«Cитуация начнет улучшаться в 2018 году». Интервью tybet.ru с генеральным директором «профайн РУС» Яном-Гердом Фосом


«Cитуация начнет улучшаться в 2018 году». Интервью tybet.ru с генеральным директором «профайн РУС» Яном-Гердом Фосом

Третий год кризиса подряд – время не для слабых. Как реагирует и меняется российский рынок ПВХ-окон. Что будет происходить на рынке ПВХ-профиля в 2017 году? Об итогах минувшего года и прогнозах в наступившем – в интервью tybet.ru с генеральным директором «профайн РУС» Яном-Гердом Фосом.

Г-н Фос, как завершился для рынка и для «профайн РУС» 2016 год? Стало ли понятнее работать?

– Начну с того, что 2016-й, как и 2015-й был годом рецессии. По нашим оценкам, падение в минувшем году в среднем составило порядка 15-20%, а в отдельных регионах гораздо больше. Среди наших партнёров есть компании, которые выросли, но есть и те, кто оказался неспособным работать в условиях падающего рынка.

В июне 2014 года российский рынок начал проседать, такое периодически случается на многих рынках. Концерн profine GmbH работает в 32 странах и, по своему опыту мы знаем, что всегда есть рецессивные рынки (сейчас это, например, Бразилия), и как в такой ситуации нужно реагировать. Нами была пересмотрена стратегия  и проведена реструктуризация. И в 2015 году мы были удовлетворены достигнутым финансовым результатом. Благодаря прочности созданного базиса, на фоне падающего рынка компания находится в более выигрышном положении и по итогам 2016 года.

В начале кризиса мы также изменили стратегию. Когда рынок падает, основная задача сохранять потребление в тоннаже, тогда автоматически будет расти и доля рынка. Это у нас получилось, о чём говорят цифры: 14,9% в 2014 году, 17,9% в 2015 году, около 20% в 2016 году. Для «профайн РУС» это была первоочередная задача, потому что мы верим в то, что российский рынок снова восстановится.

Если рассматривать финансовые результаты, конечно, мы все страдаем. У конечного потребителя сейчас нет денег для того, чтобы покупать премиальные продукты, соответственно продолжает расти удельный вес дешёвых систем. Сырьё в России намного дороже, чем на других рынках, в то время как готовые окна намного дешевле. То есть страдают и поставщики профиля, и производители окон ПВХ. На мой взгляд, меньше всего пострадали оконные дилеры, но эти два сегмента находятся в очень сложном положении.

Продолжится ли тенденция, на Ваш взгляд, в 2017 году?

– Мы думаем, что 1-й квартал будет тяжёлый, не исключено еще  падение рынка, 2-й квартал будет лучше, в 3-м мы будем на том же уровне, как и в 2016 году, а с 4-го лучше, чем в среднем по году.

Я думаю, что в целом ситуация начнет улучшаться в 2018 году. Это мой личный оптимистический прогноз. На чём он основывается? Если посмотреть, что происходит в данный момент в мировой экономике, например, подписан договор с ОПЕК, нефть повышается, в последнее время отмечается выравнивание курса рубля, Если ценность рубля будет повышаться, будут инвестиции в народное хозяйство, что поможет преодолеть рецессию и снова начать расти.

Как на негатив будет реагировать ваша компания?

– profine GmbH работает по всему миру, и не было такого года, когда бы в какой-либо стране не возникало проблем. В последние 2,5 года особенно обострилось положение в России, которая является очень важным рынком для концерна. С другой стороны, подъём в других странах уравновешивает последствия кризиса на менее активных рынках. Это преимущество международных компаний, работающих по всему миру. Если бы концерн сфокусировался только на российском рынке, было бы намного тяжелее.

В каждом традиционном рынке есть только пять самых больших игроков, они, в конце концов, победят. То, что нам надо бороться, это каждому ясно, мы готовы, и мы это делаем.

Что будет меняться в плане продукта и продаж в сегменте ПВХ-профиля?

– Что касается геометрии профиля, то мы и дальше будем продвигать системы с повышенным энергосбережением. 76-я система получила очень хороший резонанс на российском рынке. Скоро  в ассортимент будет введена новая  система 88 мм, которая тоже найдет своего клиента.

К сожалению, рынок по-прежнему привлекает низкий сегмент. За время этой рецессии только он и вырос, средний сегмент почти исчезает, а верхний относительно стабилен, даже немного растёт. Наше преимущество, что у «профайн РУС» есть продукты во всех сегментах.

Сегодня нам нужно привить понимание рынку, что энергосбережение, экологичность важны не менее, чем сервис. Если мы сможем это передать конечному потребителю, тогда для нас рынок через два года даст ожидаемый эффект. Основную нишу займут 70, 76 и 88 системы, а на 58-ю будет приходиться лишь около 1/3. Сейчас всё наоборот – превалирует расточительная с точки зрения энергосбережения система, которая оптически выглядит так же, как энергосберегающая. Единственный положительный фактор, что эти пластиковые окна всё равно через 10 лет будут менять.

Естественно, будут заметны изменения в продажах, клиенты будут больше курироваться системодателем, что приведёт к пересмотру стратегии дистрибуции. Важный момент, нельзя концентрироваться на нижнем сегменте, а дальше необходимо продвигать инновации, новые идеи, такие как, например, «реставрационная рама» или продукты для «умного дома» и так далее. Если бы мы не заботились об этом, то не сохранили бы нынешние позиции на рынке. Поэтому и дальше «профайн» будет продвигать инновационные решения.

Количество оконных компаний стало уменьшаться в геометрической прогрессии, и впереди ещё будет немало закрытий, слияний. В «профайн» знали, что так будет, наверняка, и как-то готовились к сокращению клиентской базы?

– Ожидалось, что на рынке будут ухудшения в 10-20% случаев, но не у всех. У нас есть компании-партнёры, которые закрылись в 2016 году, и ожидается, что немало уйдет с рынка в 2017-м. Сейчас у многих клиентов нет денег и им нечем платить. Ухудшения ситуации мы ожидаем и в ближайшие три месяца. Если бы profine GmbH была молодой фирмой, мы бы не выстояли в таких условиях.

В компании идёт постоянное осмысление, какие ещё можно привлечь ресурсы для решения текущих проблем. Мы изменили процесс управления. Например, работаем на производстве по определённым схемам, ежегодно улучшая каждый этап производственной цепочки. Ключевое внимание уделяется оптимизации отходов, чтобы их было как можно меньше, создавая оптимальный жизненный цикл продукта. В этом преимущество нашей экологической политики.

Совершенствование производства важно, но оно имеет границы, посему нужно концентрироваться на продажах и на маркетинге. В этом году в Белоруссии и Казахстане падение составило 7%, а в России – только 6%, я горжусь своей командой и тем, чего мы достигли.

С другой стороны, кризис – это естественный процесс в ходе развития рынка. Синоним кризиса – это очищение индустрии. Когда рынок очищен, опять получаешь удовольствие от работы на нём.

Вы затронули тему экологической сертификации. Насколько она актуальна для развития вашего бизнеса и компании?

– Для нас в первую очередь важна наша технология greenline – мы внедрили ее 15 лет назад. Эта политика применяется к каждому продукту profine – мы не используем свинец, кадмий, а лишь кальций-цинковые стабилизаторы. Основная разница в том, что в процессе возгорания ПВХ-профиля высвобождаются диоксиды, которые очень токсичны и могут вызвать самые серьёзные заболевания, вплоть до раковых опухолей.

Конечно, переход на новую рецептуру, довольно дорогостоящий. Нам пришлось разработать собственные бессвинцовые стабилизаторы, которые сегодня используются на всех производствах концерна profine GmbH. Это был первый шаг.

В России мы абсолютно последовательно сделали второй шаг. Не только ПВХ-профиль, но и весь процесс производства должен отвечать высоким экологическим требованиям. Поэтому мы прошли экологическую сертификацию и получили экомаркировку «Листок жизни» и очень гордимся этим.

Хочется выразить благодарность российским политикам, которые объявили 2017 год – Годом Экологии, что очень импонирует для высоких целей «профайн» в области «зелёных» технологий.

С этого года, в рамках Премии tybet.ru «Оконная компания года» и ее номинации «Зелёные окна» маркировка «Листок жизни» доступна и для производителей готовых окон. Как лицензиат, поделитесь, пожалуйста, опытом. Что это даст российским оконщикам? 

– Есть тендеры, где на первый план выходят технологии будущего, заказчики этого требуют от поставщиков остекления. Здесь нет альтернативы, так как рассматриваются только «зелёные» продукты.

Сложно взвесить, продавали бы мы больше или меньше, но для profine GmbH существует только этот путь, это неотъемлемая часть стратегии и философии бренда. Я бы желал, чтобы каждый производитель экструзионного профиля использовал дружественные экологии сырьевые ресурсы.

Появление на рынке оконных компаний, которые поддерживают идею экологических окон, это положительный сигнал. С их стороны важно привести весомую аргументацию конечному потребителю о пользе «зелёных окон». Но важно, чтобы эти окна были действительно «зелеными», сейчас многие спекулируют на этой благодатной теме, мы видим много продуктов с приставкой «эко», которые таковыми не являются, а лишь вводят потребителя в заблуждение.

Для нас экология означает – ответственность за будущее. Это очень важно.

Что касается вашей B2B-политики. Почему компания решила не принимать участие в выставке BATIMAT RUSSIA? На что потратите бюджет?

– Принимая такое решение, в компании абсолютно трезво подошли к этому вопросу. Наш принцип такой – либо всё, либо ничего. В 2015 году у «профайн РУС» был превосходный стенд на BATIMAT RUSSIA. Безусловно, в этом году можно было сделать экспозицию поменьше, но это могло бы вызвать двоякую реакцию на рынке. После общения с нашими клиентами и сотрудниками, они поддержали решение не принимать участие в мероприятии. На московскую выставку клиенты из Сибири и прочих дальних регионов не приедут, так как они сейчас борются за свои компании и сегодня целесообразнее помочь им на местах.

Нами было решено инвестировать эти деньги в наших клиентов. Мы честно говорим: да, мы экономим деньги на выставке и лучше потратим их на более актуальные цели.

Конечно, во время выставки BATIMAT будет проводиться клиентское мероприятие, но презентовать продукт, который на 90 % итак все знают, мы не станем. Выставка – это преимущественно акцент на В2В, а «профайн РУС» намерен сконцентрироваться в большей степени на сегменте В2С.

А что касается регулирования оконного рынка. Вы принимали участие в разработке новых законов и правил? Как оцениваете появление новых стандартов?

– Совершенно верно, мы всегда участвовали в разработке ГОСТов. Если говорить о стандарте на профили оконные 2015 года, его разработчиком является СППП, а основной исполнитель сотрудник нашей компании Василий Игнатенко.

Что касается ГОСТа «Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения для жилых зданий», который был разработан ТК 465 в начале 2016 года, то представители «профайн РУС» принимали участие в обсуждении. Как и большинство других профильные компаний, мы о нём не были осведомлены своевременно, но как только узнали, что его разрабатывают, приняли участие в обсуждении. И второй раз, в рамках обсуждения в Национальном оконном союзе, наш эксперт Александр Артюшин озвучил свои замечания и поправки.

В целом, компанией новый ГОСТ оценивается положительно, он значительно облегчает жизнь проектных организаций и структурирует проектную документацию. И очень важно, данный стандарт должен применяться не только в массовой застройке, но и на рынке частного потребителя.

Какими главными событиями Вам запомнился 2016 год?

– С точки зрения концерна – это выставка в Германии. Количество посетителей на стенде компании в Нюрнберге на fensterbau frontale 2016 было невероятным. Очень много было гостей из России.

Лично меня больше всего впечатлила – наша команда и работа в команде. Это интересный непрерывный процесс. Наш сегодняшний менеджмент вырос с низа карьерной лестницы. За последние 4 года моей работы в России создана команда моей мечты, я ею горжусь. Это приносит очень большое удовольствие, даже если рынок тяжёлый. У меня ещё не было такого дня, чтобы я с неохотой ехал на работу. Я рад встрече с  каждым сотрудником. И в 2017 году я постараюсь, чтобы каждый сотрудник «профайн РУС» получал удовольствие от своей работы, и мог расти и продвигаться дальше вместе с компанией.

Благодарим за интервью.