Российский рынок архитектурного и строительного стекла: ситуация, тенденции и прогнозы. Пресс-конференция Larta Glass по итогу 2024 года


Российский рынок архитектурного и строительного стекла: ситуация, тенденции и прогнозы. Пресс-конференция Larta Glass по итогу 2024 года

Фото: Larta Glass. Пресс-конференция «Ларта Гласс» ко Дню работника стекольной промышленности 2024

12 ноября 2024 в подмосковном Раменском на территории завода-производителя листового архитектурного и строительного стекла состоялась пресс-конференция руководителей группы компаний «Ларта Гласс» (бренд Larta Glass) по итогам работы в уходящем году.

Мероприятие проходило в преддверии Дня работника стекольной промышленности, отмечаемого в России 19 ноября. Это позволило организаторам объединить в одной конференции не только информацию о компании, но и осветить общие вопросы развития  российского рынка строительного стекла в 2024 году, включая прогнозы на ближайшее будущее.

Во второй части репортажа tybet.ru с пресс-конференции Larta Glass публикуем комментарии компании о состоянии российской стекольной отрасли, возможностях экспорта в условиях санкций, конкурентоспособности отечественной продукции, векторах развития стройки и остекления в перспективе.

Российский рынок архитектурного и строительного стекла в 2024 году

При том, что ситуация на рынке стекла, ввиду известных событий, сложилась неоднозначная, тем не менее, считают в компании, 2024 год показал стабильность потребления и здоровую динамику в сфере строительства.

«Эта стабильность потребления основывается на том, что формат здания, равно как и формат используемой светопрозрачной конструкции, изменяется в сторону увеличения потребления стекла. Также мы фиксируем на протяжении нескольких лет изменения дизайна зданий. Мы видим прирост объёма ИЖС, причём с растущим числом проектов с использованием остекления в пол и множеством интересных решений из стекла», – отметил коммерческий директор «Ларта Гласс» Александр Четвериков.

Ещё одной из заметных тенденций, на которую указал эксперт, стало сокращение объёмов на фоне видоизменения и роста качества продуктов для остекления.

«Объём стекла – это параметр достаточно общий, потому что стекло бывает крайне разное, начиная от обычного прозрачного и заканчивая стеклоизделиями с напылением, с обработками, с интерьерным исполнением, которые в несколько раз увеличивают функционала базового продукта. Конечный объём именно таких сложных решений увеличивается. Этот тренд мы увидим и в 2025 году. Также мы фиксируем качественные изменения и внутри такого потребления. На разных уровнях разработки проектов – от идеи до непосредственно монтажа светопрозрачных конструкций – мы встречаем всё более интересные решения», – подчеркнул Александр Четвериков.

Коммерческий директор «Ларта Гласс» Александр Четвериков

Фото: Larta Glass. Коммерческий директор «Ларта Гласс» Александр Четвериков

Прогноз по рынку листового стекла на 2025 год

Согласно данным аналитического агентства CMPro, российский рынок листового стекла показывает тенденцию к снижению объемов производства. В компании «Ларта Гласс» это подтверждают.

«По нашим оценкам, на 2025 год объем рынка снизится на 5-6%, но качество внутри этого рынка будет расти. Всё-таки профицит по мощностям присутствует, если говорить про Россию. Однако, если говорить про доступные для нас рынки реализации, то там ситуация находится в сбалансированном состоянии и экспортные возможности не уходят. Они есть, они оцениваются в плане экономической эффективности и сравниваются с теми возможностями, которые есть на территории «домашнего рынка» (Россия, страны СНГ и Турция). В случае изменения ситуации экспорт активизируется. Какого-то сильного давления в плане доступных мощностей и отсутствия реализации в 2025 году мы не ожидаем. При этом, понятно, что в рамках сезонности и наличия каких-то всплесков, всё возможно», – считает коммерческий директор «Ларта Гласс».

О ценах на листовое стекло в 2025 году

Цены на стекло, занимающего в общей площади светопрозрачной конструкции 80-90%, конечно, не могут не волновать производителей СПК оконного и фасадного рынка. По словам Александра Четверикова, 2024 год был очень стабилен в плане реализации за счет отсутствия сезонных скачков:

«Так как стекло, в особенности базовое прозрачное, носит очень сильно рыночный характер в плане балансировки спроса-предложения, то отсутствие пиковых сбросов влияет благотворно на стабильность ценообразования. Если рынок пойдет по той же тенденции в 2025 году, то единственным фактором изменения цен может стать только рост издержек. Тут, к сожалению, порадовать нечем, все мы видим, что происходит, и издержки растут».

Об экспортных возможностях российского стекла

После 2022 года российское стекло попадает в санкционные списки некоторых стран, и эти рынки закрыты для отечественных производителей. Тем не менее, по словам представителей Larta Glass, там, где стекло российского происхождения не испытывает дискриминации, отечественные поставщики не испытывают затруднений.

«Преимущество работы и наследия транснациональной компании для нас заключается в том, что с такой практичной точки применения у нас всё готово для того, чтобы поставлять нашу продукцию в любую точку мира. Мы активно этим пользуемся и работаем с рынками, независимо от их территориальной принадлежности. В нашем понимании, «домашним рынком» является не только Российская Федерация, но и страны СНГ и Турция. Это те территории, которым мы выделяем дополнительный ресурс. Larta Glass обеспечена сильной командой дальнего экспорта. Тут полёт фантазии крайне широк: Южная Америка, Новая Зеландия – это всё возможно осуществить за пределами «домашнего региона», – подчеркнул Александр Четвериков.


Производство стекла с магнетронным напылением

Фото: Larta Glass. Производство стекла с магнетронным напылением


О конкурентоспособности на международном рынке

В свете растущих требований к параметрам остекления и на фоне ограничения доступа к технологическим инновациям для российских производителей из-за санкций, вопрос конкурентоспособности отрасли на международном рынке кажется актуальным как никогда. Но и здесь беспокоиться не о чем. По словам операционного директора «Ларта Гласс» Константина Нежевенко, всё, что сегодня инновационного появляется в мире, возможно производить здесь, в России.

«Все международные тренды на российском рынке задавали и продолжают задавать четыре игрока. У истоков нашей компании стоял один из 4-х игроков. Мы, безусловно, следим за всем, что происходит в международной индустрии стекла. В частности, после завершения холодного ремонта печи на заводе в Раменском мы сможем производить крупногабаритное стекло 9 метров и более. Понятие «более» – растяжимое, я уверен, что в скором будущем мы всех удивим».

Про вектор развития стройки

Что касается дальнейшей динамики стройки и остекления по стране, по мнению представителей Larta Glass, центр активных и позитивных регионов в этом ключе будет смещаться.

«Мы стараемся анализировать вектор развития строительной отрасли и на его основе понимать тенденции. Что касается географии, смещение центра такой вот фокусной застройки с Москвы и Московской области в регионы, оно присутствует. Если говорить про Казань, про Поволжье в целом, это точка, в которой сейчас наращивается присутствие, и приволжским регионом не ограничивается. Краснодар, Черноморское побережье исторически у нас бьет рекорды в плане застройки обычного жилья. Но самое интересное в том, что со стороны застройщиков мы видим заметную переориентацию на более региональные проекты. Приморье, Владивосток, Хабаровск сейчас находятся в очень активной фазе, и это развитие не будет останавливаться. Важный фактор – рост ИЖС», – прокомментировал ситуацию Александр Четвериков.

Презентация образцов продукции на заводе «Ларта Гласс Раменское»

Фото: Larta Glass. Презентация образцов продукции на заводе «Ларта Гласс Раменское»


О сложных продуктах

В ходе пресс-конференции представители Larta Glass обратили внимание на стабильный рост спроса не только на более качественные, но и технологически сложные стеклоизделия, максимально востребованные сегодня со стороны архитекторов и застройщиков. В ответ на этот запрос российская стекольная отрасль прошла масштабную трансформацию, включающую формирование отечественных цепочек производства, переработки, транспортировки и монтажа.

«Если мы говорим про параметрический дизайн, в первую очередь необходимо решить проблему изменения геометрии плоского листа. В этом направлении рынок развивается – от гнутья в двух плоскостях мы переходим к более сложным решениям. У нас в портфолио есть яркий представитель – «Башня Эволюция» в центре Москвы. Там использовалось, в том числе, холодное гнутье. Также растущим спросом пользуется линейка LartaPro, предназначенная для архитектурного применения, в основе которой лежат продукты из закалённого стекла, используемого на фасадах и в других архитектурных решениях. Рынок сложных СПК развивается, поэтому, взаимодействуя со всеми своими переработчиками, мы поддерживаем это развитие, обеспечивая их качественным и эффективным материалом», – рассказал коммерческий директор «Ларта Гласс».

О продуктах будущего

Как считают в Larta Glass, в перспективе ближайших 5-10 лет рынок остекления будет двигаться в сторону более безопасных и более энергосберегающих решений, эффективно защищающих от избыточного солнечного тепла и шумового загрязнения.

«Хотелось бы снова акцентировать внимание на качестве остекления, что как раз подразумевает использование более безопасных, более энергоэффективных решений. Например, многослойное стекло, которое некоторое время назад стало трендом в Европе. До нас он только доходит в плане осознания: как рынок потребителя, как общество мы начинаем думать о том, что ресурсы стоит тратить более эффективно, также необходимо защищать себя. В этом направлении рынок будет двигаться неизбежно. Конечно, новейшие технологии, сами по себе не дадут объема, они не сделают применение таких продуктов более массовыми, но зададут планку, к которой будут стремиться. Рисуя ЖК, архитектор все равно будет понимать, что можно сделать жилище более безопасным, более энергоэффективным, более защищенным от солнца и звука. И так как технологические цепочки есть и готовность к их реализации тоже, туда и будет двигаться рынок светопрозрачных конструкций и остекления в ближайшие 5-10 лет», – подытожил Александр Четвериков.

Подготовлено редакцией tybet.ru.

Размещение и использование (полностью или частично) данного материала допускается только при наличии активной гиперссылки на tybet.ru