Интервью с Янушем Родски, генеральным директором компании Winkhaus в России


На вопросы редакции информационно-аналитического журнала «Окна и Двери» ответил генеральный директор Представительства компании Winkhaus в России Януш Родски.

Господин Родски, учитывая сложившуюся ситуацию в экономике России и политическую ситуацию, первый вопрос: как настроение? Будем падать или бороться? 

– Как вы уже сами заметили, политическая и экономическая ситуация в последнее время очень нестабильна, но я, как правило, отношусь к жизни позитивно и поэтому верю, что будет не только хорошо, но еще лучше, чем было.

Нам нельзя останавливаться, так как остановка на одном месте это шаг назад, поэтому стараемся активно работать и дальше. 

Ситуация, безусловно, непростая. Вполне очевидно, что резкое снижение курса рубля к доллару и евро в конце 2014 года поставили оконную отрасль в крайне сложное положение. С одной стороны, цены на сырье и комплектующие, рассчитываемые в «твердой» валюте, с другой – жесткая конкуренция на оконном рынке, ограничивающая компенсационный рост рублевых цен. Каков выход? 

– На стоимость рубля, к сожалению, мы повлиять не можем, за производство фурнитуры в Западной Европе мы должны платить в «твёрдой валюте» и поэтому возможность амортизировать повышение цен в рублях весьма ограничено.

Тем не менее, я вижу много возможностей для получения экономии при производстве и продаже окон в России. Как я уже ранее говорил, посещая многие заводы, я замечаю большое количество отходов неиспользованного сырья на производстве (неэффективная оптимизация резки профиля), низкую эффективность (слишком много рабочих в цехе), ограниченное (очень плохое) управление компанией на основе комплексного программного обеспечения ERP, отсутствие связи оплаты труда с эффективностью работы сотрудников. 

Если в каждой из этих областей повысить эффективность на 10%, (умножая 1,10 х 1,10 х 1,10 х 1,10), то результат на выходе увеличится на 46%, и речь, в данном случае, идет только о 10% всего в четырёх сегментах.

К сожалению, большинство менеджеров не видят или не хотят видеть этой проблемы и считают, что единственный способ повышения рентабельности – это снижение цены от поставщиков, что приводит к всё более и более низкому качеству используемых материалов. 

Какой выход? Давайте посмотрим критическим взглядом на организацию производственных процессов в своих компаниях – использование наших разработок позволит сэкономить не менее 20%, а чаще более 30%. Всем кому интересны наши предложения, мы с удовольствием расскажем обо всех возможностях оптимизации расходов и поможем с внедрением новых систем. 

Традиционный вопрос: как Вы оцениваете общие итоги 2014 года для оконной отрасли в целом? 

– В оконной индустрии в России зафиксирован спад в связи с ограничением /замедлением инвестиций, более трудным доступом к кредитам, а также повышением цен, вызванным ослаблением рубля. Мы замечаем очень тревожную ситуацию – рост тренда, так называемого дешевого сегмента, в котором производят окна из некачественных материалов, большинство производителей умеет конкурировать исключительно ценой. 

Я всегда говорил (и до сих пор так считаю), что продажа окон низкого качества закончится быстрее, чем многие ожидают. С моей точки зрения, современный потребитель, имеющий большой выбор и доступ к информации, не позволит обманывать себя и руководствуется при покупке окна не единственным критерием цены, но отношением цены к качеству. 

«ВИНКХАУС» – имя, хорошо известное на российском оконном рынке. Каковы итоги 2014 года для Вашей компании? Насколько изменился объем производства по сравнению с 2013-ым годом? Какова динамика объемов продаж? 

– По итогам работы всей группы «Винкхаус», мы отметили незначительное увеличение оборота по сравнению с 2013 годом, но динамика роста на разных рынках складывалась по-разному – на одном рост, на других снижение.

Наибольший рост был зафиксирован в Англии, самое большое снижение в Украине, показатели в России оказались между этими двумя рынками. 

Практически все предрекают оконной отрасли сильный спад в 2015 году. Каков Ваш прогноз на 2015 год для отрасли в целом? 

– Учитывая обострение международной обстановки, а также общих настроений рядовых граждан, вряд ли можно ожидать в ближайшем будущем улучшения настроений, а это отрицательно влияет на возможности инвестиций в отрасль. Чтобы строительство развивалось, необходим мир, стабильный доход и экономический рост, а просматривая российскую прессу трудно найти прогнозы положительного развития в ближайшем будущем. Это, безусловно, будет тяжелый год, но мы тем более видим шанс для роста наших продаж. У нас есть товар, который продается в различных сегментах, у нас также имеется очень большой опыт и инструменты для значительного повышения эффективности производства, мы сможем справиться с кризисом. В Польше их было много, благодаря им мы научились выигрывать и мы стали теперь крупнейшими экспортерами окон в Европе. 

Каковы, на Ваш взгляд, будут последствия нового кризиса для оконной отрасли в России? Когда и чем этот кризис завершится? 

– Каждый кризис имеет начало и конец. Я слышал такую поговорку, что хороший предприниматель волнуется, когда дела идут хорошо, так как все может измениться к худшему, и в то же время радуется, когда дела идут плохо, потому что в будущем всё может измениться только к лучшему. Немногие компании в период процветания замечают минимальное использование сырья, видят необходимость перемен, как правило, на всё достаточно средств и всем хорошо живется. Кризис – это самая лучшая возможность реорганизовать компанию, самое лучшее время для проведения изменений, необходимость которых становится очевидной. 

Мне кажется, что сейчас именно то время, когда необходимо сделать правильные выводы. Давайте используем сложную ситуацию для проведения необходимых и продуктивных изменений, давайте приготовимся к лучшим временам, а затем мы даже не заметим, когда кризис будет уже позади. 

А каков будет Ваш ответ кризису в 2015 году? Какие меры планируется предпринять для сохранения рыночных объемов? Поделитесь, пожалуйста, планами компании на среднесрочную перспективу. 

– Наш рецепт на кризис уже обсуждался в первой части интервью. Если говорить более конкретно, то в ответ на кризис мы считаем необходимым:
  • активизировать нашу деятельность на рынке за счет расширения штата;
  • привлечь как можно больше новых клиентов, особенно в тех районах, где отмечается низкая узнаваемость марки Винкхаус;
  • активно проводить консультации по оптимизации действий наших клиентов, оказывать помощь в оптимизации расходов, прежде всего, предлагая самые современные и инновационные продукты, востребованные по всей Европе не разделяя их на лучшие, (для Запада) и устарелые (для Востока).
Российский рынок для нас слишком важен, чтобы позволить себе предлагать на реализацию старые решения, которые давно не продаются на рынке Западной Европы. Я уверен, что наша текущая методика работы дает хорошие результаты, и ожидаю дальнейшего увеличения продаж, несмотря на сокращение рынка окон. Наша стратегия не ориентирована на краткосрочные потрясения, а 160-летний опыт обязывает нас принимать меры, по крайней мере, на несколько лет. 

Для сопоставления, какова ситуация на рынках Германии и Польши? Какие тенденции развития наблюдаются? 

– В Польше, как и в Западной Европе, а особенно в Германии нет продукции низкого качества, высокая конкуренция устранила таких производителей. Очень хорошо развивается сегмент пассивных окон, растущие цены на энергоносители приводят к вынужденной замене не только старых, но и не так давно установленных окон с низкими показателями теплозащиты. Растет доля окон с большими створками из цветных профилей, в которых все чаще используется фурнитурная система со скрытыми (невидимыми) петлями, современные окна оснащают фурнитурой с большим количеством противовзломных грибков (безопасность) и детскими замками, особенно на верхних этажах. Следует отметить, что в окнах используется все больше и больше электроники, а последний хит – это окна с параллельным смещением створки по всему периметру, что значительно улучшает обмен воздуха, без необходимости установки дополнительных, далеко не всегда эстетичных, и, конечно, дорогостоящих проветривателяй. 

Последний вопрос: чего Вы сами хотели бы пожелать себе, Вашей компании и Вашим коллегам? 

– Я желаю всем оптимизма, стабильности в бизнес среде, терпения и осуществления продуктивных изменений в своих организациях, а, прежде всего – веры, что после кризиса всё изменится только к лучшему.