«Строительная газета»: Профиль раздора


«Строительная газета»: Профиль раздора

Производитель пластиковых окон – ООО «Компания «Оконный континент» обвинила российское представительство немецкого концерна Rehau – ООО «Рехау», выпускающее профильные системы для окон ПВХ, в нарушении антимонопольного и гражданского законодательства РФ, пишет stroygaz.ru. Сначала «оконщик» подал на «профилиста», с которым сотрудничал почти 10 лет, жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), а потом обратился с многомиллионным иском в арбитражный суд (оба документа имеются в распоряжении «СГ»). Причиной делового конфликта, как утверждают в компании, стало невыполнение «Рехау» в конце этого лета своих обязательств по поставке продукции, в том числе и уже оплаченной. Попытка досудебного урегулирования экономического спора, предпринятая «Оконным континентом», ни к чему не привела.

Рынок под диктовку

В октябре «Оконный континент» направил в ФАС России жалобу, в которой заявил, что компания «Рехау», пользуясь своим доминирующим положением на рынке пластиковых профилей, необоснованно устанавливает разные цены на один и тот же товар для различных потребителей и затрудняет доступ оконных компаний к продуктам других производителей этого материала. В частности, в жалобе говорится, что в силу специфических особенностей весь процесс производства пластиковых окон выстроен под конкретного производителя. Перепрофилирование производства окон требует приобретения нового оборудования, обновления программ технологического, складского и логистического учета, переквалификации всего рабочего персонала и смены маркетинговой политики. Затраты на перепрофилирование настолько велики, что оконная компания оказывается в полной зависимости от поставщика профиля, который может безнаказанно диктовать свои условия работы. Именно этим и занимается «Рехау» – считают в «Оконном континенте» и называют подобную деятельность монополистической. К слову, по данным независимого отраслевого исследовательского центра «О.К.Н.А. Маркетинг», последние три года подряд «Рехау» является абсолютным лидером по объему продаж в России. «Каждое пятое окно в стране произведено из профиля Rehau», – подчеркивают аналитики.

«В действиях «Рехау» мы видим нарушение сразу нескольких положений Федерального закона «О защите конкуренции»,прокомментировали «СГ» свою жалобу в компании «Оконный континент». – Мы обратили внимание ФАС на факты злоупотребления этой компанией своим доминирующим положением на рынке: навязывание завышенных цен на профиль Rehau под угрозой прекращения поставок, а также отказ от действующего договора поставки в разгар оконного сезона, что, с учетом особенностей производства пластиковых окон, является намеренным ущемлением интересов другого участника рынка». На момент подписания номера каких-либо предписаний ФАС по жалобе, впрочем, как и определений по ее правомерности, не поступало.

Конец отношениям

При этом в «Оконном континенте» усмотрели в действиях «Рехау» нарушение не только антимонопольного, но еще и гражданского законодательства РФ. Так, 8 ноября Арбитражный суд Москвы принял к производству иск компании к «Рехау» на сумму свыше 27 млн рублей. Судебное заседание по делу назначено на 20 декабря. Сумма иска складывается из 22 млн убытков, понесенных «Оконным континентом» из-за несоблюдения ответчиком договора поставки профильных систем Rehau, которые истец использовал для изготовления пластиковых окон, и 5 млн рублей – в качестве компенсации репутационного вреда. Как пояснили «СГ» в «Оконном континенте», разногласия между компаниями начались 3 августа 2017 года, когда «Рехау» неожиданно уведомило «Оконный континент» об одностороннем отказе от сотрудничества с условием прекращения поставок через месяц, то есть с 4 сентября, однако поставки прекратила уже 18 августа, в том числе по уже согласованным и оплаченным заказам. При этом поставки профиля Rehau прекратились только в отношении «Оконного континента», другие участники рынка продолжали получать эту продукцию. По мнению истца, такими действиями «Рехау» пыталось навредить бизнесу компании.

«В августе спрос на оконную продукцию возрастает до максимального уровня, рассказывает акционер «Оконного континента» Юрий Выдманов. – Наша компания в этот период получает ежедневно 250-300 заказов на установку окон. При этом мы работаем по лин-системе, у нас очень сжатые производственные запасы и ежедневные поставки. Все это было известно «Рехау», с которой мы работали с 2008 года. Кроме того, они прекрасно знали, что перевод производства «Оконного континента» на профильные системы другого производителя требует значительных финансовых затрат и времени. На наш взгляд, это говорит о том, что имевший место в августе односторонний отказ «Рехау» от поставок в наш адрес, в том числе по предоплаченным заказам, есть не что иное, как намеренная попытка причинить нашей компании максимальный вред и, вероятно, остановить наш бизнес. Что ж, попытка была неудачной. Компания успешно продолжает свою работу, сумев перейти на другого поставщика в рекордные сроки – всего за 17 дней вместо полугода – столько обычно занимает перепрофилирование большого оконного производства. Мы еще и вышли в сентябре в плюс. А те убытки, которые компания понесла в августе, будут возмещены в судебном порядке, причем на основании тех же самых правовых норм, которые «Рехау» грубо попрала».

За комментариями в «Рехау» «СГ» обращалась и по поводу жалобы в ФАС, и по иску в столичный арбитраж. Оба раза в компании отвечали, что какие-либо решения касательно дальнейших действий будут приняты «Рехау» после получения (изучения) соответствующих документов, и добавляли, что «позиция ООО «Рехау» относительно сотрудничества с ООО «Компания «Оконный континент» была изложена в информационном сообщении, опубликованном на сайте Rehau от 7 августа 2017 года». «СГ» изучила этот документ. Если коротко, то поблагодарив своего «стратегического партнера» – компанию «Оконный континент» за многолетнюю «историю успешной совместной работы» и подчеркнув «последовательное развитие совместного товарооборота», «Рехау» сообщает, что «…на данном этапе не видит для себя коммерческой целесообразности в продолжении поставок профильной продукции Rehau в адрес «Оконного континента»…». Что касается причин прекращения сотрудничества, ранее, получается, весьма взаимовыгодного, то в письме, к примеру, упоминаются возникшие противоречия в стратегиях развития «Оконного континента» и «Рехау». Запрос «СГ» подробно прокомментировать этот момент «Рехау» оставило без ответа. Но, как пояснили в «Оконном континенте», речь идет о том, что «пока они являлись монопереработчиком Rehau, компанию все устраивало, но стоило «Оконному континенту» проявить интерес к продукции другого производителя – всё, конец отношениям».

«Заставляет напрячься»

Как выяснила «СГ», прямо и косвенно в этот деловой конфликт оказались втянуты еще и другие партнеры «Рехау», которые теперь опасаются, а не окажутся ли они сами рано или поздно в аналогичной ситуации? Так, руководитель крупной оконной компании в Южном федеральном округе (ЮФО) РФ на условиях анонимности (компания – ключевой партнер и монопереработчик Rehau в регионе) рассказал «СГ», что буквально в первую неделю после того как «Рехау» прекратила поставки «Оконному континенту», к ним через регионального представителя «Рехау» по ЮФО пришел запрет из московского офиса «Рехау» на продажу профиля для «Оконного континента», в том числе через другие компании. «И мы были вынуждены это исполнить, – добавляет он. – Но это отнюдь не значит, что мы в этой ситуации заняли сторону «Рехау». То, как повела себя компания с «Оконным континентом», это, конечно, неправильно. У партнеров могут быть разногласия, могут не совпадать стратегии, но всегда есть возможность договориться. А если не договорились, то всегда можно расстаться по-хорошему, цивилизованно». «Оконщик» с юга России также считает, что «эта ситуация многих игроков рынка заставила напрячься». «Потому что история с «Оконным континентом» произошла чересчур внезапно и была слишком уж жесткой. У людей появился страх, что подобное может случиться с их компанией», – отмечает он.

О том, что в августе, чтобы «Оконный континент» не смог перекупить профиль Rehau для своих текущих заказов у кого-то другого на рынке, «Рехау» обзвонила всех своих партнеров с требованием: «Оконному континенту» не помогать, ничего ему не продавать» – открыто заявляет и генеральный директор московской компании «Окна в Дом» Игорь Попов. «Это непорядочно, не по-партнерски, – считает он. – Поэтому и вызывает такое негодование на рынке. Если на людей нельзя рассчитывать, то как с ними в дальнейшем можно вести бизнес? Они же могут так поступить с любым. А особенно об этом стоит задуматься людям, которые, как и «Оконный континент», занимаются монопереработкой. Завтра их партнер «Рехау» может так же повернуться спиной, и оконный бизнес может быть сорван».

По словам Игоря Попова, такое на российском рынке происходит впервые, ничего подобного ранее не было. «И я думаю, что это в новинку не только для нас, но и для немецкого руководства концерна Rehau, – отмечает «оконщик». – Уверен, что они не в курсе ситуации. Для них это будет шоком, потому что это действительно нонсенс». Свои претензии к «Рехау», хоть он и не является монопереработчиком бренда, есть и у него. «Политика сотрудничества с партнерами у них своеобразная, избирательная, – рассказывает Игорь Попов. – Они исключительно лояльны к тем, кто перерабатывает только их профиль, а с другими заказчиками они могут позволить себе и пренебрежение, и агрессию. Это касается и цен: монопереработчики Rehau получают профиль существенно дешевле, чем не монопереработчики. Разница порой доходит до 50%. Как вы понимаете, конкурировать с оконным производителем, у которого настолько низкие закупочные цены на профиль Rehau, сложно. Мы пытались донести до российского руководства «Рехау», что это неправильная политика, что это, по сути, ограничение конкуренции, но понимания от них так и не добились».

Андрей Москаленко (№ 45 от 17.11.2017)

 


Пётр, ноября 21, 2017 3:05 pm
Всем доброго дня!
           Полностью согласен с уважаемым Игорем Николаевичем!
Сегодня ситуацию на оконном рынке  действительно определяют ключевые игроки. Одним из которых является уважаемая компания "Окна в Дом".
За период с 2008 года произошла серьёзная глобализация и изменение структуры рынка: производители стали крупнее, а небольшие производства стали дилерами готовых окон.
            Понятно, что никто не  собирается обсуждать  политику одного из поставщиков профилей, и, тем более указывать ему как работать и какие цены давать.
            Суть в том, что оконный рынок в лице одного из его лидеров высказал свои намерения, "куда двигаться дальше". Полагаю, что движение изготовителей окон будет в сторону более гибких  и молодых компаний, которые готовы двигаться в рыночных условиях, помня об интересах своих партнёров и не забывая о своих интересах. Именно умение соотносить  балланс своих  и партнёрских интересов -  есть суть современных рыночных отношений.
            Выражаю большую признательность нашему уважаемому партнёру - компании "Окна в Дом" и надежду на дальнейшее увеличение сотрудничества наших компаний.
lrg, ноября 21, 2017 3:24 pm
Политику рехау и в отношении моно переработчиков нельзя назвать партнерской. Могу сказать как их монопереработчик в прошлом. Она очень избирательная. Состоящая из недосказанности, недоговоренности и обмана.  И в отношении Оконного Континента проявилась во всей своей красе!  Менеджмент ставит приоритет на собственных сиюминутных интересах, а не на долгосрочных стратегических интересах самой компании, которая теряет самое ценное: доверие!
С таким отношением рехау будет только терять партнеров. И ближайшее будущее покажет это.
Сергей Ельников, ноября 22, 2017 12:55 pm
Цитата
Пётр написал:
движение изготовителей окон будет в сторону более гибких  и молодых компаний, которые готовы двигаться в рыночных условиях, помня об интересах своих партнёров и не забывая о своих интересах.
Целиком  и полностью согласен, только более молодые компании на рынке экструзии вряд ли в  ближайшем будущем появятся.

Больше шансов у "заслуженных", но не у всех. А только лишь у тех,  кто сохранит и приумножит свою гибкость и мобильность, у кого хватит ума, чтоб не "забронзоветь" .  ;)