроме того, я увлекаюсь мотогонками, но для этого хобби времени, к сожалению, сейчас совсем не хватает.

Я со своей семьей живу в Москве. Наша дочь ходит здесь в немецкую школу. В выходные дни мы, как и все, ходим по магазинам, гуляем, посещаем различные культурные мероприятия. Иногда ходим потанцевать и попеть в караоке. Кстати, очень многие коллеги любят и умеют петь.

В общем, все, что делают русские, то делаем и мы, немцы. По крайней мере взаперти дома не сидим (смеется).

Беседу вели Алексей Невский, Алексей Андреев.


Хрусталев Виталий, декабря 17, 2014 1:06 am
:D