Рынок листового стекла. Проблемы, которые предстоит решить


И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга – наживешь врага ты,
Врага обнимешь – друга обретешь.

غیاث ‌الدین ابوالفتح عمر بن ابراهیم خیام نیشابورﻯ

Ситуация на рынке прозрачного листового стекла в РФ, которую мы имеем честь наблюдать сейчас несколько парадоксальна, так как, на первый взгляд, противоречит основным экономическим законам: закону спроса и предложения; закону конкуренции; закону стоимости.

Попробуем провести несколько углубленный анализ текущей ситуации на рынке в привязке к основным постулатам этих законов. Для этого необходимо понимать вводные, а именно:

  • технологические особенности производства стекла;
  • существующие мощности;
  • потребление в настоящий момент;
  • среднесрочные тенденции этого показателя;
  • уровень складских запасов;
  • финансовое положение основных игроков;
  • технологичность производств;
  • состояние дел в смежных отраслях;
  • себестоимость производства;
  • сезонность;
  • уровень монополизации отрасли;
  • ожидания участников рынка.

Факторов, естественно, много больше, но в данном случае, как мне кажется, достаточно будет и этих.

Кратко и по порядку:

  1. Процесс производства листового стекла технологически непрерывен, т.е. выпуск продукции ведется круглосуточно, и любые, даже краткосрочные остановки, (например на «горячий ремонт», или остановка с поддержанием на минимуме уровня стекломассы hot hold) крайне негативно сказываются либо на качестве продукции, либо на состоянии оборудования. Срок межремонтного периода работы стекловаренной печи колеблется, в зависимости от используемого оборудования и материалов, от 5 до 10 лет.
  2. Существующие мощности позволяют производить до 2 200 тыс. тонн стекломассы в год. При этом следует учитывать, что по флоат-технологии может быть произведено до 2 000 тыс. тонн, остальные мощности используют морально устаревшую технологию – производство методом вертикального вытягивания. Также необходимо учитывать готовые, но пока еще не запущенные мощности.
  3. Потребление внутри страны по состоянию на 1 августа 2009 года (за 7 месяцев текущего года), по моим оценкам, составило порядка 830 тыс. тонн, что на 23,7 % меньше аналогичных показателей 2008 года и продолжает снижаться. Потребление прозрачного листового стекла, по моим оценкам, в 2009 году относительно 2008 года будет меньше на 35,2%. Что касается 2010 года, сценариев сейчас рассматривается несколько, и ситуация будет развиваться во многом в зависимости от решений, принятых в ближайшие 3–4 месяца.
  4. Складские запасы продукции непомерно велики, особенно для данного времени года. По моим оценкам, на складах производителей сейчас хранится порядка 170 тыс. тонн листового стекла.
  5. Финансовое состояние некоторых участников рынка также внушает определенные опасения. Дело в том, что в 2005–2008 годах практически все производители проводили реконструкции производств, которые в основном осуществлялись за счет привлечения внешних ресурсов и в меньшей степени с использованием собственных средств, что сейчас негативно сказывается на финансовой устойчивости производителей, причем это касается как российских, так и зарубежных компаний.
  6. Уровень технологической оснащенности можно оценить как достаточно высокий, исключением являются производители ВВС-стекла. Тем не менее, определенные проблемы все же присутствуют: например, применение китайских технологических узлов некоторыми производителями несет вполне реальные риски, и этому, к сожалению, уже есть реальные примеры (ОАО «Лисичанский стекольный завод «Пролетарий», Украина).
  7. Основными «отраслями-потребителями» листового стекла являются строительный сектор, автомобильная и мебельная промышленности. Именно эти сегменты наиболее сильно пострадали от МФК. Падение темпов в строительстве в целом по 2009 году оценивается в 30–32%, в сегменте нового жилищного и коммерческого строительства цифры еще более удручающие. Снижение спроса на новые автомобили в 2009 году уже составило порядка 40%. Мебельная промышленность в силу ряда причин пострадала пока меньше, тем не менее, процесс, похоже, будет идти по нарастающей.
  8. Себестоимость продукта складывается из прямых материальных затрат на сырье и энергоносители, оплаты труда, коммерческих расходов на реализацию, общецеховых расходов, амортизационной составляющей, затрат на доставку, финансовой нагрузки, налогов. И также не следует забывать, что она достаточно заметно зависит от объемов выпуска продукции. Вариативность у производителей в плане минимизации себестоимости на текущий момент крайне низкая: рынок сырья и энергоносителей монополизирован, финансовую нагрузку можно уменьшить, лишь погасив кредитные обязательства, а свободных денежных средств нет; амортизацию тоже нельзя вычеркнуть. Затраты на доставку по железной дороге выросли в 2009 году на 5%, а снижение расценок на автомобильные перевозки было скорректировано увеличением «плеча доставки». Объемы производства – почти у всех на минимально допустимых значениях. Соответственно, остаются только коммерческие и общецеховые расходы, которые были ощутимо урезаны у всех производителей, и фонд оплаты труда.
  9. Сезонность такова, что при нормальном развитии, пик потребления приходится на сентябрь – ноябрь, минимум же наблюдается в январе-феврале.
  10. На текущий момент уровень монополизации стекольной отрасли я оцениваю как промежуточное между средним и высоким: в рамках страны ни один из производителей не имеет более 30% доли рынка, хотя локальное присутствие в том или ином регионе может быть более 50%. Тем не менее, существенное влияние на рынок своими действиями может оказывать любой из производителей.
  11. Ожидания участников рынка расцениваются мной скорее как пессимистические: те надежды, которые возлагались на летний период, себя не оправдали, прогнозы на текущую зиму неутешительные.

Закон спроса и предложения гласит: при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

В нашем же случае мы видим вроде бы обратное: на фоне падения спроса производители продолжают поднимать цены. Ключевой фразой в определении является «при прочих равных условиях», а они-то как раз изменяются с течением времени. И рост цен обусловлен выбранной производителями в середине весны стратегией – стремлением получить максимально возможное в текущих условиях, накопив запас прочности перед зимой, но, не задумываясь о предстоящих последствиях этого.

По мнению большинства потребителей, рынок стекла сильно монополизирован (более правильный термин – олигополия), и мы, вроде бы, должны применять терминологию законов монополистической конкуренции: монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов. При этом одним из основных признаков является то, что продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают какую цену установить на свои товары, или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж.

Однако, на мой взгляд, в нынешней ситуации в среднесрочной перспективе правильнее рассматривать этот рынок как высококонкурентный: в условиях низкого спроса продажи начинают осуществляться не только напрямую, но и через дистрибьютеров, которых на порядок больше, и это неизбежно ведет к конкуренции производителей через давление на них со стороны каналов сбыта.

Определение стоимости: основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Существует много различных теорий формирования стоимости: трудовая, субъективная, вменения, по критерию полезности...

На протяжении последних 6 лет (2002–2008 гг.) мы имели дело с законами стоимости, основанными на полезности товара. То есть, за товар платят ровно столько, насколько он полезен.

Результат данных законов производители в полной мере ощутили в начале этого года, когда цена на товар (согласно ими же установленным в свое время правилам игры – классический бумеранг...) за 4 месяца упала в 3 раза, что, на первый взгляд, не имело ничего общего с экономикой. Хоть и постфактум, производители осознали невыгодность в текущей ситуации этой экономической модели формирования стоимости, и акцент сместился в сторону опоры на трудовой принцип формирования стоимости. При этом не все производители, видимо, понимают, что формирование рыночных законов на основе принятой модели занимает определенное время и требует соблюдения установленных правил не только со стороны потребителей, но даже в большей степени с их стороны. А устраивать «прыжки» влево-вправо в нынешних условиях весьма и весьма чревато.

Надеюсь, что по прочтении всего вышесказанного (а если вы дочитали до этого момента, значит вам это хоть немного, но интересно, и стиль изложения не так утомителен, как мне кажется...), у вас сформировалось некоторое понимание текущей ситуации. Коротко ее можно описать так: было очень плохо, сейчас немного получше, но не так хорошо, как хотелось бы, но непонятно, что будет, и какую стратегию следует принять.

Позволю себе вольность изложить некоторые рекомендации, которые, как я считаю, могут быть полезны для всех участников рынка:

   1.   Изменение стратегии реализации: построение взаимоотношений с переработчиками через односторонние обязательства – гарантии ценовой стабильности на определенный, достаточно длительный срок со стороны производителей.

   2.   Ценовая поддержка переработчиков, производящих импортозамещающие продукты – стеклянную мебель, триплекс, готовые зеркала, эмалиты, торговое и холодильное оборудование, и контрагентов с высоким экспортным потенциалом.

   3.   Активизация, пока еще не поздно, отгрузок на экспорт. Тот объем экспортных отгрузок, который имеет место быть, недостаточен. Хотя здесь вариативность у заводов, входящих в состав мировых корпораций, значительно ниже в силу жестких географических ограничений рынков сбыта со стороны головных компаний.

   4.   Локальный ценовой демпинг для ограничения объемов импорта, который, если быть честным, и так впечатляюще мал, но тенденции к его увеличению есть.

   5.   Увеличение внутри страны выпуска продуктов с большей добавленной стоимостью, произведенных на основе прозрачного листового стекла, способных заменить импортируемые не текущий момент.

   6.   Изменение принципов принятия решений – в нынешней ситуации следует более ответственно и взвешенно подходить к оценке рыночной ситуации, маркетингу и прогнозированию, опираясь не только на внутренние данные, по возможности привлекая независимые внешние источники информации.

   7.   Еще раз перечитать эпиграф... :) ...и хоть отчасти взять на вооружение.

   8.   Хочется рассчитывать, что читатели простят эту шутливую иронию в 7-м пункте..., а если серьезно, у меня пока еще есть надежда, что стекольная отрасль нашей страны сможет пережить предстоящее непростое время без потерь в составе основных участников.

P.S. «Никто из смертных не может быть умен всегда». (Плиний старший.)

Алексеев Дмитрий,
Pioneer©