99% крупнейших рекламодателей остановили кампании в соцсетях в России


99% крупнейших рекламодателей остановили кампании в соцсетях в России

Фото: appleb.ru. Удаление приложения Facebook


Подавляющее большинство рекламодателей приостановили в России свои кампании в Instagram и Facebook: площадки сейчас фактически недоступны местным пользователям, да и позитивные сообщения не согласуются с общей негативной повесткой.

Практически 99% крупных брендов, входящих в топ-100 рекламодателей на российском рынке, отказались от любых коммерческих публикаций в соцсетях на ближайшее время. Об этом РБК сообщила заместитель гендиректора агентства LabelUp, эксперт IAB Russia Юлия Долгова. По ее словам, бюджеты, запланированные на март, переносятся как минимум на апрель-май. Исполнительный директор агентства Invite Роберто Панчвидзе вовсе заявил, что на ближайшие две недели «на hold» поставлены все контракты, связанные с продвижением в Facebook и Instagram. С приостановкой рекламных контрактов столкнулись порядка 70-80% блогеров, констатирует глава Единого агентства блогеров Владимир Алексеев.

Такое решение в отношении популярных соцсетей, как утверждают источники сразу в пяти агентствах, рекламодатели приняли прежде всего из-за того, что Роскомнадзор приступил к замедлению работы этих площадок — размещать рекламу, которая попросту не загружается у пользователей, брендам просто невыгодно. Председатель комитета Influencer marketing российского офиса Internet Advertising Bureau (IAB Russia) Антон Петухов призывает учитывать, что в будущем могут такие же проблемы возникнуть и с YouTube.

Почему Роскомнадзор замедляет западные соцсети

25 февраля Генпрокуратура по согласованию с МИДом признала Facebook причастным «к нарушению основополагающих прав и свобод человека» из-за ограничения работы ряда российских изданий. В результате Роскомнадзор начал «процедуру замедления» работы соцсети на территории России.

1 марта ведомство также возобновило замедление Twitter на мобильных устройствах, объяснив это распространением на платформе «фейков» о ситуации на Украине.

Официальных заявлений по поводу Instagram от Роскомнадзора не было, однако сервис Downdetector, который отслеживает неполадки в работе интернет-ресурсов, в последние дни регулярно фиксирует проблемы у российских пользователей и на этой площадке.

Некоторые компании уже обсуждают варианты перевода кампаний из Instagram и Facebook на сервисы «Яндекса» и в TikTok, говорит один из собеседников РБК. Если ситуация не изменится, то полный переход на «открытые аналоги», по мнению Петухова, будет неизбежен.

Первые отказы рекламодателей от размещения в социальных сетях начались еще до замедления их трафика соцсетей, уточняет один из источников РБК. По его словам, клиенты со своими позитивными кампаниями не хотели ассоциироваться с негативной информационной повесткой, которая с прошлого четверга доминирует в соцсетях — рекламодателей останавливают психологические установки аудитории, которая погружена в новостной поток и попросту не воспринимает рекламные публикации.

Сколько соцсети зарабатывают в России

Компания Meta Platforms Inc. — владелец Facebook и Instagram — в 2020 году заработала в России 39,8 млрд руб. Это стало известно благодаря публикации постановления мирового судьи Таганского района Москвы, в соответствии с которым 24 декабря 2021 года на компанию был наложен оборотный штраф. Для сравнения: выручка VK (ранее называлась Mail.ru Group) за аналогичный период составила 107,4 млрд руб., из которых больше 39 млрд руб. принесла интернет-реклама.

Google, в свою очередь, заработал в 2020 году в России более 144,4 млрд руб., что также стало известно после вынесения решения об оборотных штрафах. Его основной конкурент на российском рынке «Яндекс» — 218,3 млрд руб. Причем интернет-реклама обеспечила ему большую часть выручки — 126,4 млрд руб.

Что будет со всем рекламным рынком

Опыт предыдущих экономических кризисов, обусловленных резким ослаблением рубля, свидетельствует о том, что рекламодатели неминуемо сократят свои бюджеты.

Например, во втором квартале 2020 года, когда в марте рубль резко подешевел после развала сделки ОПЕК+, а потом экономическую ситуацию усугубила первая волна пандемии, рекламные доходы телеканалов снизились на 30%, интернет-площадок — на 9%. В первом квартале 2015 года после резкой девальвации рубля в декабре 2014-го затраты на телерекламу упали на 22% (интернет показал при этом рост на 9%, но был значительно ниже, чем в предыдущие кварталы).

Текст: rbc.ru