Российские компании создают рынок спецстекла


Нетрудно заметить, что, ставя задачей обеспечение стабильности в меняющемся мире, компании сами постоянно меняются. Главным образом это касается рыночного предложения, которое, по словам игроков, всегда должно быть уникальным. А значит, необходимо часто пересматривать ассортимент, искать новые возможности продвижения продукта или услуги. Об этом в новом выпуске интернет-журнала «Эксперт».

Руководство подмосковной ГК «Гласспром», выпускавшей алюминиевые конструкции для простого остекления, еще в 2012 году отметило, что начали поступать заявки на противопожарные конструкции, и, осознав перспективность этого направления, решило занять на нем лидирующие позиции. За два года компания приобрела двух ведущих игроков на этом рынке и стала фактическим монополистом в сегменте спецстекла. «У нас стратегия – только развитие, – подчеркивает гендиректор Андрей Филоненко. – Единственное – сейчас мы планы строим менее амбициозные, чем раньше: темпы прироста себе наметили на уровне 15-20 процентов, чтобы не ниже инфляции».

В 2015 году «Гласспром» рассчитывает удивить рынок инновационностью и гибкостью, быстротой реакции.

Благодаря тому, что одна из двух поглощенных ГК «Гласспром» компаний на рынке противопожарного стекла – «Фототех» – имела портфель собственных НИОКР и инноваций, «Гласспром» уже сейчас может конкурировать с мировыми лидерами в данной области. «Ноу-хау «Фототеха» – цельностеклянные противопожарные перегородки, – рассказывает Андрей Филоненко, – не из закаленного стекла, как везде, а из противопожарного, такие ни одна компания больше не умеет делать. Мы даже подали документы на европейский патент». Благодаря другому уникальному продукту – стеклу, защищающему от съема звуковой и видеоинформации, был близок к подписанию контракт с Кремлем (отменен лишь из-за крымских событий). Но в «Гласспроме» не унывают, потому что нацелились еще на одну потенциально емкую нишу – окна, задерживающие микроволновое излучение. «Например, в районе Останкинской башни зафиксировано огромное количество раковых заболеваний, – поясняет Андрей Филоненко, – а у нас есть специальные стекла, задерживающие излучение, и все опыты проведены, сертификаты получены. Мы хотим вывести эту разработку из узкопрофессиональной области в массовое производство. А для дач, к примеру, это можно развернуть в обратную сторону и делать окна, усиливающие сигнал сотового телефона».

Как раскрутить с минимальными затратами новый для себя рынок? Для ГК «Гласспром», выходящей на рынок спецстекла, проект здания шоу-рум разработан бесплатно, а построить его могут партнеры

Также в «Гласспроме» обратили внимание на новые возможности конкуренции, открывающиеся за счет увеличения скорости выполнения заказа. «Как бы вы отнеслись к предложению: сегодня у вас приняли заказ на изготовление светопрозрачной конструкции, а завтра он уже будет готов?» – задает риторический вопрос Андрей Филоненко. По его словам, с этой идеей он носился давно, но сейчас весь менеджмент компании созрел для того, чтобы воплотить ее в жизнь.

Самый животрепещущий вопрос, возникающий в связи с темой развития бизнеса в 2015 году, это, конечно, вопрос его финансирования. И тут результаты опроса могут многих разочаровать: практически все компании-оптимисты предпочитают расти, опираясь в первую очередь на собственные ресурсы, а не на заемные средства. В связи с этим наличие определенной финансовой подушки остается их постоянной заботой, частью стратегии.
«Гласспром» ради поддержания постоянного денежного потока, позволяющего делать накопления, даже ограничивает свои планы по росту выручки. В противном случае оборотные средства рискуют зависнуть в дебиторке. Именно благодаря приверженности этому принципу компании удалось в свое время приобрести ключевые активы для выхода на новый рынок.

Естественный инструмент формирования финансовой подушки – постоянная забота о повышении рентабельности бизнеса путем снижения издержек. Этим участники опроса занимаются давно и системно, о чем, в частности, говорит такой факт. Доля компаний, у которых в 2014 году выросла рентабельность, намного больше доли тех, кто нарастил выручку (76 против 46%). А средства для этого они используют по большей части стандартные.

В «Гласспроме» пожинают финансовые плоды все той же приобретенной ими недавно научной базы: имеющиеся в портфеле разработки позволяют резко снизить себестоимость продукции за счет использования отечественного сырья (до сих пор на рынке предлагались европейская продукция и отечественный контрафакт). Впрочем, компания не упускает случая сэкономить и на других издержках.

Примером оригинального подхода к сокращению затрат служит проект «Гласспрома» по созданию шоу-рум для презентации конструкций из противопожарного стекла. С необходимостью иметь специальное помещение для заключения сделок компания столкнулась, как только вышла на рынок с новым продуктом. Чтобы увидеть его своими глазами, покупатели потянулись на производство «Гласспрома», находящееся в чистом поле в Сергиево-Посадском районе Подмосковья. Условий для работы с заказчиками в цеховых подсобках не было никаких. Поэтому решили строить специальное здание, которое в том числе само по себе будет демонстрировать возможности спецстекла. Дабы удешевить проект, компания в 2014 году объявила конкурс среди архитекторов на его разработку, вылившийся в международное состязание. В результате у нее появился целый портфель бесплатных проектов. Следующим шагом экономии будет этап строительства. Поставщики «Гласспрома» – производители алюминиевого профиля, фурнитуры и обычного цветного стекла – готовы поучаствовать в возведении здания, представляющего собой практически полностью стеклянный дом, чтобы стать неотъемлемой частью необычной презентационной программы.

Вера Краснова, Анастасия Матвеева
«Эксперт» №4 (930)