Интервью Виктора Тренева газете Roto Inside «У меня есть мечта!»


Виктор Тренёв возглавляет предприятие «Т.Б.М.», специализирующееся на продаже строительной фурнитуры. Это один из крупнейших дистрибьюторов на европейском континенте, имеющий в своем распоряжении 59 филиалов и 79 сбытовых подразделений на территории пяти стран. Корреспонденту Roto Inside представилась возможность побеседовать с ним о его прогнозах относительно экономического развития российской оконной отрасли в текущем году.

В компании «Т.Б.М.» работают около 2500 рабочих. Господин Тренёв, по всей видимости, Ваше предприятие можно с полным правом считать одним из крупных игроков российского рынка строительных элементов. Какие цели Вы ставите перед собой на 2015 год?

– 2015 год, скорее всего, станет кризисным для России. В любом случае этот год будет сложным периодом, в течение которого нам следует прилагать особые усилия для обеспечения стабильной работы своего предприятия – с точки зрения как наших сотрудников, так и наших клиентов.

Ключевым ресурсом нашего предприятия являются наши сотрудники, по этой причине мы со всей серьезностью подходим к их социальному обеспечению. Также мы стремимся к тому, чтобы устанавливать со своими клиентами более тесные связи, чем когда-либо ранее, и в то же время сохранить неизменным количество наших филиалов, а возможно, даже увеличить их число. Кроме того, за счет дальнейшего расширения своего ассортимента мы предоставляем нашим клиентам надежную продукцию высокого качества, полностью отвечающую технологическим требованиям, что позволяет им создать необходимые условия для успешного производства в 2015 году.

В дополнение к этому, мы продолжим неотступно следовать нашей стратегии развития, усиливая свои позиции по тем товарным группам, в отношении которых наше предприятие на данный момент пока не входит в число ведущих поставщиков, но вполне могло бы стать таковым благодаря наличию большого числа филиалов.

В каком направлении, по Вашему мнению, будет развиваться производство оконной и дверной продукции на российском рынке в течение следующих пяти лет?

– Большинство наших клиентов принимают в расчет очевидную стагнацию спроса, однако в этом нет ничего нового. Несмотря на это, компания «Т.Б.М.» продолжит и далее свое развитие, как это было на протяжении предыдущих лет. Для преодоления кризиса необходимо увеличить свою долю рынка: такой подход применим в отношении как компании «Т.Б.М.», так и наших клиентов, а увеличения доли рынка можно добиться за счет непрерывного улучшения качества своих услуг, надежности поставок и одновременного снижения уровня затрат. Разумеется, эта стратегия подходит также и для производителей стекла и других компонентов. В 2015 году предприятия, отличающиеся неэффективной организацией производства и стагнацией объемов своего товарооборота в течение многих лет, столкнутся с серьезными трудностями. В кризисных условиях рынок всегда претерпевает консолидацию. По его завершении на всех этапах процесса создания добавленной стоимости сократится количество действующих поставщиков.

Помимо всего прочего, компания «Т.Б.М.» повышает свою привлекательность для клиентов благодаря смягчению влияния колебаний обменных курсов на формирование цен, ведь мы продаем элементы нашим клиентам по фиксированному курсу ниже официального курса Центрального Банка РФ. В целях поддержания и защиты наших клиентов мы и в дальнейшем будем придерживаться такого принципа работы.

Каким образом Вы обеспечиваете «готовность» своего предприятия к решению будущих задач?

– Ориентируясь на потребности клиентов, мы постоянно стремимся не только улучшить качество наших услуг, но и вместе с тем повысить эффективность своей внутренней организации. При этом мы поощряем стремление наших сотрудников работать максимально эффективно как в головном подразделении, так и во всех филиалах. Кроме того, нами выделяются финансовые и временные ресурсы для регулярного повышения квалификации тех сотрудников, работающих в компании «Т.Б.М.» уже много лет. Однако в целях непрерывного улучшения уровня обслуживания профессионалов мы также привлекаем новых работников и разрабатываем новые интересные продукты.

Кроме того, в настоящее время компания «Т.Б.М.» предоставляет своим клиентам возможность размещения заказов в 22 интернет-магазинах, осуществляющих свою деятельность в различных регионах России и странах СНГ. В дальнейшем для расширения ассортимента товаров, предлагаемых на рынке, в том числе и конечному потребителю, необходимо значительное увеличение числа таких проектов.

Какие шаги предпринимаются Вами для усиления конкурентных преимуществ Ваших клиентов и обеспечения их сопровождения на пути к будущим успехам?

– Успех наших клиентов – это фундамент для успешной деятельности компании «Т.Б.М.», поскольку мы полагаем, что одно неизменно сопутствует другому. Начиная от поставщиков (таких как группа компаний Roto Frank) и заканчивая производителями оконной продукции, существует только один общий успех. По этой причине оптимизация процессов не заканчивается на уровне компании «Т.Б.М.», а непрерывно планируется и реализуется совместными усилиями наших клиентов и представителей отрасли производства комплектующих в рамках их деятельности. Например, сотрудничество с концерном Roto Frank позволяет нам существенно расширить возможности своих клиентов, что делает их успешными и конкурентоспособными.

Кроме того, в коллективе сотрудников компании «Т.Б.М.» в настоящее время работают 13 «кайдзен»-менеджеров (занимающихся внедрением принципов бережливости), которые помогают нашим клиентам более эффективно организовать свое производство и повышать собственную производительность. Соответствующие показатели отражают значительные изменения как следствие реализованных при нашем сопровождении процессов «кайдзен»: посредством внедрения концепции «бережливого производства» изготовители оконной продукции сократили свои производственные издержки в среднем на 20%; в то же время их производительность удвоилась или даже утроилась. В рамках оказания консультационных услуг наши «кайдзен»-менеджеры проводят чрезвычайно тщательный анализ всех процессов и при этом неизменно находят интересные возможности для сбережения ресурсов. Особенно это касается тех случаев, когда производитель разработал конструкции новых окон или дверей и стремится запустить их в производство, представляется удобный повод для того, чтобы наладить «бережливые» технологические процессы. По этой причине в настоящее время мы все чаще занимаемся сопровождением наших клиентов в форме консультирования по вопросам применения принципов «кайдзен» уже на этапе планирования выпуска любого нового продукта.



Как Вы считаете, какие наиболее опасные риски и перспективные возможности существуют для этой отрасли по состоянию на текущий момент?

– Наибольшие риски определяются ослаблением покупательной способности населения Российской Федерации, которое оказывает негативное влияние на объемы инвестиций в строительство. Непосредственные результаты этого воздействия незамедлительно отразятся на нашей отрасли. В то же время повышается уровень рисков, связанных с потенциальным банкротством предприятий и банков, что наносит населению тяжелый финансовый ущерб.

Кроме того, для оконной отрасли снова возрастает опасность смещения спроса в направлении более экономичных конструктивных элементов и компонентов. В кризисный период последующие переработчики и потребители в равной мере стремятся найти на рынке более доступные по цене альтернативные варианты, а недостаток или вообще отсутствие в России соответствующих технических норм и правил облегчают жизнь поставщикам низкокачественных товаров. Дешевое молекулярное сито, которое даже не заслуживает этого названия, поскольку не выполняет своей непосредственной задачи, вместе с тем становится причиной потери функциональных свойств многослойного стекла. Но кто из покупателей окон об этом знает?

С другой стороны, текущий курс рубля повышает для российских клиентов привлекательность отечественных предприятий, таких как компания «Т.Б.М.». По этой причине мы работаем со своими клиентами в четко установленных ценах в рублях, что позволяет нам осваивать новые рынки и завоевывать новых клиентов. Наша цель должна заключаться в том, чтобы обеспечить возможность поставок большей части ассортимента товаров компании «Т.Б.М.» по фиксированным ценам в течение всего этого года.

В настоящее время у компании «Т.Б.М.» есть немало клиентов, которые полностью удовлетворяют свои потребности по закупке необходимых им товаров благодаря нашему ассортименту, хотя ранее они лишь частично пользовались нашими услугами для их приобретения. По всей видимости, здоровое с экономической точки зрения предприятие «Т.Б.М.» является для этих клиентов самой надежной и безопасной альтернативой. В распоряжении нашей компании находятся складские мощности с приличным ассортиментом уже оплаченных изделий. Мы не зависим от банков при необходимости осуществления закупок. Вероятно, это самый лучший способ предотвращения кризисных ситуаций.

Как Вы оцениваете динамику развития компании Roto Frank и ее производственного предприятия в Ногинске на протяжении последних пяти лет?

– В этом вопросе гораздо более важным по сравнению с моей точкой зрения является мнение производителей оконной продукции. Мы видим, что рынок отдает должное достижениям Roto: рыночная доля изделий марки Roto непрерывно растет, и за последние пять лет компания Roto Frank заметно увеличила объемы выпускаемой продукции. Для нас – российских торговых предприятий – производство немецкой фурнитуры в Ногинске, вне всяких сомнений, гораздо удобнее и надежнее по сравнению с импортными поставками. И в этом отношении я говорю не только об уровне цен и нестабильности  валютных курсов.

Производственное предприятие концерна Roto в Ногинске осуществляет прямые поставки для всех филиалов компании «T.Б.M.» – для нас и наших клиентов это является настолько большим преимуществом, что единые для любых стран цены на изделия прекрасно вписываются в общий прейскурант компании «T.Б.M.». Кроме того, изделия марки Roto из Ногинска поставляются не только в Москву, но и в Ростов, Иркутск, Новосибирск и другие города, компания «T.Б.M.» сокращает свои временные затраты и в первую очередь логистические расходы. Вместе с тем производство в Ногинске без каких-либо проблем и в кратчайшие сроки справляется с пиковыми запросами от компании «T.Б.M.» или одного из наших клиентов.

Чем Roto, с Вашей точки зрения, отличается от других производителей фурнитуры?

– Для нас сотрудничество с Roto отличается чрезвычайной привлекательностью, поскольку ее сотрудники очень ответственно подходят к нашим запросам и пожеланиям, а во время переговоров относятся к нам со всем уважением. Среди всех наших поставщиков компания Roto Frank, безусловно, является самым успешным производителем поворотно-откидной фурнитуры и петель. Концерн Roto Frank представляет собой «бережливое» предприятие, а его специалисты хорошо понимают потребности наших клиентов, что отражается на качестве продукции этой марки, а также эффективной организации поставок и ценовой политики. По моей оценке, с учетом этих факторов Roto – это сильнейший «игрок» среди своих конкурентов.

Производственная система концерна Roto Frank схожа с системой, разработанной в фирме Toyota. Ее основные принципы: надежность и безопасность, предупреждение брака, непрерывное совершенствование и устранение непроизводительных затрат. Вне зависимости от местонахождения, будь то в Германии, Венгрии или России – все производственные предприятия концерна Roto работают именно таким образом. По этой причине мы доверяем марке Roto. Уже в течение двух лет этот концерн принимает активное участие в нашем проекте «Logicon», в рамках которого осуществляется проверка и совершенствование всех без исключения логистических процессов в компании «T.Б.M.». Какой бы заказ мы ни разместили – сотрудники концерна Roto не вступают с нами в дискуссии, а обеспечивают выполнение наших запросов. Даже в тех случаях, когда для этой цели требуется  внутренняя реорганизация. Так, концерн Roto со всей серьезностью рассматривает компанию «T.Б.M.» в качестве торгового партнера со знанием конкретных потребностей рынка, а также причин их появления.

Мы воспринимаем концерн Roto Frank как предприятие с максимальной ориентированностью на будущее, которое воплощает в жизнь бескомпромиссную концепцию «быть ближе к клиенту» и применяет принципы бережливости в отношении собственной организации, например, за счет внедрения современных технологий. В то же время руководство этого предприятия готово пойти на определенный риск и предпринимает все необходимые шаги для его развития. По этой причине компания «T.Б.M.» и концерн Roto работают и будут работать в тесном сотрудничестве, а их общие позиции на российском рынке оконной продукции еще больше укрепятся.



Есть ли у Вас конкретные цели, к достижению которых Вы стремитесь в тандеме с концерном Roto Frank?

– Мы хотели бы расширить для себя ассортимент выпускаемых в России изделий марки Roto, а также представлять на рынке новую продукцию этого производителя. Возьмем для примера фурнитуру Roto OK – это одна из ключевых новых программ, имеющая огромное значение для российского рынка, поскольку эти изделия позволяют организовать оконное производство с прекрасным соотношением «цена-качество». Даже во время кризиса фурнитура Roto OK обеспечивает возможность предложения долговечных окон хорошего качества. 

Когда лично я думаю о концерне Roto Frank, мне приходит в голову одна мечта. Я мечтаю о том, чтобы производственное предприятие в Ногинске самостоятельно выпускало весь ассортимент продукции марки Roto, что позволило бы нам экономить на закупках изделий, совершаемых в евро, и проводить соответствующие денежные расчеты в рублях. По всей видимости, эта мечта пока еще не исполнится завтра-послезавтра, но я все же считаю вероятным тот факт, что через пять или шесть лет российский потребитель начнет извлекать выгоду в результате дальнейшего наращивания производственных мощностей концерна Roto Frank в Ногинске. Быть может, по прошествии пяти лет мы снова встретимся и посмотрим, сбылась ли моя мечта!