«Необходима фундаментальная перестройка рынка». Интервью tybet.ru с Александром Артюшиным, руководителем отдела строительного консалтинга ЗАО «профайн РУС»


Как известно, 2017 год в России прошел под знаком экологии и положил начало решению некоторых ключевых вопросов в этой отрасли. Редакции tybet.ru удалось побеседовать с одним из самых активных сторонников экологической безопасности светопрозрачных конструкций – руководителем отдела строительного консалтинга ЗАО «профайн РУС», Александром Артюшиным. В беседе с экспертом мы коснулись актуальной темы «зелёных окон», которая была впервые представлена в номинациях российской профессиональной Премии «Оконная компания года 2017».

«Необходима фундаментальная перестройка рынка». Интервью tybet.ru с Александром Артюшиным, руководителем отдела строительного консалтинга ЗАО «профайн РУС»

Ваша компания выступила партнёром Премии «Оконная компания года» в номинации «Зелёные окна». Александр, как Вы оцениваете наш первый опыт продвижения экологической темы на площадке WinAwards Russia?

– У нас с Вами был очень хороший помощник – НП «Экологический союз». Это первая компания в России, которая разработала критерии соответствия экологической продукции. Ведь до этого, любая компания могла заявить без каких-либо оснований: «Я экологичная!». Достаточно было купить экологический сертификат.

У всех продуктов, материалов, и конструкций, в том числе у окон и их комплектующих, критерии экологичности разные. «Экологический союз» обратился к нам за консультацией для разработки стандарта, который бы совершенно чётко конкретизировал, какой продукт (оконный блок) является экологичным, а какой таковым не является.

Считаю, что эта совместная работа удалась. Хотя стандарт носит характер добровольного применения, учитывая авторитет «Экологического союза» – организации, признанной международным сообществом, соответствие этим критериям будет очень весомым аргументом для оконной компании для продвижения своей продукции.

Кстати, для справки. По анализу результативности в области просвещения и продвижения экологичной продукции в Российской Федерации, директор НП «Экологический союз» – Юлия Грачева была избрана  в состав Совета директоров Всемирной ассоциации экомаркировки – GEN (Global Ecolabelling Network), став первым представителем России в этой влиятельной международной организации.

«Необходима фундаментальная перестройка рынка». Интервью tybet.ru с Александром Артюшиным, руководителем отдела строительного консалтинга ЗАО «профайн РУС»


Читайте также: Эксперты Премии WinAwards Russia рассказали, почему важно не пустить «гринвошинг» на оконный рынок

Критерии экологичности оконных конструкций касаются только профильной системы КВЕ или, участвуя в этой номинации, переработчики других систем имели точно такие же шансы на победу?

– Очень хотелось бы, чтобы у нас было какое-то лобби, но мы совершенно чётко понимаем, что рынок есть рынок. И, говоря о том, что рынок должен быть экологичным, мы должны говорить о рынке в целом. Поэтому в этот стандарт были внесены не только ПВХ системы, но и другие (дерево, алюминий и т.д.). Мы должны быть объективны к рынку, и нам удалось  разработать такие объективные критерии.

Работа строилась на нашем опыте, который мы имеем в Европе, и европейской директиве Vinyl 2010, которая также носит характер добровольного применения. Плюс вопросы энергоэффективности – тоже немаловажный момент. Всё это стало базой «зелёного» стандарта СТО-56171713-015-2017 «Блоки оконные. Критерии экологической безопасности и методы оценки».

Разработанный Стандарт носит добровольный характер. Если компания желает присоединиться и предлагать потребителю экологичные продукты, она принимает стандарт. На уровне государства никаких регламентов в этом плане нет. Нельзя никого заставить быть экологичными, но своим примером мы показываем, что можно и нужно работать только в рамках единого стандарта для Европы и России.

Как тема экологичных окон ПВХ продвигается в Европе? Что стоит изменить в России?

– Сегодня, в Европе эта тема уже не актуальна. С 2016 г. все производители ПВХ-профилей для оконных и дверных конструкций выпускают экологичные продукты. И мы определили для себя и наших потребителей европейский статус качества не только по техническим характеристикам, но и в вопросе экологии производства продукции и ее безопасного использования. Продукт, который производится в России, должен быть аналогичным тому, который производится на материнском предприятии в Германии.

К сожалению, для многих производителей ПВХ-профилей для окон и дверей эти вопросы не стоят в приоритете, по крайней мере, на российском рынке. Когда говорят, что в Европе у нас экологичный профиль, а здесь мы можем выпускать другой, со свинцовыми стабилизаторами, то этот профиль уже не немецкий продукт и не немецкое качество. Это политика двух стандартов: для внутреннего рынка ЕС выпускается экологически безопасный продукт, а в России о потребителях можно не заморачиваться.

Необходима фундаментальная перестройка рынка, начиная от изменения философии производителей, заканчивая ужесточением законодательного регулирования. Безусловно, ключевую роль здесь должен сыграть положительный пример системообразующих компаний-лидеров отрасли. Можно легко заметить известные торговые марки, в рецептуре которых не используются соединения тяжелых металлов для стабилизации свойств ПВХ-профилей.

Почему «зелёные» технологии столь важны для рынка окон?

– «Зеленые» технологии базируются на принципе увеличения длительности срока эксплуатации продукции, в том числе окон, что позволяет снижать нагрузку на природу при добыче, переработке и утилизации устаревших продуктов и отходов производства. Наконец, в производстве экологически безопасных окон не могут применяться токсичные вещества, наносящие вред природному комплексу или здоровью человека. Именно на эти принципы ориентируются экологически ответственные компании.

Переход на экологичную рецептуру greenline и бессвинцовые стабилизаторы мы начали в 2002 году и закончили в 2004-ом. Причем на всех предприятиях компании, вне зависимости от места нахождения производства. В 2004 году мы предложили российскому рынку новый экологичный продукт, который был встречен нашими клиентами и конечными потребителями очень положительно. Выбранный «зеленый» вектор развития greenline продолжает демонстрировать экологически ответственный подход в индустрии и к заботе о своих потребителях.

«Необходима фундаментальная перестройка рынка». Интервью tybet.ru с Александром Артюшиным, руководителем отдела строительного консалтинга ЗАО «профайн РУС»

«Зелёные окна» – это не только профиль. Какие требования к прочим элементам окна, производству и установке? Отличается ли экосертификация для профиля и стеклопакета, например?

– Базовым требованием к технологическому процессу является максимальная безотходность: производитель должен стремиться переработать и вновь направить в производство все возможные отходы, а материалы, непригодные для вторичного использования, безопасно утилизировать. Кроме того, важны снижение и постоянный контроль ресурсных затрат, особенно в вопросах энергопотребления.

Если говорить о самой продукции, то производитель должен отказаться от применения токсичных веществ в производстве, а также применять безопасную упаковку для транспортировки. Наконец, все экологически ответственные производители обязаны соблюдать действующее экологическое законодательство, способствовать информационному продвижению «зеленых» технологий.

Естественно, есть и ряд более специфичных требований для каждого элемента окна: к примеру, производство стекла связано с большими энергозатратами. При производстве фурнитуры обращается внимание на состав и способ нанесения антикоррозионных покрытий и операции покраски. Именно поэтому сертификационные центры разрабатывают отдельные чек-листы для каждого оконного элемента.

Какие из существующих на российском рынке окон можно назвать на 100% экологичными?

– Вряд ли, можно говорить о 100% экологичности – идеал, как известно, недостижим, иначе он просто не мог бы считаться идеалом. Но именно постоянное стремление к эталону становится стимулом к развитию и самосовершенствованию для компаний-производителей. На мой взгляд, максимально экологически безопасны наши профили, произведенные по запатентованной технологии greenline. Технологические требования greenline включают отказ от применения токсичных соединений свинца при производстве профилей для минимизации негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, а также абсолютно безопасную утилизацию профилей в конце их жизненного цикла.

Любые изменения в политике компании – это инвестиции. Как рассчитать окупаемость от внедрения экологической продукции? Чем могут быть привлекательны для оконного бизнеса «зелёные» технологии?

– Безусловно, внедрение экотехнологий на производстве требует определенных затрат материальных ресурсов и времени, но это отнюдь не означает падения экономической эффективности предприятия и даже, напротив, приводит к снижению стоимости производства, повышению имиджа компании, ее конкурентоспособности, открывает пути к участию в крупных тендерах. Позитивный опыт «профайн РУС» по переходу на экотехнологии доказывает, что грамотно организованная экологическая модернизация производства приносит значительные экономические и репутационные выгоды. Компания сумела предложить рынку экологичные оконные профили действительно европейского качества, удержавшись при этом в прежнем ценовом сегменте. Конечно, это укрепляет доверие наших постоянных клиентов и повышает привлекательность бренда в глазах потенциальных покупателей.

Читайте также: Эксперт Премии «Оконная компания года» – «профайн РУС» рассказал о вкладе остекления в зелёную сертификацию

Какими качествами должна обладать светопрозрачная конструкция и её производитель, чтобы выиграть тендер на остекление экодома?

– Прежде всего, конструкция должна быть изготовлена из безопасного для природы и человека сырья, иметь высокие показатели теплопередачи, воздухопроницаемости, светопропускания, энергоэффективности, а также безопасную эксплуатацию в течение длительного срока. Производство также должно быть организовано в лучших традициях экологической эффективности: замкнутая система рециклинга отходов и их безопасная утилизация, контроль выбросов и загрязнения окружающей среды и т.д.

Наконец, безусловным преимуществом будет пользоваться компания с проработанной и проверенной временем экологической политикой, собственной философией. Такая компания должна не только производить экологически чистую продукцию, но и быть активным участником общественных инициатив, стремиться к продвижению и популяризации экологичного производства и «зеленых» технологий.

Какой из строительных сегментов в России наиболее перспективный с точки зрения установки экологичных окон? Какая динамика ожидается в целом?

– Сегодня наиболее перспективным является сегмент частного потребителя, в том числе индивидуального застройщика. Личная безопасность, в частности безопасность жилища, всегда была и будет вне конкуренции. Этот факт уже стали использовать и некоторые застройщики в области коммерческой недвижимости. Своя ниша появляется у детских образовательных учреждений, объектов медицинского профиля.

В целом, учитывая растущую обеспокоенность конечных потребителей экологическими характеристиками своего жилища или места работы, можно прогнозировать достаточно быстрое развитие индустрии в ближайшее время.

Политически, какие направления «профайн РУС» будет поддерживать на общероссийском уровне?

– Это будет зависеть от запросов потребителей, от ситуации на рынке и в обществе. Главный посыл нашей стратегии состоит в том, что «профайн» – это коллектив экспертов по оконным профилям и конструкциям. КВЕ – это бренд, который позволяет нам объединить все свои преимущества: немецкое происхождение марки, экологичность, инновативность, энергоэфективность и ориентация на потребителя. Мы обладаем необходимыми компетенциями и помогаем конечному потребителю сделать правильный выбор в пользу качественных окон, которые доставят потребителю удовольствие, прослужат долго и будут замечательной составляющей его экологичного жилища.

Благодарим за интервью. Надеемся на дальнейшее не менее плодотворное сотрудничество в новом сезоне Премии WinAwards Russia!

Подготовлено пресс-центром tybet.ru/WinAwards Russia