Доля пластиковых окон в России достигла 82%. Интервью с Генеральным директором Союза производителей полимерных профилей (СППП) для светопрозрачных конструкций Русиным С. Л.


Доля пластиковых окон в России достигла 82%. Интервью с Генеральным директором Союза производителей полимерных профилей (СППП) для светопрозрачных конструкций Русиным С. Л.

Что нового происходит в оконной отрасли?

– Последнее время в отрасли светопрозрачных конструкций (СПК) происходит много важных событий и изменений. Продуктовые направления объединяются в союзы, ассоциации. Проходят совместные встречи, обсуждается ситуация на рынке, предлагаются различные решения реформирования отрасли. Активно разрабатывается отраслевая нормативная документация, вносятся правки в уже имеющиеся ГОСТы и СП. Плодотворно работает подкомитет СПК в ТК 465, появился также новый подкомитет по СПК. Организаторы отраслевых конференций, форумов конкурируют в хорошем смысле этого слова друг с другом и проводят свои мероприятия, выбирая для них самые актуальные и интересные темы и приглашая известных экспертов отрасли в качестве докладчиков. Производители оконных ПВХ-профилей, фурнитуры, стеклопакетов и комплектующих гибко реагируют на рыночные изменения, стремятся предлагать инновационные продукты на рынок, оказывают поддержку своим стратегическим партнёрам. Союз производителей полимерных профилей при активной поддержке своих членов принимает самое непосредственное участие в жизни отрасли. СППП следит за рыночными изменениями, проводит маркетинговые исследования, выступает с докладами на отраслевых конференциях и форумах, участвует в круглых столах по обсуждению важных тем оконной индустрии.

Каковы тенденции на рынке пластиковых, деревянных и алюминиевых окон?

– Профессионалы рынка, производители окон, поставщики комплектующих находятся сегодня в поиске решения с целью выживания в непростое время для отрасли. Рынок пластиковых окон развивался в течение 25 лет без единого бюджетного рубля. Индустрия создавала и продолжает создавать тысячи рабочих мест, вносит в бюджет серьёзные налоговые отчисления и одна из первых в строительстве все сделала для перевода производств ПВХ-профилей на территорию России. Тем самым, провела программу по импортозамещению ещё раньше, чем об этом задумались в России. По данным отраслевого портала «О.К.Н.А. Маркетинг» доля рынка пластиковых окон в общем рынке светопрозрачных конструкций в 2016 году достигла 82%. Относительно других стран это достаточно высокий показатель, если не рекордный. Оставшиеся 18% делят между собой деревянные и алюминиевые окна. Что способствовало достижению такого высокого результата популярности окон ПВХ? Всё просто. Высокие теплотехнические свойства, удобство и простота в эксплуатации и привлекательная стоимость. Покупатели по достоинству оценили потребительские свойства и характеристики ПВХ окон и на протяжении всех этих лет отдавали им предпочтение. Поставщики оконного ПВХ, алюминиевого и деревянного профиля на протяжении многих лет являлись не конкурентами, а смежниками в отрасли СПК. В частном и объектном секторе уверенно пользуются спросом ПВХ, алюминиевые окна хорошо зарекомендовали себя в фасадном остеклении, а деревянные окна в частном домостроении. Эти сектора практически не конкурируют друг с другом, так как отвечают разным потребительским критериям. Нет никакого смыла делать остекление больших фасадов из пластика или дерева, хотя это технически возможно. В этом случае очень хорошо подходит алюминий с его высокими статическими характеристиками. И наоборот, зачем применять алюминиевое окно в массовом, объектном строительстве с заведомо худшими теплотехническими характеристиками по сравнению с ПВХ окнами и при более высокой стоимости? Рынок давно сам сделал выбор, и произошло это эволюционно. Что называется: проверено временем.

Что Вы думаете об инициативе «Алюминиевой ассоциации» создать недорогое алюминиевое окно и принять участие в массовом объектном остеклении?

– Мы с уважением и пониманием относимся к любым инициативам, и в том числе и к этой. Любая наша оценка, думаю, может быть принята оконным сообществом предвзято. Мы заинтересованное здесь лицо. Но порассуждать на эту тему можно. Как мы уже отметили, ПВХ окна занимают львиную долю на рынке России и желание наших «смежников» понятно. Есть огромный рынок сбыта ПВХ-окон и почему бы там не поучаствовать? Но, одного желания и стремления мало. Нужны ещё опыт, знания, продукт, правильная стратегия, профессионалы для реализации, производители алюминиевого профиля и конечно ресурсы. А главное потребители. И не мало! В прошлом я работал в немецких компаниях, отвечал за продажи оконного ПВХ-профиля, курировал непосредственно клиентов и отвечал за регионы. Мне знакомы потребности производителей окон и могу сказать, что, как правило, в ассортименте у них есть почти всегда и ПВХ и алюминий. Успешные стабильные компании грамотно и взвешено подходят к решению сегментировать рынок сбыта: куда и что продавать. И в случае с объектным остеклением такие решения принимаются в диалоге с застройщиками. Отсюда и сегодняшнее состояние рынка. В массовом жилищном строительстве почти всегда применяются пластиковые окна. Причём в большинстве случаев речь идёт о применении высококачественных, энергосберегающих пластиковых окон, а они не являются дешёвым продуктом. Что касается непосредственно инициативы. Да, я понимаю. Можно сделать облегчённый вариант окна, уменьшить геометрические размеры профилей, сделать тоньше стенки, упростить конструктив, адаптировать систему под ПВХ-фурнитуру. А зачем? Такой вариант алюминиевого окна будет по себестоимости, конечно, ниже традиционного полноценного алюминиевого окна, но при этом по цене едва только приблизится к стоимости наиболее дорогих действительно высококачественных энергосберегающих ПВХ-систем, у которых коэффициент сопротивления теплопередаче будет выше. Иными словами, наши коллеги стремятся предложить рынку системы с более низкими теплотехническими свойствами, которые будут все равно дороже энергоэффективных пластиковых окон. Мы движемся в противоположном направлении.  Уже много лет СППП и в отдельности каждый производитель ПВХ-профиля разделяет и поддерживает программу энергосбережения в России и рекомендует своим клиентам и застройщикам уходить от эконом-систем и применять более широкие «тёплые» окна в массовом строительстве. В погоне за снижением стоимости алюминиевого окна в ущерб техническим характеристикам наши коллеги-смежники забывают о рентабельности бизнеса для своих партнёров. Это очень важный вопрос. Профессионалы рынка знают, что среднестатистическая норма прибыли при работе с алюминиевыми конструкциями сегодня в России выше, чем с пластиковыми. И в этом есть большой интерес со стороны предпринимателей продолжить работу с алюминием. Снижение стоимости (себестоимости) на новое алюминиевое окно может привести в первую очередь к внутренней конкуренции среди алюминиевых систем, как следствие к уменьшению нормы рентабельности бизнеса в целом. Движение в сторону удешевления в ущерб качеству. Вывод делайте сами. При этом завышенные ожидания роста объёма продаж (или производства) в надежде на более низкую цену редко оправдываются. Ещё одна особенность, которую надо учитывать при рассмотрении данного вопроса заключается в том, что в России очень мало производств, способных выпускать алюминиевые окна в массовом порядке. Создание таких производств потребует серьёзных дополнительных затрат, на которые оконные производители в ситуации сокращающегося рынка едва ли будут готовы.

Каковы преимущества пластиковых окон?

– На наш взгляд пластиковые окна незаслуженно относятся к сегменту эконом класса по сравнению с алюминиевыми или деревянными окнами. Оконные, дверные и фасадные ПВХ системы на сегодняшний день предлагают широкий диапазон применения: от эконом до элитных. Объектное строительство выбирает ПВХ окна из-за более низкой себестоимости и достаточно высоких функциональных характеристик. Проблема массового жилищного строительства заключается в том, что застройщики в ряде случаев  стремятся выбирать наиболее дешёвые пластиковые окна, которые производятся из низкокачественных комплектующих. Но есть и другие, высококачественные ПВХ-окна. Они весьма успешно применяются в частном домостроении и при санации индивидуального жилья. Ведущие системодатели имеют в линейке своих ПВХ систем широкие многокамерные профили с многоконтурным уплотнением, с возможностью обеспечивать светопрозрачными ограждающими конструкциями даже «пассивные» дома. Важное и перспективное направление – комбинированные системы, где ПВХ окно, например, имеет наружные алюминиевые накладки, а изнутри деревянные. Что касается статики. Статические стальные усилители в оконном ПВХ профиле зачастую обладают большей изгибной жесткостью при стандартных размерах, чем может предложить алюминий. По определению, модуль упругости стали в 3 раза выше, чем алюминия. Визуальный аспект – также в пользу ПВХ, здесь и покраска, и ламинационные пленки, и накладки. Просто получить в варианте ПВХ окон и сложные изогнутые формы. Что качается экологичности, то и здесь незаслуженная недооценка ПВХ: практически все производители перешли на бессвинцовые стабилизаторы, системы не требуют периодического покрытия различными химическим пропитками и лаками, как это предписано деревянным окнам.

Всё это подтверждает популярность пластиковых окон и их преобладающую долю 82%  на рынке светопрозрачных конструкций в России.

Пресс-служба  СППП