Первая независимая Премия индустрии СПК «Оконная компания года». Как это было. Интервью с генеральным директором tybet.ru® и главой оргкомитета Вадимом Казновским


Первая независимая Премия индустрии СПК «Оконная компания года». Как это было. Интервью с генеральным директором tybet.ru® и главой оргкомитета Вадимом Казновским

20 апреля 2016 в Москве, КЗ «Известия Холл», состоится первая в истории официальная Церемония независимой профессиональной Премии индустрии светопрозрачных конструкций России «Оконная компания года» по версии tybet.ru.  Церемония станет финальным аккордом большого отраслевого проекта портала tybet.ru®, стартовавшего в сентябре 2015 года для поддержки и популяризации отечественной индустрии СПК. За 7 месяцев работы проект смог охватить и привлечь к себе широкую аудиторию участников отрасли, авторитетных независимых экспертов, партнерские организации, СМИ. Впервые в истории индустрии, в сотрудничестве с экспертным сообществом tybet.ru была разработана и реализована комплексная система конкурса оконных предприятий, позволяющая определять наиболее успешные компании и проекты рынка в его ключевых областях. Также Премия оказалась убедительным поводом для рынка СПК переосмыслить устоявшиеся ценности, собственную значимость и заявить о себе, расширить привычное информационное пространство и установить новые связи.

Результаты первого сезона Премии «Оконная компании года-2015» будут озвучены через считанные часы, в рамках Церемонии награждения лауреатов конкурса. Что этому предшествовало, и как это было, рассказывает генеральный директор tybet.ru®, глава оргкомитета Вадим Казновский.  

– Идею проведения подобного конкурса мы обдумывали несколько лет. Искали форму в которой смогли бы реализовать все наши идеи, а за последние 5-6 лет их накопилось немало. Два кризиса подряд не могли не отразиться на рынке – некоторый образовавшийся психологический застой расстраивал и угнетал. При этом многие, действительно, серьезные компании не переставали создавать новые продукты, проекты, новые ценности, чем выводили рынок из состояния примитивной тотальной ценовой конкуренции в новое качество зрелой развитой индустрии.

Не все эти достижения и успехи, к сожалению, имели возможность должным образом доноситься до потребителей, впрочем, как и до самих участников рынка, привыкших работать в узком «цифровом» измерении – цены, доли, объемы продаж. Без особенного понимания и представления, в каком качественном направлении будет двигаться, и развиваться рынок завтра. Так появился проект, который мы решили делать в понятном для потребителей и бизнеса формате – отраслевая премия, площадка, где обсуждаются ни сколько бренды, сколько тренды. Я очень рад, что несмотря ни на что, каждый год, много лет подряд нам есть что обсуждать. 

Проводя конкурс, мы хотели привлечь внимание не только оконных компаний, но и, главным образом, конечных потребителей к, действительно, качественной продукции, к достойным оконным компаниям, которым можно доверить любой заказ и быть уверенным в своем выборе.  

Расскажите о конкурсе оконных компаний, как это делалось, что внутри?

– Перед нами стояла определенно сверхзадача – придумать и реализовать модель определения лучшей компании не в одной узкой тематике, а в нескольких принципиально важных для дальнейшего развития рынка областях. Что брать за основу, какие критерии, как оцифровывать полученную информацию, «крокодил больше зеленый или длинный» - осмыслить было, откровенно, не просто. Но мы обратились к экспертам, и четко поняли, что будем делать не количественное, а качественное исследование оконного рынка, основанное на системе экспертных оценок. 

Поэтому второй новой для нас сверхзадачей стало формирование сообщества экспертов Премии – отраслевых и независимых из других областей: стройка, маркетинг, сертификация, проектирование, архитектура… Мы провели множество невероятно интересных и полезных встреч, наша команда стала настоящей исследовательской лабораторией по выработке критериев, методик оценки компаний. Не все их них мы смогли доработать и реализовать в первом сезоне, но база заложена и есть куда двигаться дальше. Благодарим наш Экспертный Совет, членов Жюри и всех, кто нам помогал.

Что такое качественное исследование рынка? Здесь есть математика? 

– Скорее статистика. Каждый номинант Премии в этом году подготовил для конкурса собственные заявки-презентации, где по предложенному алгоритму рассказал о себе, своих продуктах, инновациях, концепциях. Какие-то из них, к слову, на площадке Премии звучали впервые. 

Требования к презентациям составлялись нами в сотрудничестве с Экспертным Советом – людьми, чья экспертиза в оконной отрасли нам представляется бесспорной. Далее, по предложенной шкале, конкурсная информация оценивалась членами Жюри – независимыми экспертами и практиками из других рынков и других областей.

Кроме того, в рамках номинации «Потребительский сервис» мы опросили рядовых потребителей – клиентов компаний, и получили их отзывы о сервисе, что тоже являлось баллом в общей оценке компании.

В работе с экспертами мы определили истинные весовые коэффициенты для всех составляющих анкет. Ввиду того, что все члены экспертного совета выставили разные ранги и веса, нам необходимо было определить средние значения весов, т.е. произвести экспертную оценку веса каждого параметра анкеты по каждой номинации Премии. Результирующие веса мы использовали для определения итоговой оценки компании по оценкам членов жюри. Для большей точности при маленькой выборке (шесть членов совета) использовались одновременно два метода определения весовых коэффициентов.  

Первый – определение коэффициента конкордации Кендалла, уточненный критерий согласования Пирсона, и на основании полученных данных рассчитывались веса каждого критерия в процентах.  

Второй метод мы использовали для оценки и согласования весовых значений параметров. Рассчитав  коэффициент вариации, мы легко могли определить однородность данных представленных экспертами Совета. В статистике принято, что, если значение коэффициента вариации менее 33%, то совокупность считается однородной, если больше 33%  – неоднородной. Таким образом, выявив однородную последовательность, мы смогли получить средние значения весов параметров по каждой номинации для сравнения с весами, которые были получены ранговым методом.  
Аналогичный метод применялся для сложения голосов жюри и подсчета среднего балла компании в номинации. Мы постарались максимально исключить как случайный, так и «человеческий» фактор в оценках, поэтому, если анкета члена жюри для конкретной компании носила явные признаки отличия от средних значений, такие голоса не учитывались в общей средней оценке. Таким образом, при определении среднего балла мы использовали только однородные совокупности, что существенно уменьшило возможную ошибку в оценке.  

Уже первые обработанные анкеты выявили правильный подход к их оценке. В некоторых номинациях, расхождение в оценках жюри было столь минимальным, что победителя решали десятые доли балла.  

Конечно, на итоговые оценки оказали значительное влияние качество подготовленных номинантами материалов, ведь жюри выносило свои оценки только по результатам просмотра презентаций компаний по номинациям. Мы уверены, что в будущем многие компании уделят больше времени для подготовки качественных, ярких презентаций и материалов. Первый сезон конкурса, безусловно, определил высокий уровень стандарта для таких работ, ведь в нем принимали участие лучшие компании нашего рынка.  

Также мы хотим отметить, что только три оконные компании показали абсолютный результат согласованности оценок жюри – ни в одной оценке не было существенного отклонения от общего мнения. Это говорит о высоком профессионализме компании, как в работе, так и в умении представить результаты своей деятельности в конкурсных работах. 

Подробнее о ходе конкурса, результатах и рейтингах компаний по номинациям, вы узнаете на торжественной Церемонии награждения лауреатов Премии «Оконная компания года» по версии tybet.ru которая состоится 20 апреля 2016, в Москве, в концертном зале «Известия Холл».

Ждем вас!